24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Ресторанная индустрия Минска: 20 открытий и закрытий ушедшего года

Текст: Таразевич Мария, 4 января 2021

Ежегодно Relax.by подводит итоги года в позитивном ключе. Редакция отбирает двадцатку заведений, открытие которых повлияло на гастрономическое развитие Минска. Но в 2020 году говорить только об открытиях было бы несправедливо. Город потерял большое количество проектов, которые когда-то в своей нише были первооткрывателями.

Поэтому в нашей двадцатке 2020 не только открытия, но и закрытия года. Отметим самые яркие, а остальные можем вспомнить в комментариях под статьей или в наших социальных сетях.

Заведения, которые закрылись 

«Винный шкаф»

Один из первых винных баров Минска, которому даже тогда, в 2015 году, почти не понадобилось время на раскачку популярным «Винный шкаф» стал почти сразу. В 2019 году заведение даже получило награду в международной премии Barproof Award 2019 как «Лучший винный бар». А вот первую волну пандемии, к сожалению, не пережило. О причинах закрытия в интервью нам рассказывала владелица Ольга Мазур:  

— Первое, что подкосило «Винный шкаф», — ремонтные работы на Революционной. Мы два месяца просидели в ужасной пыли, работать было невозможно. После ремонта мы частично реабилитировались, но уже была потеряна связь с частью публики, которая за два месяца стала ходить в другие заведения. Это нормально. 

 
 
 

Фото http://insight-studio.by/

SVOBODY. 4

Бар, который буквально ворвался в гастрономическую жизнь города и сделал вид, что был здесь всегда. А ведь так и есть. Европейский, стильный, свободный. Здесь тоже прокачивали винную тему, удовлетворяли гедонистов и меломанов, напоминали о путешествиях, кормили ризотто из ячменя с лесными грибами и чизкейком с хересом. Кажется, что у каждого из нас есть теплое воспоминание из этого бара. 

В социальных сетях проекта отмечено, что бар «временно» не работает. Беларусы умеют ждать, поэтому следим за новостями и надеемся, что в 2021-м SVOBODY. 4 вновь распахнет двери. 

 
 
 

Bistro de Luxe

Красиво стареющее бистро, в котором по утрам хотелось пить игристое, а не кофе, рассматривать привлекательных людей, слушать хруст свежей The New York Times. Абсолютная внутренняя миграция, так трепетно отрепетированная Вадимом Прокопьевым. После октябрьских событий ресторан также пострадал от проверок МЧС, но такого исхода мы не прогнозировали. Сейчас с Bistro de Luxe сняли вывески, и, кажется, история одного из самых изящных мест города завершилась. И, даже если вскоре появятся новости о новых владельцах и повторном открытии, сомневаемся, что шарм Bistro сохранится там хотя бы на 3%. Что такое красивые стены, если в них нет нужных людей? 

 
 
 

Pelican

Нам кажется, что этот проект Минск до конца так и не понял. Pelican как будто существовал в какой-то другой реальности, за которой мы всегда садились в самолет, чтобы выйти в лобби роскошного отеля, вдохнуть запах хороших сигар, послушать рояль или просто спуститься на традиционный five o’clock. Он бы изящно ворвался в центр Лондона, Нью-Йорка или Сингапура, но в белорусской столице, будем объективны, заведение охватывало очень узкую прослойку. Тем не менее Pelican искренне жаль. Бар вне времени как раз-таки от временных перипетий и пострадал. Как и в случае с Bistro de Luxe, предположим: даже если здесь появятся новые владельцы, вдохнуть прежнюю жизнь в этот проект вряд ли получится.  

 
 
 

Фото https://obstanovka.by/

 Tapas Bar

Яркий, вкусный проект, который стартовал в 2010 году почти параллельно с Bistro de Luxe. Парадоксальность почти всех заведений Вадима Прокопьева в том, что с годами они не нуждаются в каком-либо «апгрейде». Так и Tapas почти десять лет не менял свои красно-белые скатерти в клетку, не переставал подавать сангрию и паэлью, не изменял задорному friendly-сервису. Улица без него опустела. 

