О хаотичности минской застройки написаны тонны язвительных постов в блогах. Сложились даже свои архитектурные антирейтинги, в кои попадают одни и те же сооружения. Дом у Троицкого, бетонные коробки на Немиге, недостроенная гостиница возле цирка — можно назвать десятки старых и новых зданий, от которых у эстетов нервно подергивается глаз. Как избавить столицу от архитектурного трэша? Всегда ли снос — лучшее решение? И что делать, если в вашем районе собираются строить очередное безвкусное здание? Об этом и не только мы поговорили во время прогулки по городу с Антоном Гарустовичем, магистром архитектуры, некогда главным архитектором Минского района, а ныне директором архитектурной компании «Аверса-групп», членом правления Белорусского союза архитекторов.
Зиккурат у Троицкого
Перекресток Немиги и проспекта Победителей: именно здесь зародился Минск. Но историчностью нынешняя застройка не блещет, если не считать Троицкое предместье. Впрочем, и его в 80-е годы прошлого века основательно перестроили. Да-да, оно тоже в каком-то смысле новодел. Этому пространству вообще не особо везло на продуманную застройку. Хотя к историческому центру города, по мнению архитектора, нужно относиться с особенным трепетом.
— Люди уже привыкли, что периферийные районы могут быть похожи, как близнецы, но от центра ждешь чего-то уникального. Поэтому исторический центр — это не только культурная ценность, но и своего рода «товар», который мы продаем. Поэтому к его застройке нужно подходить очень аккуратно и взвешенно.
Но первое, что бросается в глаза, не памятники старины, а бомбического размера жилой комплекс «У Троицкого», похожий то ли на крепостной бастион, то ли на вавилонский зиккурат. Он стабильно попадает во все рейтинги самых ужасных столичных зданий.
— Совершенно раздробленный фасад: не выделены ни главные элементы, ни второстепенные. И даже башенки не спасают композицию. Получается глухая стена, которая загораживает панораму, а ведь можно было создать там какое-то общественное пространство: офисы, торговые ряды, развлекательные центры — то, чего ожидаешь от центра города. Как вариант — жилые дома в псевдоисторическом стиле, которые дополняли бы Троицкое. А вместо этого мы получили филиал Каменной Горки в центре города.
Можно ли «спасти» здание путем внешней переделки? На этот вопрос наш собеседник ответить затрудняется: слишком велик масштаб. Но если не нам, то нашим детям или внукам придется что-то делать с этим монструозным домом.
Чем уникален Дворец спорта?
По поводу Дворца спорта мнения жителей города расходятся. Для одних это привычная часть пейзажа, без которой немыслим проспект, для других — очередная советская «коробка». Но наш собеседник в незатейливых формах этого здания находит свою прелесть.
— Дворец спорта — памятник инженерной мысли. Не все знают, что по проекту это уникальное сооружение: два пространственных блока ферм длиной 61,5 м перекрывают зал в продольном направлении. Близнец такого дворца находится в Вильнюсе. И подобных зданий очень мало.
Дворец спорта нареканий у архитектора не вызывает, чего не скажешь об окружающей территории. Ее можно было обустроить иначе, чтобы здание лучше вписывалось в городской пейзаж.
— На мой взгляд, крытая площадка, которую построили за Дворцом спорта, здесь не очень смотрится. Всю эту территорию можно «обыграть» по-другому.
«Не влезай, убьет!», или Как встречает гостей исторический центр
Мимо этого здания ежедневно проходят тысячи минчан. Но далеко не каждый знает, что за учреждение в нем находится. А располагается здесь центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов: с тренажерным и хореографическим залами, саунами, душевыми и бассейнами.
— Спорт учащихся и студентов — это прекрасно, но я не могу себе представить «качалку» или баню в центре, например, Кракова или Праги. Здесь логичнее было бы проводить выставки, спектакли, концерты — то, что привлекает туристов и создает особую культурную атмосферу. А для занятий спортом — выделить другое здание, посовременнее и чуть дальше от центра.
Пока же особую атмосферу здесь создает только будка с лаконичной надписью «Не влезай, убьет!». Рядом с ней — памятный знак, информирующий нас о том, что мы находимся в историческом центре Минска.
— Здесь бы музей устроить под открытым небом, воссоздать древнее городище. А вместо этого мы видим откровенно стремную будочку. Ее нужно или убирать или хотя бы замаскировать, потому что выглядит она крайне неэстетично.
«Историческая память не должна загонять в депрессию!»
Здание на углу Немиги и проспекта Победителей у особо утонченных эстетов способно вызвать приступ паркинсонизма: мрачная бетонная коробка гармонирует со старинным собором и псевдоисторической застройкой напротив, примерно как кирзовые сапоги со смокингом. Сюрреализма в картину добавляет веселая вывеска KFC, притаившаяся под тяжеловесным барельефом.
