Пока очередной завод приостанавливает работу, фотографов в Минске становится все больше. Специально для relax.by один из самых высокооплачиваемых фотографов страны рассказывает об особенностях своего бизнеса: о стоимости оборудования, гонорарах, демпингующих конкурентах и способах быстро развивать навыки.
Справка Relax.by
О финансовых вложениях
Перед тем, как стать профессионалом, Павел снимал ради удовольствия. Сейчас фотограф зарабатывает в Беларуси свадебной, семейной, портретной съемкой, реже — фотосессиями для модных журналов.
— Успешный фотограф — это обязательно успешный бизнесмен. Если вы всерьез решили делать карьеру, не забудьте составить бизнес-план: он мотивирует и не позволяет откладывать на завтра. Другой путь — купив фотоаппарат, предлагать себя в event-агентствах. Но немногие из них захотят сотрудничать с непрофессионалами: если я куплю хирургические принадлежности и скажу, что могу вырезать аппендицит, вы вряд ли придете ко мне на операцию. Третий вариант — постить в Instagram красивые фото, обзавестись множеством подписчиков и продавать место в своей ленте как рекламную позицию. Фактически это тоже занятие фотографией, и многие, в том числе минчане, делают на нем деньги.
Первый фотоаппарат Павла — обычная любительская «зеркалка», которая вместе с простеньким объективом стоила примерно $500. Ее возможностей фотографу хватало почти 4 года. Художественные объективы за $2,5 тысячи — изыски. Такие проще брать напрокат, поскольку использовать их вы будете редко, считает Павел. Даже сейчас у него нет огромного арсенала: на съемку он для подстраховки берет две одинаковые камеры (Canon 5D Mark III стоимостью около $2 300) и 4 разных объектива (от $500 до $1 500). Нужно понимать, что фотоаппарат — это лишь средство фиксации, он не делает самую важную — творческую — часть работы.
Для съемки в помещении нужна вспышка. На первых порах будет достаточно незамысловатой китайской или бюджетной немецкой за $150 долларов. Сейчас Павел использует комплект вспышек Canon Speedlite 600EX (каждая — около $400). Чтобы заняться модельными съемками, придется потратиться на студийный свет. Он обойдется от $100 до $500 за комплект (лампу и стойку).
Стартовый капитал:
Об образовании
— У меня нет профессионального образования. Моя жена училась на факультете дизайна, и иногда я забегал к ней на пары. Фотографу необходимы знания о композиции и цветоведении. Посмотрите работы классиков фотографии или снимки в Vogue: в них нет негармоничного смешения цветов. Многие фотографы грешат однотипностью постановок, именно поэтому, вбивая в поиске слово «поцелуй», вы получаете сотню шаблонных картинок.
Еще есть такое понятие, как «насмотренность». Когда человек часто видит достойные фотографии и картины, у него развивается вкус. Если он берет в руки фотоаппарат, делает 100 снимков и понимает, что 99 из них — полная ерунда, можно говорить о прогрессе. Самоучки нередко снимают восхитительно, это вопрос саморазвития и умения наблюдать.
По мнению Павла, профессионального фотографического образования в Беларуси нет. Есть ПТУ, выпускающее «фотографов на документы», и Академия искусств со слишком классическим подходом к обучению. Среднее или высшее образование забирает массу времени, и лучше потратить несколько дней на мастер-классы или пару месяцев на профессиональные курсы (их стоимость начинается от 900 тысяч и доходит до 8—10 миллионов). Да и клиенты, как правило, интересуются образованием только в контексте «а где можно так научиться», а оценивают фотографа по портфолио.
Учиться работать в Photoshop полезно, но не обязательно знать его виртуозно, достаточно овладеть базовыми функциями обработки фото.
— Эффекты на многих моих снимках естественные, я создаю их, например, необычно расставляя источники света. Несмотря на то, что хорошая матрица камеры совершенствует снимок, возможность добавлять эффекты диктует не дороговизна аппаратуры.
Новичку лучше практиковаться на спонтанных кадрах: выходить на улицы города и снимать взлетающих птиц или смеющихся людей. Со временем можно научиться предвидеть хорошие кадры. Постановочные фото даются сложнее: нужно как минимум правильно выставить студийный свет, как максимум — сделать именно интересное фото, не похожее на те топорные семейные, что снимались на Polaroid.
— Чтобы во время набивания руки в городе не смущать белорусов, которые по какой-то причине боятся камер, учитесь снимать, не поднимая фотоаппарат. Позже этот навык вы будете использовать постоянно.
