Саша Филипенко — автор колонки в журналах GQ и «Большой» и романа «Бывший сын», создатель шуток для шоу «Прожекторперисхилтон» и просто минчанин. Одним словом, Саша покорил Москву, а с ней и нас всех, и мы решили, что нет знатока богемных мест белорусской столицы авторитетнее.
Когда мы дозвонились до Саши Филипенко, он как раз стоял в классической московской пробке. И в это сложное время, кажется, не без ностальгии вспоминал Минск.
Куда позвать друзей?
В бар Sweet & Sour — здесь кажется, что вы попали в лобби какой-то гостиницы. Мне очень нравятся надменные парни, которые там работают: даже подавая вам ужасные отварные сосиски, они умудряются убедить в том, что это венские колбаски, не теряя лица. Если я хочу выпить вечером коктейль и посидеть с друзьями, отправляюсь туда, потому что там тихо и хорошо.
Куда зовут друзья?
Мы часто ходим в галерею «Ў», чтобы выпить вина, поболтать с друзьями и начать вечер. Когда ничего не нужно делать, я захаживаю туда и провожу там некоторое количество времени, а потом мы начинаем переезжать с места на место. Летом, например, особенно хочется террас, часто собираемся у кого-нибудь дома. Я приезжаю в Минск в среднем раз в четыре месяца, друзья проводят меня по новым местам и все показывают, я ничего не запоминаю и сразу уезжаю.
Где встретить здешнюю богему?
Когда бываю в Минске, часто хожу в бар «Хулиган»: мы друзья со Старцевым, да и потанцевать там можно. Правда, порой я чувствую себя в «Хулигане» немного старым. В Лондоне именно в таких разношерстных барах вы встречаете сценаристов и писателей. Вы не найдете их в клубе Dozari. Если хотите повстречать людей творческих профессий, идите в «Хулиган».
— В Минске количество творческих ребят вообще стабильно растет, особенно много писателей. Они выбирают себе любимую кофейню и там беспрерывно творят. А вы где пишете?
— Дома в кабинете, я не адепт шумных кафе, как Хемингуэй. Раньше писатели отправлялись в кафе, потому что дома их все отвлекало. А у меня есть эдакий бункер, где тихо и ничего не мешает. У всех ведь по-разному. Кому-то нужно, чтобы постоянно подходил специальный человек и подносил очередную чашку кофе. Я же не могу работать, даже если у меня часы на руке: нужно от всего освободиться. А вообще мне очень хорошо пишется в Швейцарии, например. (Смеется.)
— Ну а в Минске-то есть место, где вы хоть строчку написали?
— Это моя квартира. Ни в кафе, ни в парках, ни на велодорожках, ни возле домика РСДРП я не писал. В Москве мне работается гораздо хуже: там все отвлекает.
Вообще Минск — прекрасный город, где все дела можно сделать до двенадцати дня. К шести вечера я наверняка приду в галерею «Ў». Выходит, у меня есть еще шесть часов, чтобы что-нибудь написать. В Москве все иначе: я уже полтора часа простоял в пробке и, кажется, еще столько же буду стоять.
Куда отвести московского друга?
В Минске множество мест, куда можно сводить москвича, но и москвичи бывают разные. Кому интересен клуб Dozari, это один тип людей. Вот скажем какого-нибудь прекрасного москвича я бы отвел в News Cafe — это одно из моих любимых мест в Минске. А вообще даже самый пафосный москвич найдет для себя подходящее место в белорусской столице.
— Совсем недавно на сайте «Сноба» опубликовали текст, в котором москвичка жаловалась на Минск: мол, ни одного приличного места общепита, только на «Лидо» и наткнулась...
— Это ее проблема, я в Москве в Химках тоже могу найти много мест, куда не стоит заходить. Просто у нее не было человека, который показал бы ей город. В Минске множество чудесных мест, куда можно отвести гостей. Когда-то мне нравилось кафе «['Справа]» возле Preston, но оно испортилось, так что не знаю, советовать ли его вам.
Где еще вы бываете в Минске?
Мы часто ездим в «Раубичи» сидеть на трамплине.
Фото: предоставлены пресс-службой, Academia Rossica UKatePhoto, sprava.timing.by, whereminsk.by, facebook.com