Мир захлестнула новая волна интереса к вину. В XXI веке стало модно разбираться в сортах винограда, выбирать к ужину редкие винтажи знаменитых шато, ездить по калифорнийским винодельням. Но если в Европе и США эта тенденция уже никого не удивляет, то что насчет нашей страны? Умеют ли белорусы правильно держать бокал, зачем пьют вино и как обстоят дела в специализированной винной сфере? Спросили об этом у людей, развивающих винную культуру в Беларуси.
Винный блогер
Кирилл Дубовский — писатель, энофил, автор первого в Беларуси Телеграм-канала о вине «Клуб до 27р», победитель конкурса «Винный эксперт-2017», полуфиналист профессионального конкурса кавистов Vino&Vino Trophy 2019. На советы, которые дает на своем канале Кирилл, ориентируются и простые покупатели, и сотрудники в специализированных винных магазинах.
— Как вы пришли в тему вина?
Просто всегда любил пить вино, но выбирал бездумно по красоте этикетки и не мог понять, почему одно вино нравится, а другое нет. Потом друзья подарили сертификат на обучающую дегустацию, где я узнал, как правильно дегустировать вино и что в нем вообще искать. Дальше стал много читать, нашел компанию единомышленников для дегустаций — так и втянулся. Когда выиграл конкурс «Винный эксперт-2017», понял, что знаний и энтузиазма хватает, чтобы завести в Телеграме блог о вине и винной культуре.
— Что хорошего сейчас в Беларуси происходит в винной теме?
Все большее количество людей обращает свои взгляды в сторону вина. Постоянно растет ассортимент, появляются вина из регионов, которых раньше было не найти: из долины Луары, долины Роны и т. д. Сейчас можно даже встретить интересные молдавские вина, которые в слепых дегустациях обходят признанный Старый свет. Открываются новые места с вином по честным ценам: Faust, Decanter. В Owino и Vino&Vino стоят эноматики, как нельзя лучше подходящие для дегустаций разных вин маленькими порциями. Каждую неделю в Минске проходит несколько дегустаций и эногастроужинов. И в целом уровень винной культуры в заведениях растет: все реже встретишь в картах цены за 50 мл, все чаще рестораторы заботятся о правильных бокалах. Работают две винные школы.
Когда я начинал, ничего такого не было. Единственное интересное вино, которое мог попробовать, — то, что кто-то привез из-за границы.
— Что надо изменить или сделать для того, чтобы улучшить винный мир Беларуси?
Государству нужно отменить жесткое регулирование рынка вина и не воспринимать хорошее вино как конкурента продукции белорусских винно-водочных заводов. Импортерам — не идти по пути наименьшего сопротивления, не возить только массовые коммерческие бренды. Потребителю — развивать вкус, интересоваться вином, любить его, и тогда вино ответит взаимностью.
Сомелье
Артем Хамицевич — воодушевленный энофил и сомелье целого ряда минских заведений: Simple, Enzo, Let It Be, Underdog, Willing Lobby Bar... Гости приходят в эти места за удачными эногастрономическими сочетаниями от Артема, а винную карту Simple высоко оценило знаменитое американское издание Wine Spectator.
— Как вы пришли в тему вина?
В мир вина я пришел из неопределенности. Как бы это странно ни звучало, но вино привнесло в мою жизнь гармонию, наполненность и определенность. Через вино я познаю мир, людей, в нем живущих, и себя. До этого была учеба в общеобразовательной школе, оставленная IT-специальность и поиск. А после — учеба в Минском колледже кулинарии, санкт-петербургской школе вина «Энотрия» и ежедневная любимая работа в качестве сомелье.
— Что хорошего сейчас в Беларуси происходит в винной теме?
На мой взгляд, вино стремительно становится частью повседневной жизни в нашей стране. Это ведет к демистификации вина и получению им новой роли. Свидетельство тому — открытие достаточно большого количества демократичных мест на винную тему.
Еще одна положительная тенденция — это появление небольших импортеров с интересными портфелями вин. В свою очередь, большие импортеры проведением форумов, фестивалей, семинаров и дегустаций создают для винного рынка новые поведенческие модели и ориентиры.
— Что надо изменить или сделать для того, чтобы улучшить винный мир Беларуси?
В первую очередь, вину в Беларуси нужно время. Существует целый ряд объективных причин, которые пока не позволяют назвать наш рынок высокоразвитым. Любой сложный продукт требует профессионального к себе отношения, поэтому профильное образование и повышение профессиональных компетенций обязательно будут менять винный мир Беларуси к лучшему.
Это же касается и социально-экономического положения в стране. Вино никогда не было дешевым продуктом и вряд ли им станет.
Однако деятельность, направленная на повышение доступности именно качественного вина, просто необходима.
Владелец винного заведения
Виктор Маковчук — совладелец винного магазина-бара Faust и энофил со стажем. В Faust'е наливают вино по честным ценам и подают итальянские закуски. Принципиальная позиция учредителей — не повышать цены по привычной модели HoReCa и оставлять вино доступным для потребителя.
— Как вы пришли в тему вина?
