Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Пятнадцать причин, почему Минск все еще не европейская столица

Текст: Струк Александра, 4 апреля 2017 10576 18

Нельзя не заметить, что за последние годы Минск очень изменился в лучшую сторону, став более красивым, развитым и свободным. Тем не менее, назвать город по-настоящему европейской столицей все еще сложно — и мы решили разобраться почему. Поехали!

01 Общественный транспорт

В Минске дела с общественным транспортом обстоят довольно неплохо: в метро чисто, автобусы, троллейбусы и трамваи ходят часто и ввиду относительно небольшого потока машин в городе — практически по расписанию. И все бы ничего, если бы не несколько значительных «НО», решение которых во многом улучшило бы жизнь минчан и гостей столицы.

Отсутствие кондиционеров в наземном транспорте. Эту проблему можно назвать, пожалуй, самой глобальной. Если зимой за счет работы двигателя салон автобусов и троллейбусов еще как-то нагревается, то летом в жаркую погоду находиться в общественном транспорте просто нереально. Кажется, как будто попал на внеплановый сеанс саунотерапии, когда по спине предательскими ручейками стекает пот (особенно «приятно», когда едешь на деловую встречу при полном параде), а из-за закрытых форточек (потому что обязательно кому-то дует) нечем дышать. Последнее усугубляется еще и соответствующими запахами, исходящими от таких же страдающих пассажиров, которые вроде ни в чем и не виноваты, но ты автоматически начинаешь их недолюбливать просто потому, что вам оказалось по пути.

Отсутствие ночных рейсов. В то время как во многих городах Европы общественный транспорт ходит круглосуточно, в Минске ночью его нет вообще. Не успел на последний автобус — бери такси. А если ты бедный студент или просто поиздержался перед зарплатой — иди пешком. Ну а что, прогулки на свежем воздухе способствуют быстрому засыпанию и хорошему отдыху.

Отсутствие туристических проездных. Безвизовый режим ввели, а позаботиться о передвижении прибывших иностранцев по городу забыли. Конечно, с появлением проездных на определенное количество поездок горожанам стало легче, но туристам от этого, надо полагать, ни жарко, ни холодно. Например, в большинстве европейских стран в продаже предлагают билет, действительный на все виды транспорта в течение определенного времени (от 30 минут до 24 часов и более). Активизировав его, вы можете без проблем передвигаться по городу и не заботиться о том, чтобы каждый раз, меняя транспорт, оплачивать проезд. В Минске же дела с этим обстоят несколько сложнее: если в метро пункты продажи жетонов есть на каждой станции, то на наземных остановках киоски с билетами не везде. Оплачивая проезд у водителя, можно столкнуться с тем, что у него не будет сдачи, а карточки он не принимает. А если бедный турист заблудится и сядет не в тот автобус, то при каждой пересадке ему придется платить заново, что в определенных ситуациях может оказаться неоправданно затратным мероприятием.

02 Неадекватные «ипэшники» в такси

Размышляя о проблемах передвижения по городу, нельзя не упомянуть и такое явление, как водители такси, работающие в статусе индивидуальных предпринимателей, — особенно учитывая недавние нашумевшие истории про «Сашу 63 рубля» и чек в 120 рублей за 10 километров. В общем-то, с вызовом машины через диспетчера или при пользовании Uber`ом проблем обычно не возникает, а вот поездка в авто «от борта» может превратиться в печальную историю с неприятными последствиями. Ввиду последних событий складывается такое впечатление, что «частники» живут в какой-то своей параллельной Вселенной, в которой не существует «завтра» и можно думать, что если сегодня содрать с клиента сумму побольше и даже выдать ему чек, то в будущем это никак не повлияет на твою репутацию и востребованность твоих же услуг… Словом, пока таксисты-«ипэшники» стараются заработать на соотечественниках любыми способами, остается следить за уровнем заряда собственного телефона, чтобы всегда иметь возможность вызвать цивилизованное такси, либо оговаривать сумму платы заранее, не ведясь на стандартное «по счетчику».

03 Невозможность полежать на траве в общедоступных местах

Даже если вы редко выезжаете за границу, по картинкам в интернете легко заметить, что в Европе люди, придя в парк или на набережную, спокойно могут расположиться на зеленой зоне — просто отдохнуть или устроить пикник с семьей, друзьями. У минчан же такой возможности практически нет. Ну то есть формально полежать на траве не запрещено и это действительно можно сделать в каком-нибудь отдаленном районе города, но в местах массового скопления людей (например, на Немиге), к вам, скорее всего, подойдут стражи порядка и попросят переместиться на лавочку — во всяком случае истории о таких «просьбах» то и дело появляются в соцсетях.

Впрочем, попытка не пытка, и попробовать «отвоевать» территорию можно всегда. (В прошлом году мы даже рассказывали о самых живописных местах города — выбирайте!).

