24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

«Если пахать, можно зарабатывать от $1500 до 5000. И это в Беларуси», — интервью с успешным дизайнером одежды

Текст: Берекчиян Валерия, 22 ноября 2016 19

Бренд Ludmila Labkova существует уже много лет. За эти годы его создательнице удалось побывать сперва частной швеей, после — работницей крупного отечественного предприятия, а сегодня она дизайнер, известный в стране и за ее пределами.

Relax.by поговорил с Людмилой и выяснил, что нужно для собственного «красивого» бизнеса, чего он требует и сколько может приносить.

Предыстория

— Развитие своего бизнеса я начала 15 лет назад, — вспоминает дизайнер. — Тогда, ещё учась в Академии искусств, я стала шить одежду по заказу клиентов. Сперва была сама себе хозяйкой, а чуть погодя открыла мастерскую и наняла двух швей. Это приносит весьма неплохой доход, особенно если быстро шить: мне удавалось оплачивать обучение и содержать себя в чужом городе. Удовольствие недешевое: индивидуальный пошив платья обходится клиентке от $100 до $300.

Людмила считает, что, даже не имея специальных маркетинговых навыков, в самом начале пути можно постепенно и контролируемо развиваться. А работа с клиентом напрямую дает неоценимый опыт: понимание спроса, психологии рынка одежды, технические навыки.

— Сперва с заказами ко мне шли знакомые, а после в мою пользу сработало сарафанное радио. Я стала оказывать услуги предприятиям и фирмам в разработке и запуске коллекций.

Мы с Людмилой встретились в новом магазине Gerda в «Тивали»; кроме коллекций бренда Ludmila Labkova тут найдутся шубы и меховые изделия GNL и новая коллекция сумок Mattioli

Имея стабильный доход, я решила развиваться и в другом направлении. Так 7 лет назад началась история моей промышленной линейки. У меня была небольшая сумма денег, накопленная нелегким трудом. Я заказала на фабрике небольшую партию полотна, разработала «капсулу» из 15 образов, отсняла лукбук и стала предлагать вещи в маленькие частные магазинчики (кстати, такие по сей день мои главные партнеры на белорусском рынке). Прибыль от продажи вещей я вложила в новые полотна и модели, и закрутилось. Это отличная схема для мелких дизайнерских брендов на начальном этапе развития.

Для того же, чтобы выйти на большой рынок и начать работать с крупными игроками (торговыми сетями и ведущими интернет-ритейлерами), нужны серьезные инвестиции: деньги и профессиональная команда маркетологов.

Сколько стоит стать дизайнером и как это сделать

— «Три кита» в индустрии дизайна одежды — это талант, работоспособность и здоровые амбиции, — говорит Людмила, — вот вам и формула успеха, без нее ничего не выйдет. Кроме того, чтобы создавать одежду, нужны специфические знания. В мое время такому ремеслу учились: сперва в художественном техникуме, а после (пройдя суровый отборочный тур) — в Академии искусств. 50-60% дизайнеров сегодня не имеют необходимого образования. О таких обычно и слышно «слизано в Италии».

Набираться опыта можно на предприятии. Людмилу в команду такого пригласили, но никто не запрещает вам взять портфолио и прийти к директору самостоятельно, убедить его, что вы — лучший дизайнер в мире. Индивидуальности на таком предприятии особо не проявишь, но опыт будет.

Решив все же заняться созданием коллекций, придется раскошелиться. Людмила делится алгоритмом действий и цифрами:

— Сперва надо сделать коллекцию и представить ее, например, на Неделе моды. Дефиле вашей марки должно растянуться на 15-20 минут, а это примерно 30 выходов моделей или 30-40 готовых изделий.

Шить 30 единиц придется у частной швеи, и каждая обойдется вам в $50-80 (не считая ткани и отдельно оплачиваемых лекал). Итак, цена одной из 30 необходимых вещей для вас — не менее $120. Помимо создания коллекции нужно заплатить за участие в мероприятии (около $1500), фотосессию и рекламу (минимум $1000), а также мелкие расходы (еще $500). Итоговая сумма при минимальных затратах — около $7000. Внимание: это только эксклюзивная коллекция для выхода на Неделе моды, а не продукт, который вы продаете.

Давайте представим, что во время вашего показа добрая половина зала хочет купить ваши вещи здесь и сейчас, и вы продаете каждую за $200. Так к вам вернутся $6 000 из потраченных $7 000, вы даже не в плюсе. Если вам все же удалось выйти в ноль, будьте готовы, что к следующему сезону возникнет больше интереса — тут-то и стоит начинать много и усердно работать.

