Как освоить профессию, которая прокормит и в кризисное время, почему белоруски выглядят лучше других европеек и что мешает людям много зарабатывать — обсуждаем с успешным минским визажистом.
Справка Relax.by
— Любой женщине надо пользоваться декоративной косметикой. Не понимаю слегка бледных девушек, которые гордо заявляют: «я не крашусь». Зря! Себя можно делать лучше без боевого раскраса: никому не нравятся дефекты кожи, их лучше маскировать. Вот европейки не красятся и выглядят хуже обладающих вкусом белорусок. Добавляя коже румянца и слегка завивая волосы, девушка делает внешность более ухоженной.
Нельзя идти в визажисты, задавшись целью заработать, считает Алена. Визажист должен любить девушку, которая сидит в кресле перед ним, и хотеть сделать ее красивее.
— Я прошла курс у чудесного преподавателя, что очень важно: он либо зажжет желание работать, либо перебьет его. Затем освоила индивидуальный курс, потом — еще один, попутно бывая на всех съемках, в которых участвовал мой мастер.
Это лишь техника действий: если 10 лет делать одно и то же, легко стать гуру любого дела. В визаже так же — движения нужно просто отточить. Красить ты научишься в любом случае: помогут преподаватель, старание, опыт. Важно быть трудолюбивым: красить без остановки, чтобы научиться видеть гармонию лица, знать, что пойдет той или иной девушке.
Большое значение имеет и характер. Целеустремленные люди, готовые работать до позднего вечера, с амбициями и большими планами на жизнь добьются успеха в любом деле, за которое возьмутся. Творческая составляющая профессии к визажисту приходит уже позже, когда становится скучно просто делать макияж. Тогда люди ударяются в необычные или beauty-съемки. Моя коллега начала рисовать beauty-картины, потом решила, что они могут быть отличным принтом на майке, и стала рисовать на одежде. Я, чтобы развиваться, занимаюсь живописью и фейс-чартом: рисую декоративной косметикой на бумаге.
Первые вложения Алена оценивает в $1 500.
— Необходимо закончить курсы. И их дороговизна надумана людьми: когда в 17 лет вы вдруг решаете стать бухгалтером, вы тратите $5 000 и 5 лет. Курсы у меня стоят $500 (хотя в Минске обучение визажу можно пройти и за $2 000). В обоих случаях вы не знаете, посвятите ли профессии всю жизнь.
Хоть сертификат об окончании курсов и не имеет юридической силы, занятия дают умение делать макияж. За всю жизнь я знала только одного талантливого визажиста-самородка, и это, скорее, частный случай.
Для работы в салоне красоты придется получить разряд в государственной организации, где предлагают обучение (стоимостью $100) с экзаменом в конце.
— Я никогда не работала в салоне красоты: хороший мастер туда не пойдет, чтобы не отдавать 60% своего заработка другим людям. В таких заведениях можно подрабатывать, приезжая по записи в частном порядке. Начав преподавать, я решила все же обзавестись официальной бумагой. Договорилась с преподавателем, что сдам только экзамен, а занятия посещать не буду. Для деятельности в качестве ИП это ни к чему.
Чтобы пройти курсы визажа, придется сформировать базовый набор косметики в «чемодан». Алена обычно рекомендует ту, на которой работает сама: от средств и кистей напрямую зависит качество макияжа. Стартовый рабочий арсенал обойдется еще в $600-700.
Начинающему визажисту стоит красить моделей с понятными чертами лица (красивыми губами и глазами), чтобы не пропала охота: с макияжем для сложного лица с маленьким ртом или бровями-ниточками он может просто не справиться из-за нехватки опыта и опустить руки. Сперва радует именно красивый результат, а вот позже сложные лица становятся задачками, которые хочется решать.
После обучения нужно заняться саморекламой: люди должны знать, насколько хорошо вы делаете макияж. Для наглядности необходимо портфолио, и чтобы его наполнить, придется организовать съемку: арендовать студию, нанять фотографа и парикмахера, найти модель (все вместе — еще $300-400). Некоторым удается организовать бесплатную TFP-съемку (time for print) — объединение людей разных творческих профессий для пополнения портфолио. Такая съемка популярна среди новичков, она позволяет развиваться каждому участнику.
— Далее стоит разработать свой логотип и сделать сайт. Многие сначала экономят на своем профессиональном имидже и просто набивают руку, рассчитывая на сарафанное радио. Можно и так, но ведь визажист — такая же профессия, как и все остальные. Я за серьезный подход к делу: фриланс предполагает больший самоконтроль и дисциплину, чем работа на компанию.
По мнению визажиста, при экономии на рекламе стоит хотя бы должным образом оформить аккаунты в соцсетях. На странице профессионала не может быть накрашенных дам в халатах на кухне при плохом освещении, котиков, собачек, детей и личной жизни. Страницу наполняют красивыми лицами с впечатляющим макияжем. На вас работают три главных критерия: хорошее фото (свет, ракурс, качество — в общем, хотя бы на iPhone), красивое лицо и только в третью очередь — достойный макияж. Люди обязательно подпишутся на красивый профиль в Instagram или вступят в группу «Вконтакте».
