Октябрьская — любимое место отдыха творческих людей и европейских туристов, улица андеграундная, богемная, субкультурная — стремительно теряет свое обаяние. Странная публика, дикие ночные вечеринки с танцами, драками и горами мусора — то, что происходит на Октябрьской этим летом, завсегдатаи метко называют «Мордором».
Что случилось с Октябрьской, почему разрушается ее уникальная атмосфера? Relax.by собрал мнения людей, которые стояли у истоков улицы, ведут здесь бизнес и просто любят это место и хотят его сохранить.
«Make Октябрьская great again»
Влад Луневич, ресторатор (Enzo, «Дэпо», «Лаўка», Let it be, Underdog, Simple):
— Неожиданно вокруг Октябрьской случился информационный бум. Мне как человеку, который более 8 лет работает на этой улице и с которым многие ее ассоциируют, будет неправильно не высказаться на эту тему. Во многом я не согласен со всей этой «взорвавшейся информационной бомбой». Поясню почему.
Главное, что я хочу сразу обозначить. Это даже мой некий посыл: ничего сверхстрашного на улице не происходит! И не стало вдруг происходить. Слово «вдруг» здесь очень важно, потому что в соцсетях писали: «Такого кошмара и трэша здесь никогда не было!».
На самом деле проблемы толп людей на улице существовали давно. Я еще в далеком 2018 году в одном из интервью говорил: меня беспокоит происходящее. Алкоголь, пьянки, толпы, которые бесились на Октябрьской ночами… Все это было.
Но тогда это почему-то никого не беспокоило, что странно. Поэтому если вы не увидели эти проблемы еще в 2018-м, то не увидите и сейчас. Потому что это происходит поздно ночью, когда на улицу периодически стекаются всякие маргиналы. А если вы, как многие пишут в постах, «безумно любите улицу и жить без нее не можете», спросите себя: а что вы сделали для того, чтобы она стала чуточку лучше? Вы просто пользовались ей как фоном для фотографий, как местом для обеда или завтрака. Но вряд ли хотя бы раз сделали замечание молодежи, которая здесь бесилась. Большинство предпочитает высказываться в сети, а можно начать с простых действий.
Бренд улицы
Еще одна причина — раздутый бренд Октябрьской в ведущих онлайн-СМИ. Даже когда Зыбицкая была живее всех живых, а на Октябрьской условно было два тусовочных места («Хулиган» и «Штирлиц»), ее все равно называли тусовочной.
Сейчас, когда Зыбицкая, мягко скажем, мертва, Октябрьская в СМИ преподносится как тусовочная улица. Естественно, это вызывает приток аудитории.
Заведения
Свою роль сыграли и заведения. Я давно говорил, что открытие безликих, странных мест не ведет к развитию. Причина даже не в отсутствии концепта как такового, а в том, что многие открывались без банального санузла для своих гостей. К таким ребятам мы подходили, разговаривали, просили решить эту проблему. Но нас игнорировали. Не буду называть эти заведения, но когда собственники бизнеса даже в пандемию не могут сделать элементарные рукомойники для гостей, то о каком уважении может идти речь. Если вам все равно на своих гостей, то и гостям все равно на вас.
Чем хуже вы работаете — тем хуже у вас гости. У меня такое понимание этого бизнеса. Соответственно, адекватные гости такие места покидают, а неадекватные появляются. В этом году мы завершили начатое еще год назад: установили кодовые замки в санузлах Enzo и «Дэпо».
Естественный отбор идет. Неудачные проекты умирают, удачные приходят. Из последних примеров – абсолютно профессиональный Burgerlab. И, если таких станет больше, улица будет меняться.
Вечеринки
На Октябрьской много различных промоутеров и организаторов вечеринок, которые освоили несколько площадок и устраивают там абсолютно кошмарные с точки зрения санитарных и пожарных норм, потребления алкоголя и вообще эстетики вечеринки. Новостные порталы в свою очередь с удовольствием анонсируют мероприятия «все по 5 рублей» и снимают репортажи. Где в этом любовь к улице и дальновидный взгляд? Я не знаю.
Круглосуточный алкоголь
На появление неадекватных гостей повлияло и появление двух спотов с круглосуточным алкоголем. Это бывший магазин «Рублевский» (ныне «Санта») и заправка, которая сделала ребрендинг и открыла зал с посадкой. С ними мы также вступали в диалог, но они своей жизнью абсолютно довольны и ничего не собираются менять. Что мы можем с этим сделать? Ничего.
Что касается комьюнити Октябрьской, то его нет, никогда не было и вряд ли будет. Я в принципе не очень верю в такие сообщества, которые работают ради одной цели. Я, скорее, убежден: если каждый бизнес на этой улице сделает для нее хоть что-то, мы решим все проблемы.
