24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

«Не хотят становиться тетями». Минский персональный шопер о том, зачем учить людей покупать

Текст: Шрамкова Юлия, 6 августа 2018

Умение стильно одеваться — это настоящий талант. Наверное, поэтому во всем мире все более востребованными становятся услуги персональных шоперов — людей, которые помогают купить именно такие вещи, которые подойдут клиенту. Минский персональный шопер Оксана Прокопович рассказала Relax.by, зачем людям консультант по покупкам, сколько готовы тратить на гардероб и какие ошибки чаще всего допускают.

Кто клиенты персональных шоперов?

— Конечно, к персональным шоперам обращаются далеко не все подряд. Чаще всего приходят женщины, у которых изменилась жизненная ситуация. Например, это может быть мама в декрете, которая спустя какое-то время осознала, что ей нужно заняться не только ребенком и бытом, но и самой собой. Или женщина, которая выходит на новую работу и ей нужно полностью поменять гардероб. Девушки и женщины после развода, которым хочется снова быть любимыми. Бывает, приходят и бизнес-леди, которые хотят подчеркнуть свой статус, но при этом оставаться женственными, часто это женщины после 40, которые хотят выглядеть молодо, но не знают, как это сочетать с нынешними рабочими обязанностями.

В последнее время все чаще приходят женщины, которые уже обращались к стилистам, но не чувствовали себя с ними комфортно. Порой у тех страшно что-то спросить, люди боятся, что их раскритикуют. С шопером человек на равных.

Конечно, в молодости что ни нацепи — все будет смотреться хорошо, но и в старшем возрасте женщинам не хочется выглядеть «тетей». После 30-35 лет часто меняется фигура, кожа требует особого ухода, поэтому многим женщинам сложно сориентироваться, ведь одежда, которая была подходящей в прошлом году, может уже быть совсем не уместной. А иногда, когда разбираю гардероб клиента, находятся вещи еще со школьных времен. Женщины, бывает, просто не знают, как с собой «новой» обращаться.

Как работает персональный шопер?

— Для начала шопер всегда встречается с клиентом и просто беседует, узнает, что ему нужно, каким он себя видит. Общение позволяет немного познакомиться и понять, чего человек хочет. Шопер — это друг. Между ним и клиентом должны быть доверие и откровенность.

Потом обычно разбирается гардероб. Это очень личный процесс. Пустить кого-то рассматривать все свои вещи — очень серьезный шаг, потому что люди часто боятся осуждения. Проводится анализ гардероба, выясняется, какие вещи нужны. На основе анализа гардероба составляется «карта покупок». Затем определяемся с бюджетом.

После того как «карта покупок» составлена, шопер отправляется на предварительный обход — прешопинг. От того, какой заказчик и каков бюджет, зависит выбор мест для покупок. Формируется шопинг-маршрут, по которому стоит пройтись уже вместе с клиентом.

Затем следует сам шопинг. В первый час обычно происходит притирка. Люди ведут себя стандартно, выбирая снова и снова все те же привычные модели и варианты. И только по прошествии этого времени клиенты начинают обращать внимание на что-то новое. Параллельно шопингу и примерке проводится консультация по стилю, сочетаниям и фасонам.

Зайти к клиенту в примерочную можно только после того, как сформируется полное доверие. В эти моменты люди очень уязвимы и, разумеется, не хотят представать не в лучшем виде. По тому, как человек выглядит в момент, когда увидел свое отражение в новом образе, определяется, брать комплект или нет. Если сам себе нравится, у него расправляются плечи, появляется живой взгляд.

После шопинга важно поддерживать обратную связь с клиентами, подсказывать им, куда и как двигаться дальше.

Сколько придется потратить?

— Конечно, бюджет разнится в зависимости от материального положения и статуса клиента. Но, в основном, к шоперам обращаются те люди, которые осознанно готовы к тратам на собственный гардероб. В то же время это не баснословные деньги, потому что совсем не обязательно ходить исключительно по дорогим дизайнерским бутикам. Не стоит думать, что персональный шопер только для очень обеспеченных людей. Человеку со средним достатком тоже всегда есть, что предложить. Можно спокойно пойти в масс-маркет и составить отличные и гармоничные образы. Да, я не волшебница, поэтому не могу гарантировать высшего качества в масс-маркете, но стильный универсальный комплект составить — не проблема.

Можно очень эффектно сочетать дорогие и доступные вещи. Все вместе будет выглядеть очень достойно. Например, более дорогими могут быть обувь или сумка, а одежда — подешевле.

Что просят купить?

— За эпатажными нарядами приходят редко, чаще всего обращаются в поисках базового гардероба. Но «базовый» — не значит скучный. База может быть яркой и цветной, интересно скомбинированной. Иногда приходят за чем-то для особого случая, но это случается реже. Обычно мужчины просят подобрать им свадебный костюм, который не будет выглядеть «топорно».