Как отечественная марка становится успешным модным брендом

— Исследуя рынок, я прихожу к выводу, что секрет успеха моего бренда — способность вещи выделить своего обладателя из толпы, ее доступная стоимость (действительно близкая к цифрам масс-маркета) и универсальность: сменив аксессуары, одежду можно надевать во многих различных ситуациях (как говорится, и в пир, и в мир). 90% вещей можно надеть под угги, кеды или «шпильки».

Эта фишка идеально работает как в Беларуси, так и в России: многие белорусские дизайнеры испугались кризиса и отчалили на родину, а мы там остались и убедились, что спрос на одежду, какую можно надеть всюду, возрос до небес. Раньше девушки там покупали пять платьев на все случаи жизни, а теперь хотят одно многофункциональное.

Ludmila Labkova, коллекция осень-зима 2016/2017

Опытным дизайнерам знакома формула продаж. Из всей коллекции продаются нон-стоп и становятся хитами всего лишь порядка 2% вещей (максимум Людмилы — 10%). Еще 20% продаются неплохо. Все остальное — это ассортимент, который должен висеть на вешалках. К тому же, чтобы запоминаться публике, нужно шить и особенно креативные вещи, а такие всегда продаются хуже.

Полезно присматриваться к тому, чего требует современный мир и, главное, каких предложений на рынке нет, считает Людмила. К примеру, в этом году под брендом Ludmila Labkova была запущена линейка одежды для юных девочек. Работая с детским и женским направлениями, дизайнер не смогла удержаться от соблазна и создала дублированные образы (family look): это очень перспективно для бизнеса — ниша свободна и в Беларуси, и в России.

Другой полезный ход — ориентироваться и на тех, кто жаждет эксклюзива, и на тех, кто очень хочет выделяться, но не всегда может это оплатить.

— Некоторым дамам по-прежнему нестерпимо хочется Dolce & Gabbana, но, например, мой клиент — либо состоятельный и уже вдоволь наевшийся этим гламуром, либо желающий чувствовать себя престижнее, но материально не способный купить вещь «от кутюр». Так что полезно разграничивать свои предложения: у нас есть популярные модели, покупаемые в больших количествах, а есть также лимитированная линия и эксклюзивные вещи в единственном экземпляре.

Большее внимание разумно уделять зарубежным рынкам. Считайте сами: население Беларуси — около 10 млн, население Москвы (учтенное) такое же и еще 5 млн в Санкт-Петербурге. Там у людей есть деньги, считает Людмила Лабкова, они больше зарабатывают и, соответственно, больше тратят.

— Дизайнер, который пашет, зарабатывает примерно $1500—5000 в месяц, и столько же можно иметь, трудясь на предприятии. И это в Беларуси. Зарплата зависит лишь от КПД творца. Хороший дизайнер умеет заработать: кто-то сидит и ждет вдохновения, я же убеждена, что муза дизайнера — это промышленно-производственный драйв, куча полотен, лоскутков, а сам он — вечный двигатель.

О современном состоянии белорусского модного рынка

— Когда 6 лет назад запускалась Белорусская неделя моды, я активно поддержала этот проект, полагая, что он станет связующим звеном между бизнесом и дизайном. Но этого не случилось: Неделя моды за рубежом — это громкий анонс, популярный промопоказ того, что вот-вот появится в шоурумах. У нас же это просто красивая тусовка, куда ходят профессионалы индустрии красоты, чтобы повидаться друг с другом.

Проблема и в том, что многие белорусы считают местную одежду хуже зарубежной. А это, по мнению дизайнера, неправда:

— Когда-то мне довелось поработать в ГУМе в качестве стилиста, и я нашла там такие луки, которые дали бы фору многим мировым брендам. В недостойном отношении белорусов к отечественным маркам виноват торговый сектор: там закупают преимущественно зарубежные марки, платят за них, а значит, стремятся их продать. Для широты ассортимента берут модели белорусских производителей и вешают их в самый дальний угол.

Конкуренции в модном белорусском сегменте практически нет, уверена Людмила, так что как вид бизнеса эта ниша свободна. А вот интерес к белорусским дизайнерам растет: в Европе сейчас наблюдается тенденция покупать вещи менее известных брендов, но более редкие.

— Есть и другая причина — ментальная любовь к вещам добытым, а не просто купленным. В советские времена мы добывали одежду у фарцовщиков, тайком везли из-за границы. Надевали джинсы и чувствовали себя особенными. Теперь джинсы есть у всех, но можно купить вещь у дизайнера и почувствовать себя особенным снова. И белорусы готовы заплатить за это самые последние деньги.

Фото: Дмитрий Рыщук


Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Viber-чат!

Дизайнер модных интерьеров столичных заведений Маша Костюшкина: «Нам всем нужно расслабиться» Почему поколение Y ругают незаслуженно и что в нем хорошего? Разговор с психологом
Этот сайт использует cookies
Понятно