Коронакризис
Также выскажусь насчет комментариев в адрес людей, которые тусуются здесь ночами. Мол, они какие-то не такие, бескультурные. Неужели вы и правда считаете, что культура в нашем белорусском обществе равномерно высокая и все стремятся к великому? Это же не так. И если где-то в наших сторис мы пытаемся пристыдить таких ребят, то я понимаю, что в нашем обществе это вряд ли сработает. Скорее, это выброс энергии в пустоту. И потом: мне кажется, что мир в последнее время немного сходит с ума.
Вся эта история с коронавирусом, негативный информационный шум…. Это многим искалечило психику. Может, и проблема ночных тусовок так обострилась именно в июне 2020 года.
Всю эту накопленную негативную энергию рано или поздно нужно из себя выплеснуть. Отсюда агрессивное поведение, желание напиться, что-то крушить… Я вижу и в этом связь с тем, что происходит.
Снижение контроля
Здание, в котором находится Enzo, и здание на Ленина, 50 принадлежат частной компании, у которой полностью сменилась руководящая команда и служба безопасности. Это те самые люди, которые выгнали Simple с Октябрьской. Через год нам с ними предстоят тяжелые переговоры по продлению аренды. И я буду считать чудом, если в 2022 году мы останемся на Октябрьской.
Нынешняя служба не считает нужным следить за своей собственностью и вмешиваться в хаос во дворе. Многие проблемы решились бы, если бы собственники были неравнодушны. Помог бы, например, шлагбаум на въезде на нашу парковку.
Что предпринимается сейчас?
Со 2 июля мы наняли свою службу безопасности. Подошли к этому вопросу так, как подходим ко всему: наняли одну из самых сильных служб в городе, а может, и в стране. Эффект видим уже сейчас. Не исключаю, что ребята будут работать здесь каждый день до окончания нашего договора аренды. Если раньше мы заканчивали уборку территорий к 11:00, то теперь мы это делаем к 9:00, а планируем выйти на показатель 8:00. Также устанавливаем больше мусорных баков и будем договариваться с компанией, которая вывозит мусор, чтобы она делала это еще раньше.
Какие меры будет предпринимать служба безопасности в отношении гостей, которые ведут себя неподобающе? Разговор! Основная аудитория, которая так всех пугает, — школьники. Они просто нашли место, где им никто не запрещает выпивать. Поэтому ребятам из службы безопасности будет достаточно начать диалог, чтобы объяснить, что пора уйти. Если человек пойдет на конфликт — вызываем наряд милиции.
Лучшее, что каждый из вас может сейчас сделать, — помочь делом, а не словом. Худшее — прекратить приезжать на улицу.
Мы и так чувствуем отток адекватных гостей. И я говорю сейчас даже не про выручку. Поэтому призываю вас приходить на Октябрьскую. Возможно, это и будет то самое дело, которое поможет улице выздороветь.
«Октябрьская не умерла — она заболела»
Макс Старцев, арт-директор бара «Хулиган»:
— Как только кто-то придумал, что пандемия прошла, контингент улицы вдруг изменился до неузнаваемости. Никто не понял: что произошло? Всем так надоело сидеть дома или всем так надоело на Зыбицкой?
Намеки были и раньше. Периодически появлялись удивительные люди, которые считают, что их музыкальный вкус должны разделить все в радиусе 150 метров. Иногда с «Зыбы» добирались уличные музыканты, которые пели «Ляписа Трубецкого», заменяя слово «Капитал» на «я бухал». И вокруг них собирался кружок подпевал…
Сейчас мы столкнулись с резким смешением аудиторий. К субкультурам добавились другие люди. Например, любители мангалов, про которых многие уже слышали. Страшно, к чему это все может привести.
У меня есть вопросы к площадке, где расположен автобус «Боржоми» и кафе Gruzin.by. У них играет музыка, привлекающая определенный контингент, на Октябрьской совершенно неуместный. Я на этой улице с самого начала и считаю, что имею право так говорить. Мы — своего рода андеграунд — имеем право на свою территорию. Мы относимся к субкультуре, и нам всегда это нравилось. Поэтому больно, что сюда приходит некая массовая культура без цели и определенного ядра. Те, кому неважно, где выпивать. Которым одинаково вкусно пить коктейль, сделанный одним из лучших бартендеров в городе, и полторашку пива из магазина.
Мы комьюнити (я так люблю это слово!). Оно здесь сложилось органически, поэтому тот диссонанс, который мы сейчас наблюдаем, и бьет так больно.
Кто-то говорит, что это естественный процесс. Каждая Октябрьская когда-то станет Зыбицкой и потом нужно будет искать новую.
Но я точно могу сказать, что некоторые владельцы бизнесов не имеют ни желания, ни возможности отсюда переехать. Мы оказались в той ситуации, в которой оказались. Мы — это в том числе люди, которые не делают бизнес на Октябрьской, но любят улицу и им не все равно. Каждый автор проекта, который формировал здесь атмосферу, имеет право сказать: это наше место.