04 Отсутствие известных брендов масс-маркета

На дворе 2017 год, а в Минске до сих пор нет таких известных брендов масс-маркета, как Zara, Bershka, H&M и других (подробнее эту тему мы рассматривали здесь). В результате, стремясь одеваться все-таки стильно, но недорого, белорусы вынуждены выезжать на шопинг в соседние страны, где все излюбленные марки представлены в большом количестве и хорошем качестве.

05 Однотипная застройка

В большинстве европейских стран архитектура городов располагает к тому, чтобы просто гулять по улицам и рассматривать здания. Можно отправиться в историческую часть со старыми милыми домиками и брусчаткой на тротуаре или поехать в деловой район с современными бизнес-центрами — везде будет, на что поглазеть. В Минске же большая часть зданий представляет собой однотипные панельки, мало чем отличающиеся друг от друга. Местами они хаотично «разбавлены» новыми БЦ и ТРЦ, внешний вид которых ругают все архитекторы мира. Даже проекты кардинально новых кварталов города в процессе возведения по различным причинам рано или поздно сильно упрощаются и в результате не слишком выделяются на фоне остальных.

Что имеем в итоге? Красивых старых зданий (не говоря уже о целых районах) у нас практически нет, многие более-менее ценные для истории города постройки сносятся ради возведения на их месте торгово-развлекательных центров от иностранных инвесторов, а из того, что строится нового, глазу зацепиться и не за что. Так и живем.

06 Отсутствие достопримечательностей и значимых событий

Как бы горько это ни звучало, но положа руку на сердце надо признать, что в Минске совершенно нечем заняться. Летом досуг еще худо-бедно можно разнообразить проходящими фестивалями, и то их пока так мало, что для города с населением в 2 миллиона человек это настоящее событие. И мероприятия эти представляют собой, скорее, некое локальное развлечение для своих: ради их посещения к нам в страну не поедут туристы, а количество отдыхающих едва ли превысит отметку в 10-15 тысяч человек. Не говоря уже об однообразной программе всех фестивалей и нередком эффекте «ожидание-реальность», когда после громкого пиара приходишь-таки на этот праздник жизни и откровенно не знаешь, чем себя там занять.

О зимнем времяпрепровождении в Минске и говорить нечего. Все более-менее интересные (или просто известные) достопримечательности можно посмотреть за один-два дня. Из других развлечений, если повезет на них попасть, — концерты не самых популярных в мире артистов и кое-какие «движухи» вроде модных маркетов и различных барахолок. Конечно, можно еще сходить на какой-нибудь мастер-класс или лекцию, но если ты турист и не понимаешь по-русски?

07 Неискоренимый «совок»

Город — это не только (или даже не столько) здания, достопримечательности и события, сколько люди, в нем живущие. В головах большинства минчан, к сожалению, до сих пор прочно сидит тот самый «совок», избавления от которого все так яростно ждут. Это и хамоватые вахтеры, и уборщицы, которые тебе не рады, и всемогущие «подгоняльщицы» в метро, наделенные властью в приказном порядке стимулировать людей к быстрой посадке в вагон и, кажется, получающие от этого истинное удовольствие. У нас, как и раньше, никто не хочет брать на себя ответственность за что-либо, а потому, обратившись в ту или инстанцию, ты пройдешь все круги ада, прежде чем получишь заветное разрешение или все необходимые подписи. В государственных учреждениях страны все еще процветает формальность и показная занятость, а люди с новыми идеями, стремящиеся сделать город лучше, сталкиваются с таким количеством препятствий, что часто вынуждены вообще отказаться от задумки либо переделать ее до неузнаваемости с целью вписать в стандартный «совковый» формат. В результате всего этого у минчан (не говоря уже о жителях регионов) по-прежнему нет личной свободы в действиях и главное — в умах.

08 Однотипность кафе и ресторанов

Что тут скрывать — большинство минских заведений ничем друг от друга особо не отличаются. Куда ни зайдешь, везде довольно обычный интерьер (а в последнее время — преимущественно в стиле лофт), стандартное меню с блюдами европейской кухни («Цезарь», «Греческий», «Карбонара»…) и посредственный сервис. Появление в каком-нибудь баре необычной позиции тут же становится событием, привлекающим внимание общественности, а обновление меню происходит так редко, что чаще всего заслуживает отдельной новости. И здесь даже сложно сказать, кто на самом деле виноват — нерасторопные рестораторы, расслабившиеся из-за отсутствия должной для столицы конкуренции, или посетители, своим непритязательным спросом рождающие предложение, в результате чего у нас все еще продолжают открываться заведения, где и кафе, и клуб, и караоке по выходным.