Первыми клиентками учениц (в том числе, платными) чаще становятся их подруги. Стоит придерживаться и учителя:
— Толковых девушек я беру с собой на серьезные съемки и позволяю там работать. Некоторые мои клиентки обращаются ко мне, когда ищут визажиста подешевле. Я предлагаю им кого-то из своих учениц.
Не нужна никакая платная реклама на сайтах, по телевизору, радио и, упаси боже, листовках на дверях подъездов: вас должны найти более, скажем так, благородно. Когда начинаешь жить профессией, она сама дает тебе работу.
Когда-то я обратила внимание на деятельность фотографов Kanaplev Leydik и захотела поработать с ними, но тогда мне бы вряд ли удалось. Год спустя Юлия Лейдик заинтересовалась моим обучением, но все же пошла к другому преподавателю. Спустя еще полтора года мне предложили бесплатно поучаствовать в проекте фотографа, который прошел курсы у Kanaplev Leydik. Результат я выложила в Instagram, Юлия его оценила, нашла меня и предложила участие в коммерческом проекте. Теперь мы часто работаем в команде.
Получив в руки сертификат об окончании курсов, стоит заняться разработкой прайс-листа. В ценах на услуги индустрии обычно ориентируют преподаватели; также можно поинтересоваться у профессионалов. Средняя цена за макияж на минском рынке — $30-50.
— Я предлагаю макияж за $100, в будние — чуть дешевле. Новичок может смело называть сумму в $40. Если визажист работает на средствах высокого класса, он не может дешевить. Стоимость работы — часть имиджа, так что с клиентами нужно вести серьезный диалог и не позволять торговаться. Чтобы удавалось держать доход стабильным, с первого дня стоит вести таблицу с расходами и выручкой. Затраты забирают примерно треть заработка: мы платим налоги, арендуем студии, тратимся на новую косметику (один тональный крем стоит $50), чтобы следить за трендами и успевать применять их раньше других.
Визажист может отойти от типичного макияжа: делать грим к Хэллоуину или стать визажистом на съемочной площадке. Но съемки часто проходят ночами, да и работа почти ювелирная: нужно точно повторять макияж из прошлого дубля.
Кому-то удается повидать мир — можно найти клиентов за границей. Визаж-индустрия во всем мире работает по принципу агентств, куда визажисты отправляют свои лучшие работы из портфолио. Если они кому-то нравятся, визажистам предлагают участие в разных проектах: в Африке, Дубае, Париже. Особенно популярны визажисты, которые могут сделать и прическу.
— Я недавно вернулась со съемок клипа: делала макияж певице из Дюссельдорфа для участия в кастинге; она хотела представлять Литву на «Евровидении». Съемки шли два дня с 6 утра до полуночи. Это очень интересно и достойно оплачивается.
За границей за съемочный день можно получить и 500 евро. В Беларуси платят неплохо, но не настолько щедро. В кризис предлагают сумму втрое ниже: сутки примерно за $150.
Алена считает, что конкуренции в Беларуси нет: многие учатся, но опускают руки при первой неудаче.
— Утверждение, что визажисты зарабатывают слишком много, — странное. Бездействующие люди с доходом, который в 10 раз меньше моего, виноваты сами. Умение зарабатывать деньги должно быть в человеке: будучи юристом, я тоже получала значительно больше, чем среднестатистический белорус.
Я обучаю всего 20 человек в год (5 профессиональных курсов для групп по четыре ученика). Еще у меня есть курс «Макияж для себя», состоящий из трех занятий. И одно только преподавание приносит мне $1 000 в месяц, причем с учетом затрат. У меня нет сети школ или студий, я зарабатываю ровно столько, сколько физически могу. Предел есть: больше $4 000 получить слишком тяжело.
Правильно, когда человек стремится работать на себя. Кому захочется в 30 лет сидеть на зарплате в 7 миллионов рублей?
Золотые правила Алены Миневич:
- Не жалейте денег на достойное портфолио и не думайте, что с вами не захотят работать лишь потому, что вы новичок. Из 10 разосланных вами предложений о сотрудничестве одно точно отзовется положительным ответом.
- В творчестве ценится оригинальность, так что ищите свои «фишки»: вам нужно выработать свою неповторимую манеру, не ленитесь и не стесняйтесь.
- Развивайте свой вкус: читайте и просматривайте модные журналы, интересуйтесь трендами.
- Ищите партнёров в смежных профессиях: среди фотографов, стилистов, парикмахеров. Формируйте свою команду.
- Будьте уверены в себе и не забывайте о самодисциплине. Все идеи старайтесь воплощать в жизнь.
Фото: relax.by (Дмитрий Рыщук); архив героя