К вину пришел путем экспериментов с различными видами алкоголя. Я, кстати, один из тех людей, которые в начале 90-х продавали в Минске один пресловутый иностранный спирт (смеется). А пробовать начал еще раньше. В те годы появилось очень много вариантов спиртного, и от советской студенческой привычки пить водку и пиво, запивая самогоном, мы плавно переходили к большему разнообразию. Помню, самым вкусным для меня на тот момент был немецкий ликер. Мне казалось, я находил там ноты болотных ягод, лакрицы и подлеска.
Вино в те времена настоящим пацанам употреблять было неприлично: оно считалось женским напитком.
Однако скрытая сущность взяла свое, и бог винограда во мне победил бога зерна. Постепенно я перешел на коньяк и вино. Мне просто нравится их вкус, а если вдруг приходит опьянение, то оно более мягкое, без жестких последствий. И вот теперь думаю: я просто чертов алкоголик или все же исследователь вкусов? Вижу, что впереди еще много впечатлений. Но в то же время я уверен, что без вина моя жизнь была бы так же интересна.
— Что хорошего сейчас в Беларуси происходит в винной теме?
Кроме отсутствия моря и гор, нашей стране не очень повезло в двух вещах: историческом нахождении в водочном поясе и ограничении конкуренции в области торговли вином. Вообще я «за» ограничения — но в том, что касается всего алкогольного рынка: время работы, сложность покупки, повышение возраста, контроль алкоголизма...
Политика же, когда тяжелый алкоголь доступен, а для вина поставлены супербарьеры, для меня кажется неприемлемой. Верю, что ситуация изменится.
Приятно, что растет конкуренция, растет квалификация людей, которые привозят сюда вино. Я очень люблю конкуренцию и верю, что два винных магазина в одном месте лучше, чем один. Это позволяет стать лучше и повышает конкурентоспособность на общем фоне. Или убивает. Ничто другое не мотивирует так сильно, чтобы меняться. И если вдруг среди поставщиков усилится конкуренция, выиграют не только потребители, но в долгосрочной перспективе и сами импортеры. А суть профессионального бизнеса именно в том, чтобы быть конкурентоспособным и эффективным в краткосрочной и долгосрочной перспективе, причем вторая важнее.
Также очень здорово, что происходит трансформация потребителей. Довольно много молодых людей, которые интересуются винной культурой, уйдя от уже традиционных, но навязанных нам водочных идеалов.
— Что надо изменить или сделать для того, чтобы улучшить винный мир Беларуси?
Все идет естественным путем, и наш рынок, наш мир, наше восприятие изменятся. Тренд, в общем-то, задан. Если бы это зависело от меня, то, наверное, попытался бы объяснить лицам, принимающим решения, что пора осознать: мы не конкурируем только товарами или услугами, главная конкуренция — между странами.
Мы должны создать лучшие условия среди всех соседних и граничащих с нами государств таким образом, чтобы стать Меккой винного и гастрономического туризма. Чтобы все наши соседи приезжали к нам оторваться по полной и закупиться ящиками. И чтобы чужие таможенники ломали голову, как ограничить этот нескончаемый поток бутылок. Ну а наша страна смогла бы наслаждаться потоком денег от налогов, полученных от иностранных товарищей. Впрочем, это касается любой области экономики, и, наверное, я просто фантазер.
Преподаватель винной школы
Елена Гаврюченок — винный эксперт, преподаватель винной школы Vino&Vino Expert (группа магазинов Vino&Vino). В 2013 году после выпуска первого набора WSET 2 (Wine&Spirit Education Trust, крупнейший мировой провайдер квалификаций в области вин и крепких спиртных напитков) возник спрос на расширенный курс по изучению вина, который Елена создала вместе со своей коллегой Ольгой Андреюк. Сейчас знания получают ученики уже девятого потока винной школы Vino&Vino Expert, идет набор на десятый.
— Как вы пришли в тему вина?
Двери в мир вина открылись для меня в детстве: во время семейных застолий взрослые активно обсуждали винные предпочтения руководителей Академии наук, где они работали, и разрешали обмакнуть пальчик в цинандали. Следующие двери открывали дяди в гастрономе, которые соглашались купить для школьниц бутылочку недорогого красного.
Затем винный кругозор расширялся благодаря путешествиям в винодельческие страны, знакомству с более продвинутыми в теме вина друзьями. Пять лет жизни в домике с видом на виноградники позволили получить вид на жительство в мире вина. А потом — и запись в трудовой книжке.
— Что хорошего сейчас в Беларуси происходит в винной теме?
Меняется восприятие вина. Все меньше людей видит в вине средство для изменения сознания, лекарство от депрессии, инструмент для быстрого соблазнения и т. п. Все больше — интересуются им как культурным и гастрономическим феноменом. Винный интеллект — это то, что достойно уважения.
Всегда будут люди, которые бездумно опрокидывают в себя бокалы, но доля тех, кто задумывается о том, что пьет, становится релевантной для бизнеса. Есть спрос — есть предложение.
