Героиня: Софья Чебанова, руководительница UX-лаборатории в студии разработки Wargaming. Родной город — Санкт-Петербург. В Минске — 7 лет.
Вдохновляться и вдохновлять
Влюбить других в свою профессию — ни с чем не сравнимое удовольствие.
В Минске собеседовали 4 часа
Шел 2012 год, студия разработки Wargaming развивалась бешеными темпами и искала того, кто бы мог создать UX-лабораторию. К этому моменту у меня уже был приличный опыт в UX-исследованиях благодаря работе при родном университете. Но знакомство с игровой индустрией у меня было довольно шапочным. И все-таки я согласилась приехать в Минск на собеседование — из профессионального любопытства. Разговор длился четыре часа, после чего мне сделали предложение, от которого было трудно отказаться. Я рискнула и переехала в Беларусь. И не пожалела — этот шаг открыл мне пути для профессионального роста в захватывающе интересной сфере.
Шел 2012 год, студия разработки Wargaming развивалась бешеными темпами и искала того, кто бы мог создать UX-лабораторию. К этому моменту у меня уже был приличный опыт в UX-исследованиях благодаря работе при родном университете. Но знакомство с игровой индустрией у меня было довольно шапочным. И все-таки я согласилась приехать в Минск на собеседование — из профессионального любопытства. Разговор длился четыре часа, после чего мне сделали предложение, от которого было трудно отказаться. Я рискнула и переехала в Беларусь. И не пожалела — этот шаг открыл мне пути для профессионального роста в захватывающе интересной сфере.
В Беларуси IT кипит энергией
Местное IT-сообщество (и конкретно его геймдев-часть) очень сильное и живое. Оно стремительно развивается — в том числе благодаря поддержке со стороны государства. Проект ПВТ 2.0, легализация крипты в Беларуси — с моей точки зрения, это невероятные шаги. Но и само по себе сообщество кипит энергией, как и местные IT-компании. Они работают со всем миром, вкладываются в развитие комьюнити, пропускают через себя огромное число специалистов и проводят мероприятия: конференции, митапы, хакатоны. Постоянный обмен знаниями очень сильно двигает местную индустрию вперед.
Местное IT-сообщество (и конкретно его геймдев-часть) очень сильное и живое. Оно стремительно развивается — в том числе благодаря поддержке со стороны государства. Проект ПВТ 2.0, легализация крипты в Беларуси — с моей точки зрения, это невероятные шаги. Но и само по себе сообщество кипит энергией, как и местные IT-компании. Они работают со всем миром, вкладываются в развитие комьюнити, пропускают через себя огромное число специалистов и проводят мероприятия: конференции, митапы, хакатоны. Постоянный обмен знаниями очень сильно двигает местную индустрию вперед.
Чтобы о тебе узнали — говори
Ценность конференций и вообще выступлений перед коллегами я поняла еще в Питере. Нашей лаборатории остро нужны были деньги для продвижения. А их не было. В то же время питерское UX-сообщество находилось в фазе активного роста и эту энергию нужно было как-то выплеснуть. Был канун Нового 2012 года, мы с коллегами обсуждали планы на будущее, и у нас родилась идея провести конференцию. На первую «ПрофсоUX» приехало более 400 участников. Это было настоящее событие в жизни сообщества.
«Нужно обязательно рассказывать о том, чем ты занимаешься. Только так ты сможешь развивать свое дело и расти как профессионал»
Минск открыл во мне спикера
Переехав в Минск, я стала выступать чаще. И постепенно поняла, что участие в конференциях решает не только глобальные цели (как развитие сообщества), но и целый веер частных задач. Конкретно, это помогает понять, на каком уровне вы находитесь как команда по сравнению с коллегами, увидеть свои слабые стороны и найти тех, с кем можно обсудить более узкие темы. А еще конференции несут своего рода просветительскую миссию. Благодаря им люди, далекие от IT и конкретно от UX, лишаются ложных представлений об индустрии или даже загораются этой темой. Иногда настолько, что через какое-то время сами выступают с докладами.
Переехав в Минск, я стала выступать чаще. И постепенно поняла, что участие в конференциях решает не только глобальные цели (как развитие сообщества), но и целый веер частных задач. Конкретно, это помогает понять, на каком уровне вы находитесь как команда по сравнению с коллегами, увидеть свои слабые стороны и найти тех, с кем можно обсудить более узкие темы. А еще конференции несут своего рода просветительскую миссию. Благодаря им люди, далекие от IT и конкретно от UX, лишаются ложных представлений об индустрии или даже загораются этой темой. Иногда настолько, что через какое-то время сами выступают с докладами.
«Из того, что мне особенно здесь нравится, я бы выделила чистоту, соблюдение правил дорожного движения, драники с холодником и озерный край на севере страны»
Делюсь редким опытом
UX в геймдеве — отдельная история. У сайтов и программ есть конкретные задачи, и успешность их выполнения измерить довольно легко. Главная задача игр — приносить удовольствие. С измерением здесь дело обстоит сложнее, поскольку вовлеченность, азарт и другие составляющие удовольствия от игрового процесса — вещи почти неосязаемые.
UX в геймдеве — отдельная история. У сайтов и программ есть конкретные задачи, и успешность их выполнения измерить довольно легко. Главная задача игр — приносить удовольствие. С измерением здесь дело обстоит сложнее, поскольку вовлеченность, азарт и другие составляющие удовольствия от игрового процесса — вещи почти неосязаемые.
К счастью, UX Lab оборудована очень прогрессивно, что позволяет все это измерять и дает большую гибкость в исследовании разных срезов игры — от интерфейса и взаимодействия до геймплея. Попутно мы получаем такие навыки и знания, которые не получишь практически нигде. И мне нравится накапливать, а потом делиться ими с коллегами не только в компании, но и за ее пределами. Так я вношу свою лепту в развитие любимого UX.
Здесь можно стать профи
Семь лет назад, когда я только приехала в Минск, местное UXсообщество было закрытым и имело высокий порог входа. Не лучшая ситуация для тех, кто только начинает изучать UX, с учетом того, что профильное образование в СНГ получить почти невозможно — это я испытала на собственном опыте. Чтобы стать профессионалом в UX, я сначала окончила прикладную информатику в области искусств и гуманитарных наук, потом — математическую прикладную экспериментальную лингвистику. Плюс курс Computer-Human Interaction на психфаке СПбГУ.
Мне хотелось помочь новичкам, и вместе с коллегами мы создали проект «Дизайн кUXня», куда я приглашала знакомых и бывших коллег из Питера и Москвы. Они выступали с докладами по самым разным темам. Всего через нашу «кухню» прошли десятки человек. И я точно знаю, что часть из них влюбилась в UX и впоследствии сумела стать мощными специалистами.
«До переезда в Минск у меня были стандартные представления о нем как о провинциальном городе, застрявшем между прошлым и будущим. На самом деле Минск разный, очень комфортный для жизни, и здесь можно найти всё, что хочешь»