 
 
 

Mai Thai

Одно из первых заведений города, в котором на высоком уровне стали готовить тайскую кухню. Открывая ресторан в 2016 году, Прокопьев подчеркнул: «Неизвестность — в ней и есть секс»: 

— Тайская кухня — веселая, бодрая и крайне экзотическая. Ей присущи очень темпераментные вкусы — и это как раз то, чего не хватает беларусам, особенно зимой. Людям с болотной «памяркоўнасцю» недостает некоего контраста, а в тайской кухне он есть. Никто не знает наверняка, будет ли такой ресторан востребован у нас. Но неизвестность — в ней и есть секс, когда вы дрожите, трусите и думаете: придут или не придут, попал или не попал? Но мне-то вкусно, мне-то красиво, я-то делал все, как для себя! А как воспримет заведение публика — отдельная тема, и это ж не шутки. 

И публика восприняла. Ресторан слегка сменил ценовую политику, но все эти годы оставался популярным. Безумно жаль с ним прощаться, но свою гастрономическую миссию он выполнил — показал Минску настоящую паназиатскую кухню, насколько это возможно, не замаскированную белорусскими продуктами.   

 
 
 

Фото https://gastrofest.by/

«Хулиган»

И здесь стоит начать даже не с бара, а с самой улицы. Удивительный (и показательный) для Минска  пример: когда популярность улицы зависит исключительно от общепита. После закрытия «Хулигана» и заведений сети «Абиус» Октябрьская буквально вымерла. К счастью, последние нашли силы и ресурсы, чтобы восстановиться после закрытия и штрафов. Мы рассказывали об этом здесь.

А вот в инстаграме «Хулигана» все так же висит прощальный пост: «Ребят, мы всё. 3.782.880 минут наших с вами любовных отношений. Простите, что по-английски. Мы столького вместе добились. Любите свой город». Напомним, что бар открылся в 2013 году.

 
 
 

«Ў бар»

Помним, как мы радовались новости о том, что вместе с одноименной галереей «Ў бар» переезжает на Октябрьскую. Казалось, там у проекта начнется новая жизнь. И она началась, но была не такой долгой, как хотелось бы. После задержания основателя галереи и бара Саши Василевича культовые места прекратили свое существование.

Из проекта ушли практически все учредители: Валентина Киселева, Анна Чистосердова, Саша Василевич и Надя Зеленкова. Один из основателей и партнеров Галереи «Ў» и «Ў бара» — Валентин Лосев — продолжил участие в новом проекте на Октябрьской, 19. Сейчас пространство называется «Вершы».

— Закрытие проекта имеет много причин, и решение, принятое учредителями, очень сложное, — отметила директор галереи Валентина Киселева. —  Но сейчас время перемен, и мы верим, что все к лучшему! Галерея достойно исполнила свою миссию и реализовала много отличных проектов. Девиз, который мы когда-то придумали, — «искусство и безусловная любовь» — это тот ритм, который, я надеюсь, созвучен биению и в ваших сердцах. Большое спасибо всем, кто был с нами все годы! До новых встреч и проектов.

 
 
 

Фото: фейсбук Галереи «Ў»

MonkeyFood

Первый проект, который показал Минску, что такое качественный веганский фастфуд. В социальных сетях команда сообщила: «В связи с большим количеством проверок, судов и штрафов мы были вынуждены закрыть MonkeyFood. Сейчас в этих обстоятельствах нет возможности продолжать наше дело в Беларуси». 

Радует, что команда сохранила за собой право на бренд и все технологии. Вполне возможно, что проект в ближайшее время рассмотрит релокацию, а в лучшие времена вновь вернется в Беларусь. В завершении поста ребята отметили: «Мы ни о чем не жалеем, и ,если отмотать время назад, мы поступили бы так же».