Импортеры состязаются в разнообразии ассортимента, рестораторы перепрофилируются из пивных в винные, ритейлеры расширяют винное пространство и ценовые категории…
— Что надо изменить или сделать для того, чтобы улучшить винный мир Беларуси?
Во-первых, самое важное, что мы должны делать, — это с самого раннего возраста учить наших детей нюхать все! Заостряйте внимание детей на ароматах, на вкусах, чтобы они учились чувствовать нюансы за пределами «кисло-сладко» или «клубничка-вишенка». Я даю своему ребенку нюхать вино и разный мед, спрашиваю его, какие ароматы он услышал, чем ему пахнет.
В винодельческих странах существуют курсы для детей — вот как у нас развивашки. Там проводят специальные занятия по органолептике: предлагают детям сок различных сортов винограда, учат с самого детства определять оттенки и нюансы. Потом, став взрослыми, эти люди не будут воспринимать алкогольные напитки как средство изменения сознания, а станут искать что-то вкусное, интересное и смогут это обсудить.
Во-вторых, нужны бесплатные визы и приход к нам лоукостеров с дешевыми рейсами. Путешествия расширяют наш кругозор, повышают культуру, в том числе — и культуру пития. Ведь наша страна очень европейская. И с ферментами у белорусов все нормально, мы не можем сказать, что у нации плохо перерабатывается алкоголь. Мы просто должны научиться пить, интересоваться вином, потому что это огромный пласт культуры, который было бы обидно упускать.
Считаю, что, если люди будут превращать вино в церемонию, то и проблема алкоголизма в нашей стране уйдет.
В-третьих, должна быть конкуренция. Сейчас в Минске появляется много «гаражных» импортеров, и это прекрасно! Они стараются везти что-то суперинтересное, этим людям надо ставить памятник. Возможно, крупные игроки не рады, но такие люди здорово подстегивают рынок стремиться к большему.
Импортер
Виталий Шкудун — директор по развитию ООО «Тадеум». Импорт «Тадеума» можно найти во многих магазинах и ресторанах Минска (своих точек у компании нет). Энофилы отмечают, что вина портфеля этого импортера всегда отличаются грамотным соотношением цена/качество, хотя в компании работают всего 25 человек.
— Как вы пришли в тему вина?
В сфере импорта и продажи алкоголя я с 1999 года. Путем проб и ошибок заинтересовался темой вина и решил превратить это в дело всей своей жизни. «Тадеуму» всего 7 лет, я работаю здесь со дня основания: в этот проект меня пригласили как готового специалиста, который может поднять компанию с нуля. Изначальной задачей было «честное вино по честной цене». Чтобы у потребителя, который в Испании и Италии покупает вино по одной цене, а в Беларуси — совсем по другой, не было отторжения и чувства, что его обманывают. Мы открыли Беларуси новые винные регионы (например Венето), первые привезли просекко, франчакорту и сортовую Германию, завели моду на итальянские аперитивы, которые сейчас стоят в каждом баре.
Почему вино? Мне это ближе, палитра здесь гораздо шире, чем в других напитках. Крепкий алкоголь — более агрессивная среда, которая не позволяет собеседнику долго быть в добром здравии, а с вином можно коротать целый вечер.
— Что хорошего сейчас в Беларуси происходит в винной теме?
Достигнута небывалая точка в разнообразии представленности самых популярных в мире винных регионов. Семь лет назад ассортимент на полках был в 5 раз меньше. И если раньше по городу было 10 специализированных магазинов, то сейчас их 50. Это одновременно и причина, и следствие того, что выросла популярность этой категории напитков.
Происходит «откусывание» от сегмента водочного лобби: потребитель интересуется вином как более естественным, натуральным продуктом.
Для простых обывателей винная картинка белорусского мира просто стала разнообразнее, однако выбирать им стало только сложнее. Мы привлекли на свою сторону через соцсети и дегустации большое количество людей, но тем не менее для многих вино — это открытая тема. Выбор здесь зачастую происходит сугубо по цене: человек берет то, что может себе позволить, и не вдается в подробности. Через неделю он и не вспомнит, как называлось вино, которое ему наливали в гостях. Но лояльность к этой теме налицо и среди молодежи, и у взрослого поколения. Вино стало популярно на свадьбах, люди стремятся найти что-то приятное и по хорошей цене — эдакий «смарт бай».
— Что надо изменить или сделать для того, чтобы улучшить винный мир Беларуси?
Недостает пару десятков шампанских домов, «Старого Нового света»: Венгрии, Болгарии, Украины, России... Германии в тезисном понимании, чтобы были представлены все регионы страны.
Уверен, что нужно снимать ограничения в рекламе вин и обязательно увеличивать цены на локальные марки водки. Опыт стран Скандинавии показал, что это работает.
Потому что вином еще ни один человек не спился, а спиться водкой может каждый: это сверхдешевый продукт. Вино же стоит приличных денег. Человек должен поднять свою культуру потребления и жизни, чтобы прийти к вину: это атрибут той «дольче виты», которая так нравится людям.
Беседовала: Александра Тылец
Следите за нами в Instagram, Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Telegram-канал.