— Здание на сегодняшний день смотрится совершенно неуместно, но надо понимать, что его строили в другие времена, с прицелом на совсем другое будущее. И это тоже памятник эпохи. Другое дело, что историческая память должна стимулировать жить полной жизнью и строить светлое будущее, а не загонять в депрессию. В нынешнем же своем виде это здание и барельеф на нем только ее и вызывают.
В то же время Антон считает, что бездумно сносить все, что не вписалось в новые реалии, не стоит. Во-первых, историю все равно не перепишешь. Во-вторых, это затратно.
— Можно попробовать сделать новую облицовку, добавить озеленение, подсветку, какие-то террасы, расширить пешеходную зону, сделать так, чтобы барельеф столь явно не доминировал над улицей. А сейчас он словно «давит» на нас.
Сама улица Немига, по мнению архитектора, имеет большой коммерческий потенциал, который почему-то не используется.
— Улица оживленная: здесь за час проходят тысячи людей, многие из них могли бы что-то покупать по дороге. Но уличной торговли, по сути, нет, кроме пары ларьков а-ля девяностые. Почему бы не устраивать здесь сезонные торговые ряды, не организовывать ярмарки, какие-то уличные развлечения, выставки, мероприятия, как это делается во многих городах мира? Тогда улица зажила бы совсем другой жизнью.
Гостиница или тюрьма?
Гостиница «Экспресс» — еще одно своеобразное сооружение. Между стеклянными зданиями вокзала и ТРЦ Galileo оно выглядит, как привет из сурового прошлого.
— Я не раз проводил эксперимент и спрашивал у приезжих, какие ассоциации вызывает у них это здание. Почти все в один голос говорили: «Тюрьма!» Эти мрачные бетонные стены и узкие окошки уместно смотрелись бы на улице Володарского, но никак не здесь, у «ворот» города. Самое печальное, что по облику здания не читается его функциональное назначение. А гостиница должна привлекать к себе, располагать приезжего к тому, чтобы зайти внутрь.
Относительно этого здания Антон видит два варианта: снос либо серьезная реконструкция, переделка фасада.
— Есть много современных облицовочных материалов, которые творят чудеса. Главное — правильно их подобрать. А первый этаж можно превратить в открытое пространство, убрав окна, двери и перегородки, оставив только несущие конструкции. Здесь можно будет организовать торговлю, развлечения, какие-то активности.
«Не-Кемпински»: между жизнью и смертью
Описанные выше здания все же используются и имеют какой-то функционал, чего не скажешь о долгостроях. Среди самых эпичных — гостиница около цирка, прозванная в народе «Не-Кемпински». Ради помпезного проекта снесли первую минскую электростанцию — памятник промышленной архитектуры 19 века. Но стройку заморозили, а объект продали за символические два рубля российскому «Сбербанку». А до ума его доведут, в лучшем случае, к 2020-му.
— В другом месте проект смотрелся бы неплохо, но здесь он не вписывается в застройку проспекта. А еще здание слишком «нависает» над парком Горького. Стены с маленькими окнами напоминают крепость или форт, где можно отстреливаться до последнего патрона. Возможно, стоило сделать здание «лесенкой», чтобы оно не доминировало над пространством. А со стороны проспекта можно было устроить общедоступные террасы для минчан и гостей города, как это сделано в Galleria Minsk: вид здесь замечательный.
Дисгармония с окружающим пространством особенно заметна, если перейти мост и взглянуть на сооружение со стороны парка. На одном берегу — родители с веселыми детишками, развлечения и сладкая вата, на другом — торжественная мрачность некрополя. А река словно разделяет два мира: мир живых и мир мертвых.
— Почему бы этот праздник жизни не продолжить на другом берегу? Если отдать пару нижних этажей гостиницы под торгово-развлекательный комплекс, то здание «заиграло» бы совсем по-другому. Оно привлекало бы людей, включалось в городскую жизнь. Удачный пример такого решения — Galleria Minsk, которая притягивает народ, как магнитом. Причем отель там тоже есть, но он всего лишь часть комплекса. А гостиница возле цирка задумана как «вещь в себе», как замкнутое пространство для узкого круга клиентов. А что оно дает городу?
Очередной гостиницей и вправду никого не удивишь. Да и те, что есть, не пользуются ажиотажным спросом: туристу или командировочному часто выгоднее снять квартиру на сутки. Другое дело, торгово-развлекательный центр: там постоянно идет движение денег, а само место становится интересным для горожан.