 
 
 

Фото https://zrobym.by/

«Хороший год»

Название бара с учетом итогов прошлого года звучит слегка иронично. Но речь, безусловно, об урожае винограда. А ведь «Хороший год» действительно открылся в хороший год: тогда, в 2016-м, Минск вдруг полюбил вино. Прошла волна открытий винных баров, многие из которых кардинально повлияли на столичную культуру пития. Публично о причинах закрытия владельцы не рассказывали. 

Заведения, которые открылись 

Darling

В этом заведении сложилось все: хороший вкус помножили на сильную команду. Концепт Darling замкнулся на четырех персонах: Алексей Садовой и Антон Шустик создали «идеологию» проекта, дизайнер Ольга Антропова оформила ее визуально, шеф-повар Сергей Ворошилов добавил вкус. 

В Darling четыре зала, в которых случается любопытная смена «декораций». Вы заходите в бистро, встречаясь взглядом с ироничной репродукцией Ромины Рессиа в духе современного Ренессанса. Заказываете драфтовый коктейль на аперитив, расслабленно завтракаете или обедаете у панорамных окон, рассматриваете винтажную консоль и сохранившиеся балки на потолках. Это сasual food — формат гастрономичного европейского бистро. 

Следующий зал — формат brasserie, приближенный к классическому ресторану, но более расслабленный. Свет здесь становится теплее, появляются белые скатерти на столах, в качестве эффектного экспириенса — еда, которая приезжает в зал на лифте. В третьем зале — громче, темнее, смелее. Почти весь зал занимает контактный бар, ключевые константы — искрящаяся люстра и вновь меланхолично-ироничный портрет Ромины Рессиа. Отсюда, захватив коктейль, можно переместиться в лаунж-зал.    

В общем, получилось красиво и вкусно. Не исключено, что в сезон Darling дополнит и камерный летний дворик. 

 
 
 

 Charlie («Шарли»)

Что бы ни говорили хипстеры, классические рестораны прекрасны. В команде нового места на Коммунистической, 4 шутят, что они в какой-то степени «гастрономические контрреволюционеры». Потому что открыли не модное нынче необистро или гастробар, а классический ресторан европейской кухни. Белые скатерти — как один из его главных атрибутов. 

Одна из сильных сторон Charlie — локация. Из витринных окон открывается панорамный вид на Свислочь и дом I съезда РСДРП. Чуть выше по Коммунистической виднеется знаковый дом «под шпилем». А в доме, в котором расположился ресторан, в свое время 2,5 года жил Ли Харви Освальд, предполагаемый убийца Джона Кеннеди. 

В еде, как и в интерьере, здесь абсолютная классика с современными акцентами. Шеф-повар за основу взял французские технологии приготовления, но предлагает микс кухонь: в меню есть что-то русское, итальянское, азиатское. Топ-4 главных продуктов на кухне: фуа-гра, гребешки, утка и мясо. За десертную карту отвечает Ольга Собалюк, которая шлифовала мастерство во французских, итальянских и немецких кондитерских школах. 

 
 
 

«Ресторан (Simple)

Все верно, Simple открылся два года назад. Но, по мнению редакции, именно в 2020-м он как будто нашел себя. По сути, это новое заведение, из которого, к счастью, не ускользнула основная мысль — главенство на кухне белорусского продукта.

Вдохновляет и дизайн. Невероятная панорама, много воздуха, стильный минимализм. В интервью об открытии Влад Луневич подчеркивал: «Это по-прежнему минимализм, когда главное — то, что у тебя в тарелке. Мы все так же вдохновляемся скандинавским подходом к дизайну, кухне и подаче блюд. Мы ни с кем себя не сравниваем и ни на кого не равняемся. Это невозможно, ведь никто в мире не работает с белорусским продуктом». 