За чем-то необычным могут обращаться творческие люди, но таким больше нравится искать одежду самим. Тем не менее, бывают среди клиентов художники и музыканты, которым вовсе не обязательно соблюдать какой-либо дресс-код. За «сумасшедшим» приходят, если собираются на модные показы или какие-то особо креативные мероприятия.

Кардинально менять человека нельзя. Перемены должны быть постепенными, чтобы клиент был к ним готов. Нужно мягко и понемногу добавлять в образы яркости и активные решения. Для шопера самое главное — когда клиент носит вещи, которые для него выбрали.

Что такое «неправильные» покупки?

— Чаще всего я сталкиваюсь с импульсивными покупками: человек приобретает вещь просто потому, что хочет, возможно, в каком-то особом настроении. Люди покупают, даже толком не понимая, как и с чем собираются эту вещь носить. И, приходя домой, обнаруживают, что она ни к чему не подходит, ведь вещи имеют собственный стиль, остальные элементы образа должны ему соответствовать. Потом такая вещь висит в шкафу, а владелец смотрит на нее в надежде, что когда-нибудь что-то подойдет.

Иногда бывает, что люди делают скучные покупки. То есть собирают свой гардероб из очень стандартных и сдержанных вариантов. Например, деловой образ будет состоять только из брюк и пиджаков черного или темно-синего цвета.

Какие ошибки бывают в гардеробе?

— Часто сталкиваюсь с предубеждениями клиентов. Они почти всегда совершенно точно знают, какие цвета и фасоны им идут или не идут вообще. Предлагаешь им что-то новое, отличающееся от их привычного гардероба, а они, даже не меряя, уверены, что им такое не идет. И выясняются эти предрассудки только во время шопинга.

Люди нередко зациклены на каком-то наборе приемов и вариантов, помимо которых ничего рассматривать не хотят. Наш мозг ленив. Поэтому приходим в магазин за одними и теми же вещами, даже не замечая, что есть другие фасоны. Вижу, что женщины выбирают только прямые или только зауженные брюки, как будто не существует клеш, кюлотов и других вариантов. Многие пугаются завышенной талии, не смотрят на укороченные фасоны, не рассматривают те или иные ткани и цвета.

Конечно, большую роль в выборе человеком одежды играют комплексы. Способность адекватно оценивать свою фигуру, к сожалению, дана не всем. Вооружаясь теми или иными представлениями о том, что «красиво», люди часто покупают вещи, которые не просто их не красят, но и откровенно портят.

Обычно умеют сочетать одежду одним определенным образом. И часто эти варианты давно вышли из моды. Причем не столько сами вещи, сколько способ их ношения.

Постоянно сталкиваюсь с тем, что в гардеробах клиентов полно вещей, но они все будто вразнобой, не сочетаются между собой. Такие покупки висят в шкафах мертвым грузом, и человек само собой не знает, куда и как их носить.

Бывает и так, что все вещи — одинаковые. Обычно это такие черно-бело-серые гардеробы. Или десять платьев разных цветов, но одного фасона.

Случается, что вещи покупаются комплектами. Это неплохо, но все равно не позволяет составить функциональный гардероб. Это не оптимальный гардероб-конструктор, когда любая вещь комбинируется с другой, создавая нечто новое. Обычно выходит так: есть костюм или платье, под которые подобраны туфли и сумочка. И все, больше эти вещи носить не с чем. Вещей много, а комплектов — мало.

Зачем нужен персональный шопер?

— Основная задача персонального шопера — купить клиенту те вещи, которые ему подходят, которые раскроют его сильные стороны и прикроют слабые. К тому же важно учитывать функции гардероба: деловой или повседневный, много ли в нем должно быть нарядов для особых случаев и так далее. Чаще всего клиенту нужно показать, какие вещи могут быть универсальными. 

Важно купить клиенту не отдельные шмотки, а комплекты, которые будут миксоваться между собой, каждый раз создавая новые образы. Заказчику можно и нужно предлагать новые фасоны, цвета, а главное — комбинации. После разбора гардероба становится понятно, какие вещи человек выбирает. Шоперу же важно предложить ему те новые покупки, которые не только будут подходящими, но и впишутся в уже имеющийся набор вещей. Тогда получится еще больше комплектов.

Для меня лучший результат — если клиент начал обращать внимание на не привычное для него. Складывается ощущение, будто я «разрешила» им смотреть на подобные вещи. Люди ждут одобрения. Зачастую им нужны только легкие подсказки и рекомендации. Для шопера не стоит задача «привязать» к себе клиента. Главное — объяснить так, чтобы люди потом сами справлялись.

Фото: Дмитрий Рыщук.

Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Viber-чат!

Легенда о таинственных хранителях пивных погребов. В Верхнем городе открылся ресторан Butler «Пользуюсь редко». Знающие минчанки о белорусской косметике
Обработка файлов cookie
Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения, сбора статистики и предоставления персонализированных рекомендаций.

Вы можете настроить параметры использования файлов cookie или изменить свое согласие в более позднее время. Для получения дополнительной информации о целях, сроках и порядке использования файлов cookie вы можете ознакомиться с нашей Политикой обработки файлов cookie
Персональные настройки Cookie