По словам Павла, уровень местных фотографов заметно вырос за последние 10 лет, и теперь их выделяют на всем постсоветском пространстве. Чтобы проверить фотографа перед мероприятием, мало просмотреть его портфолио: очевидно, что в нем собраны лучшие снимки.
— Заказывая свадебную съемку, нужно запрашивать серию фото с прошлого мероприятия. Самая верная проверка качества — рекомендации: читайте отзывы, привязанные к реальным аккаунтам в социальных сетях, и подробно расспрашивайте людей.
О поиске клиентов
В хорошее event-агентство без внушительного и цепляющего портфолио не попасть, поскольку нужно затмить собой других профессионалов. Так что первых клиентов многие начинающие фотографы находят с помощью сарафанного радио, снимая родственников, друзей, друзей родственников и так далее.
— Рассказывайте всем, что вы фотограф, иначе об этом никто и не узнает.
Когда определите свою целевую аудиторию, стоит потратиться на рекламу. Как и в любом бизнесе, в фотографии три сегмента: демократичный (где разворачивается самая большая конкуренция среди минских фотографов), средний и VIP.
— Для начала можно попробовать появиться в буклетах, которые раскладывают в ЗАГСах. Если уверены в качестве своей работы и в том, что ее высоко оценят, можете воспользоваться рекламой в модном журнале. И не забывайте про интернет — это отличная бесплатная площадка, где можно заявить о себе.
В профессии фотографа есть масса сложностей. Основная — финансовая.
— Расходы иногда исчисляются тысячами долларов. Много денег уходит на обслуживание, ремонт или покупку нового фотоаппарата и комплектующих. Для профессиональной обработки снимков нужен мощный компьютер с хорошим монитором, и цена на такой стартует от $1 500. А вместе с тем доход фотографа нестабилен и зависит от сезонности. Например, в летние месяцы люди женятся почти каждый день, а вот январь может быть совершенно пустым.
О ценах
Кризис в Беларуси — явление перманентное, и c большего он надуман, считает Павел.
— Каждый кризисный год — хорошенький пинок под зад, чтобы (внимание!) не сбрасывать цену, а работать лучше и ее сохранять. В противном случае возникает ситуация: два фотографа берут по $1 000 за съемку; приходит кризис, первый сбрасывает до $500, а второй стоит на своем и продолжает продаваться за $1 000; кризис проходит, и у них разная репутация (среднего и дорогого фотографа) и, соответственно, разный заработок.
С ценой своих съемок нужно экспериментировать: на начальном этапе вы ничем не рискуете. Установите невысокую и поднимайте понемногу с каждой съемкой, пока клиенты не начнут задумываться перед тем, как заплатить. Это и будет цена ваших услуг, при которой вы будете востребованы, но вынуждены стараться. Ставить цену ниже рыночной, чтобы привлечь клиентов, — неверный путь.
Цена ниже рыночной работает для белорусских творцов за границей: например, некоторые итальянские фотографы просят за свои услуги безумных денег.
— Я зарабатываю за границей значительно больше, чем здесь, но даже эта сумма не сравнится с тем, что затребует хороший фотограф-итальянец.
На фотографии невозможно заработать состояние, это не нефтяная вышка. Очевидно, что доход опирается на количество работы. Лежа на печи, можно зарабатывать и $200 за сезон. Но сумма в $5 000 в месяц для белорусского фотографа вполне реальна, если работать по 15 часов в сутки.
Павел уверен, что надо браться лишь за те съемки, которые доставляют удовольствие. Думать исключительно о деньгах — значит хвататься за все и работать на количество.
— Предположим, один фотограф снимает 10 свадеб за $1 000, другой — 50 свадеб за $200. Зарабатывают они одинаково, а качество разное. Кажется, в Санкт-Петербурге есть фотограф, который снимает 200 свадеб в год. Это чаще, чем через день, и это наверняка конвейер, а не эксклюзивная фотография. Такой фотограф топчется на месте, а, будучи дорогим профессионалом, ты вынужден фантазировать и предлагать что-то новое.
Золотые правила фотографа:
- Не пить на мероприятиях, которые снимаешь.
- Никогда не подражать. Даже если клиент просит: «Хочу снимок, как у этого фотографа!» — можно сделать в том же ключе, но по-своему.
- Каждый клиент не хуже предыдущего. Ты крут, если все твои съемки разные, но одинаково хороши.
- Следить за внешним видом, грамотностью речи и быть безукоризненно вежливым.
- Постоянно учиться чему-то. Наблюдайте, путешествуйте и посещайте курсы, выставки и мастер-классы.