09 Плохой сервис

В кафе, ресторанах, магазинах, поликлиниках и других государственных учреждениях, салонах красоты и студиях фитнеса. Само собой разумеется, что это правило не распространяется на абсолютно все заведения города, но все же нередко, когда приходишь куда-то за услугой, складывается впечатление, что отрываешь продавца/официанта/администратора от более важных дел (например, от интернета, болтовни с коллегами или простого желания отсидеться, ничего не делая) и получаешь не услугу, а одолжение. Причем не всегда качественное. И главное, что это никого особо не заботит — не придешь ты, придут другие. А тебе еще нужно будет изрядно потрудиться, чтобы найти место, где понравится. Хотя и здесь не все так просто: в заведениях с хорошим сервисом будет либо многолюдно, либо очень дорого.

10 Высокие цены и маленькие порции

На эту тему, наверное, высказались уже все кому не лень, но и мы не можем этот факт не упомянуть. Не знаем, чем обоснованы высокие цены и маленькие порции в минских заведениях, посещение которых для большинства белорусов — все еще праздник, но надеемся, что с ростом количества новых кафе и ресторанов ситуация все-таки изменится — в Европе же с этими вопросами как-то справляются.

11 Скудный выбор уличной еды

Перекусить в Минске на ходу практически нереально. И если обычный человек еще может перехватить набирающую все большую популярность шаверму, то вегетарианец точно умрет от голода: для того чтобы купить, например, фалафель, придется ехать в какое-нибудь заведение целенаправленно, потому что отдельных точек по продаже уличной еды в столице нет.

12 Плохо развитая велокультура

В большинстве европейских стран велосипед — такое же распространенное средство передвижения, как и автомобиль. Там горожане используют их не только, чтобы покататься на досуге, но и для быстрого перемещения в пространстве и возможности добраться в пункт назначения, не рискуя застрять в пробке. Соответственно, и велокультура за границей хорошо развита: пешеходы не заходят на велосипедную дорожку, а на всех тротуарах есть плавный спуск на проезжую часть без бордюра. В Минске же дела обстоят совсем иначе. У нас считается нормальным ходить по велодорожке, пускать туда бегающих детей и не обращать внимание на то, что собака решила погулять по травке, перегородив проезжую часть не видимым велосипедисту поводком. На самой же велодорожке катающихся ждет немало опасных моментов, и, зазевавшись, можно легко не справиться с управлением и на кого-нибудь натолкнуться (подробнее мы рассказывали здесь). Ну а на обычных тротуарах лучше вообще не показываться — тебе никогда не уступят дорогу, считая, что ты не на своей территории, а потому должен не то что не ехать, но лучше и не дышать.

13 Приспособленность города для людей с ограниченными возможностями

А если точнее — ее отсутствие. В то время как в Европе архитекторы еще во время обучения на практике узнают, каково передвигаться по городу в инвалидной коляске (садятся в нее и пробуют заехать в подъезд или на крыльцо), у нас продолжают оформлять входы в здания высокими ступеньками и пандусами (или их отсутствием). Сложно людям с ограниченными возможностями не только на входе, но нередко и внутри: например, в магазинах витрины часто оказываются слишком высокими, в кафе нет возможности удобно «подъехать» к столику, а специально оборудованные туалеты делают, скорее, для галочки, нежели для практического удобного использования.

14 Нелюбовь к детям

Причем не только к чужим, но и к своим собственным. То и дело на улице можно встретить «любящих» мамочек, которые кричат или даже бьют своих чад за ненадлежащее поведение, затыкают им рот одним резким выражением так, что хочется замолчать и всем окружающим, или вообще не обращают на них внимание, увлекшись разговором с подругой или по телефону. Отсюда и соответствующее отношение к детям и у окружающих, закатывающих глаза или с осуждением поворачивающихся в сторону расплакавшегося ребенка.

В Европе, думается, все совсем не так. Там детей любят и уважают, с удовольствием отвечают на их бесчисленные вопросы и окружают заботой и вниманием. Посторонние люди нередко делают комплименты маме и ребенку или угощают чем-нибудь вкусненьким просто так, без видимой на то причины, а если дитя плачет, не будут обходить стороной, а скорее всего, поинтересуются, могут ли чем-то помочь.

15 Незнание английского языка

Приехав в любую европейскую страну, ты всегда сможешь узнать или получить все, что тебе нужно, обратившись к человеку по-английски. В Минске же на иностранном языке плохо говорят не только сами горожане, затрудняющиеся подсказать туристу нужное направление, но и обслуживающий персонал, которому общаться с туристами приходится по роду деятельности. Вот и получается, что бедный европеец, приехав в Беларусь, вынужден объясняться на пальцах либо молчать — что у нас, наверное, предпочтительнее.

И последнее…

Говорить о том, как в Минске плохо и почему, можно много, но мы же понимаем, что все перемены нужно начинать прежде всего с себя?..


Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Viber-чат!

Репортаж. Красивый с бородой, или Зачем ходят в барбершоп Топ-10 любимых минских мест светской львицы Ирины Кабасакал