 
 
 

«Пена дней»

И снова ребрендинг (точнее, переезд). Без них в 2020-м никуда. «Пена дней» была и остается сильным проектом, который в силу обстоятельств в этом году мог попасть в список заведений, которые закрылись. К счастью, все сложилось иначе. Из просторной локации на Комсомольской бистро переместилось на Интернациональную. Да, стало теснее. Но разве это важно, когда здесь все так же вкусно? 

 
 
 

«За Победой»

Этот бар попадает в наш топ за смелость. «За Победой» последний проект Галины Корсак называется не просто потому, что расположился в новостройке Liberty Residence за культовым кинотеатром. Речь, скорее, о победах над стереотипами и банальностью. В интерьере — многое от сюрреализма. 

Напомним, что Галина Корсак является основательницей сети французских кондитерских Brioche и ресторана Brioche Bistro. Идею кормящего бара она вынашивала полтора года. Как и в случае со всеми ее заведениями, создала концепт, который не могла найти в городе лично для себя:

«В первую очередь, мне не хватало места, где можно классно тусоваться, где звучит качественная музыка, где можно танцевать. Мне не хватало бара, в котором будет сильная винная карта, потому что чаще всего приходится выбирать лучшее из худшего. В конце концов, мне не хватало места, в котором я могу пить и в то же время есть, а не отправляться в 2:00-3:00 ночи на поиски шаурмы или в McDonalds, потому что хочется есть, а негде». 

Бар живет двумя жизнями: утром богемной, расслабленной, вечером — тусовочной и в меру скандальной. Идею поддерживает интерьер-трансформер, выполненный Аленой Булатой. В перерыв в середине дня в баре меняются картины и посуда, появляются провокационные надписи на стенах. Иначе выглядит и команда: если утром вы видели официанта в шелковой пижаме, официантку в костюме горничной, а метрдотеля в барском халате, то вечером они вместе с гостями собираются на вечеринку.  

 
 
 

Da Claudio

Еще одно заведение без претензии на следование трендам. Итальянская классика и ничего лишнего: заведомо беспроигрышный концепт. В первую очередь Da Claudio примечателен своим шеф-поваром. Итальянец Клаудио Роса принадлежит к семейной династии поваров, уже 48 лет он готовит в Италии, Великобритании, Латвии. 9 последних лет — в Беларуси. Клаудио  причастен к таким проектам, как SVOBODY. 4, La Scala Trattoria Ignazio и L'angolo Italiano. 

Традиционную итальянскую кухню здесь не обыгрывают и не подстраивают под местные вкусы. Скорее, готовят так, как это случилось бы на родине Клаудио. Креативный директор ресторана Анна отмечает:

«Заведений с итальянской кухней в Минске много, а вот аутентичные места можно пересчитать по пальцам одной руки. Поэтому, если ожидаете увидеть «Карбонару» со сливочным соусом, шеф-повар выйдет в зал и с удовольствием расскажет, почему у нас она готовится исключительно на основе яичных желтков». 

 
 
 

Brø Bakery

Почти каждый минский любитель ремесленного хлеба наверняка стоял в очереди на Марьевской, 5а, где находится производство Brø Bakery. В этом году открылся их новый проект в европейском формате «кафе у дома» с хлебом и выпечкой навынос. Дизайн-проект разрабатывала Ирина Налимова (Grand Cafe, Bistro de Luxe, Times cafe и др.). Много дерева и зеркал, белая плитка, мягкие оттенки бирюзового — получилось уютно. 

В меню упор сделан, безусловно, на хлеб и выпечку собственного производства. К вину можно собрать сырную тарелку или заказать прошутто. Вино подают как по бокалам, так и с полки (пробковый сбор — 9 руб.). Лаконичное основное меню получилось космополитичным: от «Греческого» салата до самодельных равиоли со шпинатом и рикоттой. В общем, идеальный формат заведения для спального района. Рассчитываем, что 2021-й не будет слишком суров и зародившийся тренд на «придомовые пекарни» продолжит развиваться.  

