На Карла Маркса, 21 в феврале запустились сразу два новых места — бар СО2 от BeerCap и латиноамериканская бургерная Sabroso («Сабросо»). И, возможно, это стало бы рядовым событием в нашей рубрике о новых местах. Если бы не одно «но»: заведения открылись в коллаборации. Руководитель проекта BeerCap Руслан Мелешко и владелец Sabroso Жеан Франко рассказали о необычном дуэте бара и бургерной, а также о глубине понятия «крафт», связавшего их воедино.
Sabroso открылись на месте магазина пряжи и ниток, СО2 by BeerCap — вместо Zombie Bar.
Проект BeerCap стал известен минчанам в 2014 году. А познакомиться с ним еще ближе стало возможно два года спустя: именно тогда открылась дегустационная площадка — пивной магазин и бар на улице Герцена.
Белорусская история латиноамериканских бургеров Sabroso началась в 2017 году в Молодечно, где Жеан с женой Дарьей открыли первую точку. Сегодня там работают уже три заведения, а в Минске Sabroso на Карла Маркса стал вторым.
Однако если раньше основной упор шел непосредственно на бургеры, то сейчас важной частью меню стала домашняя латиноамериканская кухня. По словам собеседника, это поле в Беларуси свободно и аналогов (во всяком случае пока) нет. Кстати, все повара в Sabroso из Венесуэлы — это гарантия максимально аутентичной передачи латиноамериканской гастрономической культуры.
Ценовая разбежка в меню — от 6 до 17 рублей. Вашему вниманию и вкусовым рецепторам предлагают буррито, такос, текеньос, эмпанадас и, конечно, куда без бургеров?
Фрихолес Ранчерос (рваная куриная грудка с красной фасолью, авокадо, яйцом, салатом Айсберг. Подается с пшеничной лепешкой) — 9,50 руб.
Буррито с куриной грудкой/свининой/говядиной — 7 руб./9 руб./12 руб.
Такос (2 шт., с разными начинками) — 5-7 руб.
Папа Коломбьяна (блюдо из картофеля, фаршированного рубленой говядиной и рисом с соусом из сливочного соуса и гуакамоле) — 9 руб.
Бургеры — от 6,50 руб. до 13,50 руб.
Как когда-то Петр I прорубил окно в Европу, так и между уголком Латинской Америки и баром СО2 прорубили стену. Заведения дополнили друг друга не только концептуально, но и фактически: никто не будет против, если вы закажете поесть в Sabroso, а после с едой перейдете в бар. Или наоборот.
В СО2 также расширили привычный ассортимент напитков сети. Если BeerCap известен специализацией на крафтовом пиве, то новое заведение проекта уже смело вводит в линейку настойки собственного приготовления, крепкий алкоголь, винную карту.
— Я не люблю повторяться даже в рамках своих заведений, — рассказывает Руслан. — Важно, чтобы каждое было со своей атмосферой. Разумеется, где-то будут узнаваться интонации и нотки в рамках брендбука, но СО2 станет местом с собственным характером. То, что остается неизменным, — наше желание привить культуру потребления алкоголя.
Название бара звучит необычно, есть у заведения и другие оригинальные фишки.
— Не хотелось делать что-то банальное. СО2 — углекислота, газ, сопровождающий все процессы ферментации. Процессы, путем которых и получается алкоголь. Углекислый газ присутствует и в виноделии, и в приготовлении дистиллятов, — перечисляет собеседник. — Поэтому в названии мы углубились в химию. Даже можно сказать, в химию любви.
Также в концепции постарались отдать дань равноправию, пойти в ногу со временем. Так, например, в женском санузле у нас стоит женский писсуар. Через стену — мужские писсуары, которые отделены от первых лишь аквариумом (не в полный рост). Да, можно видеть лица напротив стоящих, глаза в глаза, — улыбается он.
Сам бар оформлен в красном и черном цветах, на стенах — словно переписанная школьная тетрадь по химии. Под барной стойкой расположились массивные бочки, на которых формулами описан весь процесс брожения.
— Что касается распределения места, мы ушли в «пабовую» сторону. Везде барная высокая посадка и много свободного места, чтобы постоять, пообщаться — ирландская культура не обошла стороной интерьерный концепт СО2, — объясняет Руслан.
