Как получилось, что какие-то мужчина и женщина десятки тысяч лет назад вдруг решили добровольно себя связать узами брака? Какие реакции произошли в мозгу древних, принявших решение отныне жить вместе, делить печали и радости и растить детей? Доподлинно никто не скажет, ведь даже сам ход истории предполагал, что мужчина и женщина — это две половинки одного целого, соединенного таким условным знаком, как свадьба.
Сегодня свадьба — это настоящее шоу, или праздник живота, или сумасшедшая авантюра, или совсем незаметное событие… Продолжать можно долго, но не лучше ли вспомнить о том, что творилось с молодоженами, когда не было лимузинов, небоскребов и шампанского за 1000 $?
О том, что такое свадьба по расчету, слышали все. Но ведь условия того самого расчета были абсолютно не те, что мы имеем сейчас. Молодые люди изначально знали, что им предстоит согласиться с выбором родителей. И, несмотря на многочисленные истории любви, большинство верило в поговорку «стерпится, слюбится». А в некоторых странах девушка заранее готовилась в один прекрасный момент быть украденной (привет грекам и Елене Троянской) или куплена за, скажем, двадцать овец или коров. Но все, как и сейчас: на каждую покупку чек, каждой свадьбе — договор. «Ты становишься моей женой, а я твоим супругом отныне и навеки, согласно закону Моисееву. Если я оставлю тебя, я должен вернуть тебе твой утренний дар (т. е. приданое) в размере 200 динаров», — обещал некто в 135 г. н. э. недалеко от пещеры у Мертвого моря. Кстати, тот, кто думает, что идеи эмансипации были новы в свое время, глубоко ошибается: в некоторых греко-египетских брачных договорах закреплены весьма смелые желания женщин по части эмансипации.
И невест можно понять: когда в 12 лет тебя считают засидевшейся в девках, становится волей-неволей обидно. К тому же, в холостой жизни тогда не видели абсолютно ничего хорошего. «Не женат — не человек», «Холостой — полчеловека», «Не та счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа», «С ним горе, а без него — вдвое», — говорили древние, предвкушая большие гулянья в случае «счастливого исхода». Но свадьба была не просто гулянкой – это был настоящий обряд, требующий строгого соблюдения многих правил и состоящий из трех основных циклов: предсвадебного, свадебного и послесвадебного. Первый – самый волнительный. Именно сейчас в дом приходят сваты (порой весьма наглые и настырные), семьи изучают друг друга, примеряются к приданому, а жених и невеста проводят с друзьями последний свободный вечер (этот хороший обычай мальчишников и девичников в наше время научились исполнять мастерски). Наконец, после необходимых приготовлений (почесать молодым волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде, осыпать хмелем или зерном с деньгами и зажечь богоявленской свечой брачные свечи) можно было приступать к свадебному этапу. Cбор свадебного поезда, приезд жениха за невестой, встреча молодых в доме родителей, привоз приданого, обряды после первой брачной ночи — все меркло в сравнении с размахом свадебного пира. Хорошо погулять — вот откуда у нас такая любовь, и, видимо, с генетикой ничего не поделаешь. В заключение свадебного цикла устраивались «отводины» - визиты молодых к ближайшим родственникам.
Обручальное кольцо, фата, свадебное платье — привычные слова для молодоженов, но история этих «свадебных артефактов» не так уж и проста.
Восток — Древняя Греция — Рим — весь мир — вот примерный путь, который проделало маленькое колечко, первоначально служившее маяком «женщина уже не продается». Затем в 800 г. римский папа присовокупил к нему значение верности, постоянства и целостности любви, и с тех пор лучшего символа для этого не придумали.
А еще когда-то сожительства было достаточно, чтобы двое считались мужем и женой. Но в случае «покупки» жены радивые мужья решили себя обезопасить и документально закрепить кто, за сколько и когда был приобретен в жены, и изобрели свидетельство о браке.
Свадебный пирог, даже сейчас являющийся обязательным участником праздничного стола в прежние времена служил не только едой и символом изобилия, но и в качестве своеобразного препятствия: в Англии гости приносили с собой пироги и нагромождали их в центре стола, а жених с невестой пыталась поцеловаться поверх этой сладкой горы. Девушкам, живущим в Древнем Риме, везло меньше: над их свадебными прическами разламывали пирог (чтобы в семье было изобилие), а крошки гости собирали сами (верили, что наудачу).
Что касается подружек невесты и друзей жениха, то у древних мы могли бы и поучиться. На их свадьбе обязательно должны были присутствовать по 10 человек с каждой стороны, одетых подобно молодоженам. А вдруг прилетит злой дух? Ну и пусть — отличить жениха и невесту он вряд ли сможет!
А вот белый цвет свадебного платья к мистике имеет далекое отношение. Только в середине 17 века королева Виктория дала пример невестам всего мира надевать белое платье, а по другим источникам еще до нее это сделала Анна Австрийская. И белый цвет платья вовсе не является символом целомудрия — непорочность означает фата. Именно поэтому считается, что если женщина выходит замуж не впервые, она не должна одевать фату на свадебную церемонию.
Если вам почему-то тяжело определиться с датой свадьбы, попробуйте вновь обратиться к древним приметам. Люди напримечали, кстати, много чего нежелательного. Например, не рекомендуется жениться в большие годовые праздники (таких как Коляды, Масленица, Купалье), в високосный год, в мае и во время постов. Оптимальное время наши предки все же рассчитали: это период с 14 октября по 28 ноября ("Вялiкая вясельнiца"), время после празднования Коляд ("Мясаедныя вяселлi") и весенне-летние "Траецкiя вяселлi".
Думаете, слишком наивными были наши предки? А вы попробуйте провести свадьбу по их обычаям — веселье и эксклюзив гарантированы!