 
 
 

«Мо»

Эта кондитерская в духе французской квартиры создана с впечатляющим перфекционизмом. Запустили проект две девушки с горящими глазами и немалым опытом в ресторанной индустрии — Мария Харитонова и Ольга Бучик. Кондитерскому искусству Маша посвятила более 10 лет жизни. Первый опыт уже профессионального кондитера получила в Moulin: там она радовала гостей два года, после чего поняла, что хочет двигаться дальше. Этим «дальше» стало обучение в культовой французской школе Le Cordon Bleu в Лондоне. 

Над дизайн-проектом трудились месяц: в результате в интерьере нет ни одной случайной детали. Источник вдохновения — классическая парижская квартира. Та самая: с витринными окнами, высокими потолками, хрустальной люстрой и паркетом «елочкой». Есть в интерьере и раритетные вещи: обратите внимание на отреставрированные венские стулья, некоторым из них более сотни лет.  

Сейчас в десертной карте 13 позиций от 6 до 10 рублей. В линейке представлены как классические вкусы (ваниль, шоколад, карамель), так и нестандартные сочетания, например малина и фисташка. Обратите внимание на десерт «Сицилия». Его рецептура родилась после путешествия Марии в Италию, где у подножия вулкана она попробовала невероятные фисташки. И такая персональная история есть у каждого десерта. 

 
 
 

Camorra Рizza e Вirra

В Минск редко заходят крутые авторские франшизы, так что это открытие однозначно ценно.  Camorra Pizza e Birra — проект крафтовой питерской пивоварни AF Brew. В свое время ведущие блоги и гастрономические порталы хором прозвали заведение одной из лучших пиццерий в Питере, ставшей в последующем всероссийской франшизой. В Минске же Максим Беляев и Александр Шугаев открыли сначала крафтовый бар White Crow Multitap, а затем и Camorra Рizza e Вirra. 

Расположилось заведение в атмосферном помещении дореволюционного здания. Оголенная кирпичная кладка — заведомо беспроигрышный вариант. Можно пройтись по бару и увидеть, где она перекладывалась и переделывалась: найти нишу под печь, места, где вместо окон были двери или просто камни, которыми достраивали дом после войны. 

Для пиццы из местных продуктов используют лишь овощи и зелень, все остальное — итальянское. Притом продукты те же, на которых работает и питерская Camorra. Отметим, что готовят пиццу на бездрожжевом тесте, поэтому оно получается довольно тонким. Фишка в том, чтобы тесто не «перетягивало на себя одеяло» и не перебивало вкус остальных ингредиентов. 

Как когда-то вместе с первыми винными барами Минск начал узнавать вино, так и сейчас аналогичный процесс происходит с крафтовым пивом. Благо, его не затормозили даже кризис и пандемия.  

 
 
 

Kokos 

Завершим наш обзор условной номинацией «лучший стритфуд года». Сеть Kokos запустил шеф-повар Валаваге Сумуду, который более 10 лет работал в заведениях Вадима Прокопьева. Именно он руководил кухней первого в городе тайского кафе Mai Thai, о котором мы рассказывали выше. Шеф признался нашему журналисту: пришло время отделиться и запустить свои проекты. Первый шаг — недорогое кафе с азиатским стритфудом в переходе станции метро «Уручье», а затем и вторая точка возле «Академии наук». 

 
 
 

Фото: Дмитрий Рыщук

Следите за нами в Facebook, ВКонтакте, Instagram и Яндекс Дзен, подписывайтесь на наш Telegram-канал

Новогодний эксперимент: угадают ли мамы, какие подарки попросили у Деда Мороза их дети? Блинчики с лососем, ризотто с грибами, драники. 10 лучших рецептов блюд, которые можно приготовить на Рождество
Этот сайт использует cookies
Понятно