24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

10 весомых причин, почему Минск — настоящая европейская столица. Разговор с урбанистом

Текст: Струк Александра, 17 мая 2017

Недавно мы приводили 15 причин, почему Минск все еще сложно назвать европейской столицей: отсутствие ночных маршрутов общественного транспорта, однотипная застройка, плохой сервис, неискоренимый «совок», маленькие порции и высокие цены в кафе и ресторанах, плохо развитая велокультура и многое другое. Однако, к счастью, не все в нашем городе так плохо. Мы пообщались с урбанистом Дмитрием Бибиковым и нашли 10 причин, по которым Минск все-таки отвечает всем столичным стандартам.

Дмитрий Бибиков, градостроитель и урбанист, выпускник архитектурного факультета БНТУ и магистратуры архитектурного факультета БНТУ («Градостроительство»). Член ISOCARP, а также участник и один из основателей «Минской урбанистической платформы»

— В градостроительстве такой стандарт называется «городом, удобным для жизни», — рассказывает Дмитрий. — Это сравнительно недавняя концептуальная рамка, суть которой заключается в том, что город — это не просто средство достижения наших целей и удовлетворения потребностей, а место, где мы получаем удовольствие от жизни. То есть имеем возможность не только зарабатывать деньги и что-то покупать, но и наслаждаться плодами своего труда. Причем процесс перемещения между пунктами, где мы живем, работаем или отдыхаем, тоже обязан быть приятным. В целом, как сказал один известный урбанист, город должен быть как хорошая вечеринка, с которой не хочется уходить. С этой точки зрения до недавнего времени идеальным примером «европейского неевропейского» города была Москва: там можно было зарабатывать большие деньги, жить в хорошей квартире и ходить в интересные бары или на концерты каких угодно звезд, но расстояние между всеми этими точками было просто адское. И сейчас в российской столице вкладывают колоссальные суммы в исправление ситуации.

Возвращаясь к Минску, можно смело утверждать, что по значительному числу показателей он вполне европейский город. И имеет все, чтобы стать еще лучше.

01 Заинтересованность жителей в развитии своего города

— Сегодня жители столицы все больше интересуются ее развитием. И ярким примером может стать оживленная дискуссия, посвященная разработке и принятию генплана города прошлой осенью, которая показала, насколько живую реакцию вызывает согласование любого проекта детальной планировки. Конечно, в результате такой активности граждан могут возникать и конфликтные ситуации (из последнего — сквер Котовка), но факт остается фактом: минчане неравнодушны к развитию своего города и вряд ли в ближайшем будущем ситуация изменится. А это очень европейская тенденция.

02 Рост интереса минчан к городскому отдыху

— Больше всего это выражается в появлении таких мест, как улицы Октябрьская и Зыбицкая. Сегодня ценность представляют не отдельные заведения, а их совокупность и возможность между ними перемещаться — на других посмотреть, себя показать. Таким образом, на первый план выходит не интерьерное времяпрепровождение, а получение удовольствия от нетоварного ощущения города и места в целом.

03 Интерес к городу со стороны медиа

— За последние годы в Минске появился целый класс городских медиа, которые не только советуют читателям, как сделать свою жизнь в столице интереснее, но и занимаются организацией различных дискуссий и медиа-проектов на тему города и того, что такое быть современным горожанином. Лет пять назад ничего подобного еще не было, поэтому появление таких интернет-площадок не может не радовать.

04 Участие администрации в развитии города

— Сегодня даже администрация понимает, что городу необходимо какое-то новое представление о себе. И как бы нас ни коробило высказывание президента о том, что «Минску нужно навести столичный лоск», оно является прямым подтверждением определенного изменения ментальности и ощущения того, что город должен быть чем-то большим, чем просто суммой его частей.

Хорошим показателем в этом плане является строительство метро, которое ведется даже в самые тяжелые времена. Сейчас у нас прокладывается уже третья ветка, а, для сравнения, в той же Варшаве, которая больше и богаче Минска, по факту их полторы.

Нельзя не отметить работу БАЭС (Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте), которые уже достаточно долго занимаются реорганизацией дорожного движения. И у ребят очень актуальные европейские проекты, которые, я уверен, со временем выйдут на новый уровень и станут типовыми.

Отвоевывание города у машин, организация пилотных платных парковок — также несомненные признаки европейского города. Очень важно не только контролировать, каким образом разные агенты (автомобили, пешеходы, общественный транспорт) взаимодействуют между собой, но и сделать это взаимодействие гармоничным.

