24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Бросили учебу, чтобы играть в переходах. Как живут и зарабатывают уличные музыканты Минска. Репортаж

Текст: Бойко Валентин, 16 мая 2017

Уличные музыканты стали привычным, хотя пока и не узаконенным, явлением городской жизни. Для одних игра в переходах — дополнительный заработок, а для других — практически профессия. Минская группа NewTime выходит с инструментами на улицу ежедневно, как на работу. Ради этого занятия все участники бэнда даже бросили учебу. «Улица — прекрасное место, чтобы раскручиваться и зарабатывать», — считают они. И откровенно рассказывают о своем заработке, профессиональных хитростях, взаимоотношениях с милицией и конкурентами и о планах выйти на мировую сцену.

Часам к пяти вечера на проспекте Независимости особенно оживленное движение: все спешат домой. А музыканты группы NewTime наоборот — выходят на работу. С пяти до девяти вечера у них свой «прайм-тайм».

— Когда музыканты говорят, что играют на улице «для души», «чтобы попробовать себя перед публикой» и так далее — это все чушь, — говорит Павел, лидер группы. — Люди делают это ради денег. Мы в свое время просто зарабатывали себе прибавку к стипендии. Потом поняли, что это «тема», и поотчислялись из своих учебных заведений.

Юлианна и Арина ушли из музыкального колледжа, а Павел и Андрей бросили учебу в профессионально-технических заведениях.

— Девять классов и коридор — все мое образование, — делится Павел. — Но зарабатываю я не хуже, чем преподаватели, которые говорили, что без диплома сейчас не прожить. Во всяком случае не голодаю: даже поправился килограммов на семь. А образование никаких гарантий не дает. The Beatles были самоучками, но смогли весь мир поставить на уши своей музыкой.

Музыканты NewTime выступают практически каждый день: если будешь лениться — мало заработаешь. Сегодня они собираются играть возле ГУМа: хорошее людное место. Но до этого минут пятнадцать молодым людям пришлось отсиживаться в «МакДональдсе» и ждать, пока уйдет милицейский патруль. С органами правопорядка у уличных бэндов отношения специфические.

Где-нибудь на Немиге, рядом с тусовочными кварталами, нас особо не трогают. Если собралась толпа слушателей — милиция тоже обычно не вмешивается. Но в центре Минска много всяких государственных учреждений, поэтому музыкантов отсюда периодически выдворяют. Теоретически нас могут привлечь к ответственности по статье «Хулиганство»: например, если продавец магазинчика в подземном переходе пожалуется, что из-за нас не слышит покупателей.

Бэнд выдвигается на «точку» у ГУМа и настраивает инструменты. Павел играет на гитаре, Арина — на виолончели, Юлианна — на скрипке, а Андрей — на кахоне: это ударный инструмент, напоминающий деревянный ящик.

— Мы первыми опробовали в Минске этот формат: два смычковых инструмента, гитара и кахон. Получается здорово, потому что скрипка и виолончель звучат очень мелодично. Ну, и мы с Андреем подыгрываем: я — свои четыре аккорда, а он бахает по «коробке». А если серьезно, то кахон и гитара — наша ритм-секция: она вносит в композиции насыщенность и драйв. Пробовали играть без нее, когда у меня струна рвалась, — получалось скучно.

Чтобы что-то заработать на улице, нужно не только хорошо играть, но и правильно подбирать репертуар. Бэнд, в основном, исполняет саундтреки к известным фильмам плюс пару произведений собственного сочинения. Выступление музыканты начинают со своего коронного номера — композиции Lux Aeterna из «Реквиема по мечте».

— Чтобы проходящий мимо человек бросил монетку, мелодия должна его цеплять. А этот саундтрек — один из самых сильных. Еще часто исполняем музыку из «Пиратов Карибского моря» и «Игры престолов». Многие прохожие останавливаются, слушают. А где подошел один — там и второй, и третий, и четвертый…

В этот раз толпу собрать не получается: конец рабочего дня, все спешат. Но футляр от скрипки понемногу наполняется монетами: «гонорар» достается как от молодежи, так и от людей постарше. Мужчина азиатской внешности сосредоточенно слушает «Реквием по мечте» до конца и кладет пять рублей.

— Заработок во многом зависит от погоды: в пасмурный день люди более замкнуты в себе. А когда яркое солнце, то и музыку слушают, и нас поощряют охотнее. В будний день, когда все идут с работы, лучше всего играть на конечных станциях метро: там поток людей просто сумасшедший.

После пронзительного Lux Aeterna бэнд выдает бодрый саундтрек из «Пиратов Карибского моря». Звуки музыки смешиваются с шумом проспекта. Странно, что в таком людном месте не видно и не слышно других музыкантов.

— Среди уличных бэндов есть свои неписаные правила. Самое главное — не мешать другим. Если ты встал на «точку», то рядом уже никто не пристраивается. А вообще мы регулярно списываемся в интернете и договариваемся, кто, где и когда играет. Конечно, есть некоторое соперничество, но не такое, чтобы бить конкурента контрабасом по голове.

Сейчас для уличных музыкантов собираются отвести специальные места, где они могли бы выступать легально. Но музыканты NewTime относятся к идее скептически.

— Мы пока не очень понимаем, как все это будет работать. Как на одной площадке будут уживаться разные бэнды? Мы, допустим, играем акустику, а кто-то приходит с «комбарем»: он-то будет играть громче.

Но самое главное — это свобода, которой музыканты дорожат больше всего. По их словам, если бэнды начнут контролировать, уличная музыка утратит свое очарование.

— Мы бы могли пройти кастинг, получить разрешение, но это будет уже совсем не то. Мы живем в свободной стране и играем, что хотим, где хотим и когда хотим. Именно такая уличная музыка создает в городе особую атмосферу.

Улица для этих молодых людей — нечто большее, чем просто место, где они зарабатывают на жизнь. Лидер группы считает, что это прекрасная стартовая площадка. Музыкантов уже не раз приглашали выступать в кафе, ресторанах и даже в госучреждениях.

— На улице все по-честному: народ голосует рублем. И если вы плохо играете, человек не полезет в свой кошелек за монеткой. А нас уже узнают, даже спрашивают, где мы будем выступать в следующий раз. Вот так и раскручиваемся потихоньку. В будущем хотим стать известными музыкантами, выйти на мировую сцену. Почему нет?

Поток людей понемногу редеет. Музыканты ссыпают свой гонорар в пакет и прячут инструменты в футляры. Их рабочий день закончен. Возможно, они и вправду когда-нибудь станут мировыми звездами. Но завтра молодые люди вновь будут играть где-нибудь на улице или в переходе.

Фото: Дмитрий Рыщук

Видео: vk.com

Читайте еще:

Репортаж. Белорусы построили под Минском ферму по разведению пищевых сверчков и червей. Скоро на прилавках!

Эксперимент: можно ли за 100 долларов провести выходные в Киеве

Смогли. Как живет тот самый «Первый Цветной» с букетами от 5 рублей и бесплатной доставкой

Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Viber-чат!

Семь причин побывать в Индии. Откровенный разговор с преподавателем йоги из Минска 10 весомых причин, почему Минск — настоящая европейская столица. Разговор с урбанистом
Этот сайт использует cookies
Понятно