Минский ЦУМ и эстетика дачного домика
Еще одно здание, к которому знатоки архитектуры относятся неоднозначно, — минский ЦУМ. К нему мы подходим с тыла и сразу видим нагромождение бетонных конструкций.
— Это ценнейшая городская территория, но давайте посмотрим, как она используется. За ЦУМом есть скверик, но к отдыху он не располагает, потому что мимо постоянно ездят грузовики с товаром. Ах, да, еще и туалеты! Они, конечно, нужны, но в таком виде гармонии окружающему пейзажу не добавляют.
Зато с другой стороны улочки обнаруживается жизнерадостная ресторанная терраса с живыми елочками и кустами земляники. Этот живописный островок уюта — пожалуй, единственное, на чем может отдохнуть глаз.
— А вот тут хочется остановиться, зайти и посидеть за чашкой кофе. Будь вся улица была такая, мы бы чувствовали себя по-другому. Ведь давно известно, что окружающая обстановка влияет на психику человека.
Со стороны проспекта здание ЦУМа смотрится гораздо более благообразно, но восторга у архитектора не вызывает.
— Здание выглядит старомодно и тяжеловесно. Здесь явно нужна другая, более современная облицовка. Возможно, фасад оживил бы большой экран, как на той же Galleria Minsk. Но самое печальное — это красный металлопрофиль на крыше. Он бы уместно смотрелся разве что на дачном домике.
Архитектура — это не только эстетика, но и функциональность. О том, что советская концепция ЦУМа устарела, писали многие. Возможно, стоит пересмотреть само предназначение здания.
— Можно превратить его во всебелорусскую постоянно действующую выставку-продажу, где демонстрировались бы все товары, производимые в Беларуси. Чтобы любой иностранец мог найти здесь белорусскую продукцию. Если сделать первый этаж открытым пространством, то туда даже трактора, «БелАЗы» и другую технику или крупногабаритные изделия можно выставить. Пусть бы потенциальные покупатели ходили, смотрели, трогали, это всегда интересно. Да и просто прохожим было бы любопытно заглянуть. А так здание закрыто от улицы, хотя во всем мире стараются наоборот — стереть эту границу, завлечь покупателя.
Откуда берется архитектурный трэш, и как с ним бороться?
Ощущение, что застройка Минска происходит вопреки мнению самих минчан, возникает у многих. Не успеваешь оглянуться, как появляется очередной «шедевр», от вида которого глаза начинают кровоточить. Порой возникает впечатление, что из всех возможных решений нарочно выбирают самое трэшовое.
— Архитекторы называют это «синдромом столицы». Землю под застройку получить очень сложно, а когда это удается, то инвесторы стремятся начать как можно быстрее. А в спешке трудно «родить» хороший проект.
Вторая проблема, по словам Антона, в том, что у нас не прижилась практика проведения открытых конкурсов среди архитекторов. Они вроде как есть, но знают о них зачастую полтора человека.
— Как это работает во всем мире? Если вы собираетесь построить дом у Троицкого, то объявляете открытый конкурс в несколько этапов, причем с призовым фондом, возможно, с привлечением спонсоров. Участвовать могут не только наши архитекторы или большие проектные организации, но и иностранные, чтобы использовать опыт со всего мира. Потом отбираются лучшие проекты, делается открытое обсуждение, проводится интернет-голосование, все видят процесс, почему победило то или иное решение. Призеры получают деньги и почет, а победитель строит здание.
Еще одна беда — когда застройкой или реконструкцией занимается слишком узкий круг людей.
— Лучший метод для решения масштабных задач — мозговой штурм. Генерировать идеи должна целая команда. И надо активнее привлекать молодых архитекторов, дизайнеров и небольшие проектные фирмы, которые могут привнести свежий взгляд.
На облик города, по словам архитектора, могут повлиять и его жители. Но чтобы к голосу народа прислушались, он должен зазвучать.
— Как бывший чиновник, могу сказать, что общественное обсуждение проектов — это тот бюрократический этап, через который не перепрыгнешь. Но чтобы чиновники вас услышали, нужно проявлять активность: интересоваться тем, что будет построено в вашем районе, приходить на обсуждение проектов, высказывать свое мнение. По закону вся информация о застройке находится в открытом доступе: ее можно найти в интернете, в администрации города или района. А мы сначала отмалчиваемся, а потом возмущаемся: мол, понастроили черт знает что.
Портал Relax.by благодарит компанию «Аверса-групп» за помощь в подготовке материала.
Фото: Дмитрий Рыщук, archdaily.com, новости-мира.ru-an.info
Читайте также:
Zara идет в Минск: сколько будет стоить одежда и как бренд перевернет белорусский рынок
Уникальные минчане: вдохновляющие истории, которые могут вас удивить
Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Viber-чат!