Люди постарше нередко ругают «сетевое» поколение Y, сетуя на злые фильмы и утерянные семейные ценности. С опытным психологом Ренатой Фалько мы постарались докопаться до истины: выяснили, почему ругать сетевое поколение не за что и чем оно прогрессивнее своего предшественника.
Справка Relax.by
— Вероятно, каждое новое поколение считают «хуже» предыдущего еще с первых столетий существования мира, — улыбается Рената, — о том Тургенев в «Отцах и детях» и писал. А я вот даже и минусов не нахожу. Чем оно плохое? За что его ругают и, главное, кто? Те, кто его таким и вырастил?
Дураков и тунеядцев всегда хватало, зачем о них говорить? Я знаю множество прекрасных молодых людей. И недовольство ими — это, скорее, сетование на то, что они живут не так, как жили мы. Сейчас за окном — переломная эпоха. Я верю в то, что технологии и «интернеты» наскучат, как любая игрушка, станут привычными; вернется интерес к искусству и живому общению.
У предыдущего поколения была установка «не выделяться». Сейчас же, напротив, модно быть другим. Такая гонка во многом хороша: разумная прогрессивная молодежь, какой большинство, стремится быть лучше других в своей профессии или науке. Те, у кого не хватает интеллекта, силятся выделиться хотя бы внешне: пытаясь выглядеть особенными, они порой смотрятся смешно и нелепо.
О технологиях, соцсетях и умении зарабатывать
Рената уверена, любое последующее поколение прогрессивнее предыдущего: оно имеет опыт прошлого и может пользоваться возможностями нынешнего.
— Поколение Y напористое, решительное, свободное и мобильное. Раньше говорили: «Отодвинься и дай пройти другому», а теперь — «Давай сам пробивайся». И если ты умеешь проталкивать свою идею — это здорово.
Кроме того, психолог утверждает, что поколение Y работоспособнее и лучше умеет зарабатывать деньги.
— Их родители только искали способы заработать, учились этому. Сегодня проложены законные пути и нет вмешательства: современные люди уже знают, что такое предпринимательство, надо только придумать!
По мнению Ренаты, прошлое поколение существовало в схожих зарплатных рамках, так что не было смысла работать больше. А сейчас есть возможность зарабатывать много и с удовольствием тратить деньги. И те представители нового поколения, кто решил чего-то добиться, готовы работать, не жалея себя.
Таким прогрессом поколение, безусловно, обязано цифровому веку. Правда, личного общения стало меньше, но и мир изменился. Раньше не было других способов контактировать, кроме как лично, а сейчас — полно. Так почему их не использовать? Нельзя рьяно ругать социальные сети: если проводишь в виртуальном мире сутки — отдаляешься от реального; если совсем не интересуешься — ты не в теме. Но там есть возможность реализоваться у тех, кто не может сделать этого в реальности. Рената рассуждает:
— Вдруг закомплексованный парень, который боится знакомиться с девушкой, предстанет в соцсети рыцарем и от того станет увереннее?
К тому же в соцсетях ты имеешь возможность следить за тем, что делают другие, оценивать их и сравнивать с собой. Это может способствовать здоровым амбициям (если ты, конечно, не сходишь с ума ради оценки общества). Но поколение Y этим не грешит: оно уже знает свою ценность и понимает, что должно что-то делать, чтобы достигать целей.
О легендах и современном искусстве
— На выставке современного искусства я как-то видела изречения великих людей, напечатанные на листах и приклеенные на ступени, мол «мы попираем ногами мысли великих, у нас свое видение», — вспоминает Рената. — Еще там была «Тайная вечеря» из гнилого сена. Изучая такое, приходишь к выводу, что уж очень хочется молодым заявить о себе, о собственном новом взгляде на мир, но сказать пока нечего: «багажа» не хватает. Но это не значит, что талантливых и избирательных людей стало меньше.