Дизайн в Sabroso отражает идею бургерной. Яркие цвета, на стенах — изображения сомбреро, кактусов, калавера, маракасы. Над оформлением для обоих заведений работал художник Антон Шаппо.
— Этот человек очень любит латиноамериканскую культуру, чувствует ее душой, — отмечает Руслан Мелешко. — Поэтому никаких сомнений в том, кому доверить это дело, у нас не было. Выбор сразу пал на Антона.
Оба помещения готовили к запуску недолго: два месяца потребовалось бару, три ушло на подготовку Sabroso.
— У нас не было ни проекта, ни визуализации плана. Я привык работать так, чтобы сначала были какие-то разработки, чтобы видеть все, что предстоить сделать. Но в этот раз все получилось очень экспрессивно, — вспоминает руководитель BeerCap. — Да, наши заведения абсолютно разные. Но при помощи графических и световых решений, не всегда заметных глазу, получилась единая концепция. Поэтому, переходя из бара в бургерную, не чувствуешь дискомфорта.
Однако элементы оформления — не единственная общая черта СО2 и Sabroso. Красной нитью общего концепта стал и крафт.
— Почему у нас есть что-то общее? Жеан отдается своему делу искренне, с душой. Это как раз крафтовая история передачи своей национальной культуры через кухню, — объясняет собеседник. — Проект BeerCap несет культуру крафтового, ремесленного пива. Это продукт от человека, который умеет хорошо создавать его своими руками. Да, с пивом та же самая история, что и с едой. Пивовар, как художник: может работать в одном и том же стиле или творить разную вкусоароматику. И ремесленники не должны стоять на месте. Необходимо постоянно развиваться, давать новые стили, вкусы, ароматы, комбинировать их между собой и искать золотую середину.
Руслан добавляет: пиво должно «разгонять» рецепторы. Чтобы человек получил удовольствие не столько от состояния после выпитого, сколько от гастрономической составляющей.
— Когда с каждым глотком улавливаешь новые нотки, раскрывая напиток для себя, это очень важно. То же самое и у Жеана с едой, — отмечает он.
К счастью героев, белорусский рынок активно развивается в этом направлении. Но если общество потребителей крафта растет не так быстро, то с производителями другая история.
— За последние два года появилось множество талантливых ребят. Они начинали с арендованных пивоварен и фантомного пивоварения, а сегодня уже создают свои пивоварни и варят прекрасное пиво, — с воодушевлением рассказывает руководитель BeerCap. — Каждую неделю у них появляется новый сорт! Три года назад я не мог представить, что будет такой рывок. И понятно, что это пиво не из дешевых, но оно и не может быть таким. Если себестоимость литра — пять рублей, невозможно продавать его за три.
В СО2 стоимость пива в бутылке равна цене этой же бутылки на полке гипермаркета.
— Может, будет рубль разницы. Средняя стоимость бокала пива стартует от 5 рублей. Если это шедевр пивоварения — доходит до 10 рублей, но в целом цена колеблется в районе 5-6 рублей, — делится собеседник. — Появились у нас и тихие вина, ближе к сезону планируем линейку игристых вин стоимостью 5 рублей за бокал.
Также расширили ассортимент сидров, запустили настойки. К лету для женской аудитории немного облегчим пару-тройку видов из них. Что касается вкусов, то пока пошли в направлении классики: вишня, черная смородина, клюква. В стиле лимончеллы с мацерацией цедры созданы мандариновые и грейпфрутовые настойки.
Справка Relax.by
Мацерация — настаивание цедры в спирте.
Кстати, в Sabroso можно побаловать себя и настоящим ромом.
Официального открытия у заведений не было: началась работа в техническом режиме.
— Сначала открылся СО2, где-то спустя месяц — Sabroso. Но мы никуда не торопимся, помпезные открытия нам не были нужны, — улыбаются Руслан и Жеан. — Очень хотелось запуститься в этой локации: Карла Маркса напоминает вильнюсский проспект Гедимина. Здесь спокойно, уютно. Это улица со своей атмосферой, которую мы попытались поддержать.
Где: ул. Карла Маркса, 21
Время работы: пн-чт, вс: 12:00-23:00, пт-сб: 12:00-02:00
Фото: Дмитрий Рыщук
Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне. Следите за нами в Instagram, Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Telegram-канал и Viber-чат