05 Рост интереса к городу со стороны активистов

— Интерес к городу у активистов растет, и это невозможно не заметить. Сейчас у нас есть целое шоу «Город» (уже второй сезон), Vulica Brasil на Октябрьской, Минское велосипедное общество, фонд «Интеракция», Летучий университет, который в этом году организовывает школу общественных пространств. Кроме того, в Минске регулярно проводятся различные воркшопы: например, «Дэпо маёй мары» — разработка перспективного видения для троллейбусного депо на площади Победы — или «Здольныя», посвященный организации гендерно чувствительных площадок для игр.

06 Компактность города

— Со времен распада Советского союза администрации удалось избежать так называемого феномена «расползания» города, проявляющегося, в первую очередь, в виде малоэтажной индивидуальной застройки. В результате нарушается гармоничность функционально-пространственной структуры населенного пункта и возникают характерные проблемы.

С точки зрения геометрии, которую ничем не обманешь, Минск — очень компактный город, что важно и для обслуживания жителей общественным транспортом, и для удобства пешеходного перемещения. В этом плане Минск вполне может дать фору многим другим европейским городам.

07 Отсутствие «диких» строек

— До недавнего времени в Минске практически не проводились какие-то бесправные уплотнения или «дикие» стройки. Да, все недовольны домом Чижа у Троицкого, но при этом у нас так и не был возведен отель «Кемпински» на Октябрьской площади и не реализованы многие другие проекты. Надо сказать, что многие европейские города также носят на своем лице «шрамы», вполне сопоставимые с нашим домом Чижа. Взять хотя бы те же Киев или Москву — на их фоне Минск выглядит сравнительно гармоничным и предсказуемо развивающимся городом.

08 Хорошее состояние городской среды

— В целом, состояние городской среды Минска довольно неплохое. У нас практически отсутствует реклама в световых коробах, не очень много больших баннеров. К тому же ситуация постепенно улучшается. То есть визуальный хаос не является большой проблемой, поэтому с точки зрения визуального дизайна город достаточно привлекателен.

В Минске хорошее мощение тротуаров и проезжей части, организована велодорожка, а практически возле каждого заведения есть велопарковка — лет пять назад их вообще нигде не было. Кроме того, на столичных улицах большое количество урн для мусора. Причем если ты из Минска, то это может быть неочевидно.

Кроме того, в последнее время стало несколько проще организовать розничную торговлю или малый общепит на первом этаже жилого дома. Хорошим примером является улица Б. Хмельницкого, где еще недавно были только жилые или административные помещения, а сейчас появились туристические агентства, продуктовые магазины, кафе для студентов и другое. В целом, выведение первых этажей из жилого фонда под общепит и офисы — один из факторов, формирующих качественную жилую среду. Хочется лишь пожелать, чтобы это направление развивалось.

09 Социально-корпоративная ответственность

— В Минске неплохо работает социально-корпоративная ответственность. Это, конечно, не манна небесная, но у нас различные бизнесы достаточно активно поддерживают инициативы, связанные с развитием города.

10 Дисциплинированность горожан

— Минск — достаточно дисциплинированный город, что часто замечают гости столицы. Минчане чаще всего ждут разрешающего сигнала светофора, даже если переходят дорогу вечером, когда нет машин. Водители авто у нас также довольно вежливые. Этот факт не распространяется разве что на парковки, но дело, скорее, в том, что они у нас плохо организованы. И в любом городе мира, когда у человека нет какой-то системы (например, где припарковать автомобиль), он будет ориентироваться исключительно на собственную пользу и выгоду.


Фото: Павел Поташников, Виктор Толочко, Palasatka


Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Viber-чат!

Бросили учебу, чтобы играть в переходах. Как живут и зарабатывают уличные музыканты Минска. Репортаж Как хитрят производители еды: автор проекта «Кушай и  стройней» разрушает мифы о  «здоровых» продуктах. Репортаж
Обработка файлов cookie
Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения, сбора статистики и предоставления персонализированных рекомендаций.

Вы можете настроить параметры использования файлов cookie или изменить свое согласие в более позднее время. Для получения дополнительной информации о целях, сроках и порядке использования файлов cookie вы можете ознакомиться с нашей Политикой обработки файлов cookie
Персональные настройки Cookie