Я пытался вызвать на диалог представителей «Боржоми» и Gruzin.by. Первые ответили, что автобус — это просто арт-объект. Вторые меня сначала игнорировали, но потом все же пошли на разговор и начали движение в правильную сторону.
Что собираемся делать? Начнем общаться — как друг с другом, так и с официальными представителями власти и закона. Мы как-то справлялись 7 лет и будем справляться дальше. Октябрьская не умерла — она заболела. Я верю, что это излечимо. Если мы, люди, которые были здесь с первого дня, начнем опускать руки, то это действительно будет конец.
Круто, что начинаются индивидуальные социально ответственные действия — охрана, уборка, но бороться с последствиями — одно, а с корнем проблемы — другое. Нам не помешает поддержка представителей правопорядка. Именно не вмешательство, а поддержка. И я рад, что диалог арендаторов Октябрьской с РУВД проходит позитивно и без каких-то резких решений.
Я выступаю за переговоры. Это касается и акций вроде «платишь 13 рублей — весь вечер пьешь пиво бесплатно». Вот это называется социальная безответственность. В любом питейном заведении бартендер имеет право не наливать гостю, если видит, что ему хватит. По поводу этого поведения и нужно разговаривать с организаторами таких акций. Надеюсь, наша инициативная группа найдет к ним подход.
«Культурная улица должна быть действительно культурной»
Андрей Ткачев, блогер, активист инициативы #BYCOVID19, штаб которой находится в помещении галереи «Ў» на Октябрьской:
— Для меня Октябрьская всегда была кластером урбанистической культуры города. Меня прельщала атмосфера, царящая там, культурные и музыкальные события, как будто вырванные из контекста Беларуси. Точки стритфуда, бары, рестораны и площадки под разнообразные мероприятия придавали Минску флер европейскости и дух свободы. Поэтому я был расстроен и обескуражен, когда после четырех месяцев изоляции увидел происходящее там на выходных. Толпы весьма нехарактерной публики, пьяные на каждом углу, сомнительная музыка, орущая из каждой второй машины, и просто горы мусора.
Я поговорил с друзьями и понял, что не одинок в своем недоумении. Пообщавшись на следующий день с несколькими ключевыми рестораторами Октябрьской, я увидел, что проблема гораздо глубже и печальнее. И был очень удивлен, что многие заведения вообще никак не коммуницируют друг с другом. Не было какой-то инициативной группы, способной системно решать организационные задачи. Возникла идея создать ее для исправления ситуации, начиная от банального вывоза мусора и установки биотуалетов и заканчивая созданием бренда улицы. В конце концов, объединив усилия, можно сделать гораздо больше, чем поодиночке.
Я прочитал несколько мнений, что, мол, это естественный процесс деградации и вмешиваться не стоит, иначе это какое-то ущемление прав и свобод. Но, простите, если возможность гадить по углам и мусорить везде тождественна свободе, то с таким подходом мы всю страну превратим в помойку. Я же сторонник подхода, при котором, используя правильную коммуникацию, всегда можно и нужно что-то улучшить и договориться.
Культурная улица должна быть действительно культурной, а не центром притяжения люмпенов и любителей прямо на улице распивать алкоголь из ближайшего магазина со всеми вытекающими последствиями.
«Мы выступаем за отдых с уважением»
Денис Крупец, директор ИДС «Боржоми Беларусь»:
— Как бренд с многолетней историей (в этом году мы празднуем 130 лет) мы однозначно выступаем за сохранение культурного наследия и поддержания уникальной атмосферы мест. Улица Октябрьская — именно такое место со своим исключительным настроением и большим количеством столь полюбившихся арт-объектов.
Один из них — автобус «Икарус» — является собственностью Gruzin.by. Боржоми там присутствует исключительно на уровне брендирования и не выступает организатором вечеринок. Потому просим обращаться за комментариями к Gruzin.by, так как мы не являемся спонсорами всех происходящих на этой территории активностей.
Мы выступаем за отдых с уважением и призываем как посетителей, так и владельцев точек общепита подходить к организации отдыха осознанно.
«Без комментариев»
Relax.by обратился за комментарием к совладельцу проекта Gruzin.by Давиду Кусту. В телефонной беседе он предложил встречу, но позже написал, что не может ответить на наши вопросы. Если владельцы сети передумают, мы по-прежнему готовы дать им высказаться.
Напомним, на днях на национальном правовом портале было опубликовано Решение №1269 «Об утверждении градостроительного проекта детального планирования». В нем есть положения, которые касаются Октябрьской.
В частности, улицу планируют сделать пешеходной, убрав трамвайные пути и вынеся производственные мощности за ее пределы, а также построить несколько многоуровневых стоянок и досуговых комплексов.
Фото: Дмитрий Рыщук
Следите за нами в Facebook, ВКонтакте, Instagram и Яндекс Дзен, подписывайтесь на наш Telegram-канал!