Серьезные и глубокие люди, по мнению психолога, просто не видны, а заняты делом: у них нет времени пускать пыль в глаза. А это — «пена», и именно по ней, к сожалению, строится мнение о поколении.
Спрашиваем Ренату, куда подевались легенды? Неужто мы будем вынуждены и в следующем столетии вспоминать Кобейна и Высоцкого?
— Я думала об этом, — улыбается, — проблема в том, что стало больше возможностей. Тогда пробиться в легенды удавалось лишь очень упорным и крайне талантливым людям. В наших широтах утверждение «талант пробьет себе дорогу», увы, не совсем верно: сегодня пробьется, скорее, бездарность, имеющая деньги или красивые ноги.
Публичных людей стало больше, а преграды исчезли (и вместе с ними — пробивной интерес): раньше определенную роль играли еще запрет и неприятие чего-то консервативным обществом. Современная сцена готова принять все — пожалуйста, самовыражайся! Так что творцов стало так много, что легенд за их многочисленными спинами просто не отыскать. Такие выкристаллизуются с течением времени, чуть позже станут легендами. Не бойтесь, вам будет кого вспоминать.
Об образовании, развращенности и толстокожести
Общий уровень образованности растет, уверена Рената: родители старшего поколения работали на заводах, а современное поколение уже имеет «стариков» с высшим, а то и двумя. Да и нехватка рабочих мест говорит о том, что высшее образование в моде (а глупее от него уж точно не становятся).
— Раньше людей учили добывать информацию, — объясняет психолог. — Сейчас с головой хватает той, что найдется в Интернете, и надо учить молодежь ее фильтровать и анализировать, а у нас гонят по старинке. Так появляется проблема вседоступности информации разного толка. Но адекватно воспринимающий реальность человек будет принимать к сведению только то, что ему нужно.
То же можно сказать о пресловутых развращенности и ожесточенности. Всем известно: то, что запрещают, становится более желаемым. Раньше о таком не принято было говорить вслух, но это вовсе не значит, что не было интереса и мыслей.
Безусловно, сегодня этого доступного «запретного» для 12-13-летних подростков уж очень много. Контролировать доступ к этому потоку — задача родителей. У большинства тинейджеров любопытство здоровое: узнал, что такое есть, заинтересовался, посмотрел, еще посмотрел, насытился и успокоился. Но слабую личность он способен деформировать, именно поэтому, когда Интернет так быстро внедрился в жизнь, некоторые родители попросту не успели вникнуть и запустили в него своих детей. Ну а поколение Y — это поколение взрослых людей, которые в силах ограничить себя от лишнего самостоятельно.
Рената рассказывает, как не спала целую неделю после первого фильма ужасов, а сегодня смеется над ними. Психолог считает, что кругом — соблазны и насилие, а значит, надо вырабатывать иммунитет. Так что обилие и доступность информации разного сорта есть прививка. Новый век сентиментальности не выносит, приходится становиться грубее и отращивать толстую кожу.
— Есть и издержки: «сетевое» поколение недостаточно серьезно относится к интимным отношениям и браку, — качает головой. — Современные условия и темп жизни привели к тому, что, едва познакомившись, люди быстро начинают жить вместе и так же быстро расстаются. Все ведь «индивидуальны» и хотят думать только о себе: желают пользоваться семьей, но отказываются ее строить. Однако ничего не ново под луной: после революции в 90-х и вовсе была провозглашена свобода любви. И это пройдет, когда люди станут старше.
Напоследок пытаемся пофантазировать, каким будет поколение Z.
— Заканчивается тот промежуток времени, когда мы от коммунистического светлого будущего пришли к светлому же капиталистическому, — смеется Рената. — Я думаю, скоро наступит, наконец, стабильность и у нового поколения, мобильного и образованного, возникнет понимание, что ценно то, что вечно: любовь, семья, радость живого общения и творчество.
Фото: Дмитрий Рыщук
Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Viber-чат!