24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

5 белорусских студентов, уехавших учиться в США, Китай, Египет, Германию, Австрию, — о стипендии, бюрократии и странных традициях

2 августа 2015 5

Чтобы не гадать, какое образование лучше — основательное отечественное или гибкое западное, Relax.by побеседовал с пятью белорусами, которые после Минска опробовали то, что при Иване Грозном называли «отправиться на науку», — уехали учиться за границу. Сколько стоит, что дает, что делать, если рядом плюется китаец, и почем шаттл для пьяных в Канзасе, читайте в нашем материале.

Сколько это стоит?

— Сама учеба в Германии обходится всего в 150 евро за семестр, а вот жилье дорогое: найти вариант дешевле 250 евро в месяц практически невозможно, плюс 80 евро ежемесячно приходится отдавать за обязательную страховку.

Недорогое образование — одна из причин, по которой я выбрала Германию. В сравнении с Америкой или Канадой здесь вообще дешево учиться: платишь небольшую сумму за семестр (шесть месяцев) — и все. Основные расходы идут на жилье и страховку.

Самым большим вызовом оказалась не разница систем образования стран, а банальная белорусская бюрократия: приходилось заверять и перезаверять кучу документов, делать переводы и ставить апостиль, и это все, надо сказать, обошлось дороговато. Но ничего не поделаешь, такова наша государственная система.

Немецкий университет все нужные для визы документы подготовил бесплатно, отправил оперативно и целиком, так что в посольстве мне вообще не пришлось долго ждать. Мне сказали: «Хорошей учебы!» — и все, виза через пару недель была готова.

Подработку найти несложно, главное — минимальное знание немецкого. Я работаю на полставки в магазине одежды. Это, кстати, помогло мне начать говорить на немецком, да и просто найти новых друзей. Многие работают в кафе или барах, но там платят меньше и условия хуже.

Сразу должна сказать, что немецкий я немного знала, но владела этим языком куда хуже, чем английским и итальянским. Программу обучения изначально искала на английском — в Германии предостаточно вузов с магистратурой на этом языке. Нужно было только выбрать то, что мне действительно подходит, и подготовить необходимые документы. Я очень рада, что мама всегда меня поддерживала и направляла. Без нее я бы точно не смогла решиться на такой смелый шаг.

Чем отличается быт?

— Жилье надо искать заранее, а то приедешь — и все, пеннер, как тут говорят, бездомный. Так что я из Беларуси еще подала документы на общежитие, благо это все возможно онлайн. Квартиру и не пробовала искать, так как сделать это из другой страны практически невозможно. Во Фрайбурге жилье дорогое, а желающих много: студентов огромное количество. Общежитие — самый оптимальный вариант. Слава богу, мне заранее предоставили комнату, и я спокойно там поселилась.

Общежития здесь не такие, как у нас в стране: тут у каждого своя комната с мебелью, делить надо только кухню и ванную.

Сейчас я живу только с одной немкой, почти как в квартире: мир и спокойствие. Как только приехала, год жила с семью соседями, четверо из которых — парни. Вот это было безумное и веселое время! Настоящий экспириенс студенчества! Мои соседи постоянно устраивали пати, мы вместе ходили на концерты, в бары, клубы, помогали друг другу с учебой… Столько веселых воспоминаний! Хорошее было время, но, серьезно, я подустала уже, ибо мне не 18 лет.

Белорусское образование помогает?

— После иняза у меня не было больших сложностей при поступлении в магистратуру Германии, тем более я учусь на английском. Уровень образования моих одногруппников разный: программа международная, со мной учатся люди со всего мира. И возраст разный. Тут ты можешь быть вечным студентом, так что с нами учились даже несколько дам «за 45». Но фри спирит и жажда знаний у них были часто побольше наших!

Тема моей работы еще в разработке, но она будет, безусловно, связана с кинематографом и отображением образов женщин в нем (через призму мужского взгляда). Так что теории киноанализа, феминизма, постфеминизма и психоанализа я буду определенно использовать. Тему выбирала сама, тут с этим гибко. Некоторые даже пишут магистерские по книгам про Гарри Поттера или сериалу «Ходячие мертвецы».

Как ассимилироваться в новой среде?

— С русскими я почти не общаюсь — они тут какие-то странные, закрытые. У нас в группе их почти нет, а среди тех, кто поступил после меня, их нет вообще. Мне наш профессор на это как раз недавно жаловался: мол, что такое, это кризис или русские в Европу принципиально из-за санкций не едут? Про белорусов вообще молчу — я здесь первая студентка из нашей страны за много лет. Так что рада тут друзьям из Америки, Боснии, Германии, Италии...

Самое сложное — рискнуть и попробовать жить в чужой стране. И, конечно, оставить маму и друзей. Очень по всем скучаю. Но я приезжаю на каникулы раз в полгода. Сейчас уже в Минске многое кажется непривычным. Особенно когда все вокруг говорят на русском.

Сколько это стоит?

— Я целый год учился в США благодаря стипендии Эдмунда Маски — это программа Госдепартамента. Мне всегда было интересно поучиться за границей, случайно наткнулся на ссылку на программу, заполнил документы — и прошел.

Стипендия покрывает все расходы — от обучения до проживания. Единственный нюанс в том, что ты не выбираешь ни штат, ни университет, куда попадешь.

Ты подаешь документы на свою специальность, и, основываясь на твоих мотивации, сертификатах TOEFL, для тебя подбирают университет. Я попал в Манхэттен, но он оказался не районом Нью-Йорка, а городом в Канзасе.

Мне был интересен любой международный опыт, я ничего не знал о Канзасе, уже на месте вспомнил про Элли и Изумрудный город. Географически это самый центральный штат США, но местные называют его in the middle of nowhere. Штат размером с Беларусь — сплошные поля, а зубров они пускают на убой. Но университет — это совсем иная жизнь, город в городе. Выходишь за его пределы — и видишь другую страну.

В городе Денвер в соседнем штате Колорадо. В самом Канзасе небоскребов не увидишь — там в основном малоэтажная застройка.

На подъезде к Денверу. До него добираться восемь часов по трассе. По меркам Среднего Запада не так далеко.

В Канзасе культ бизонов, как у нас — зубров. Отличие только в том, что там их едят: бизонов разводят на фермах как скот.

Mushroom Rock — одна из немногих природных достопримечательностей Канзаса. Штат такой же плоский, как и Беларусь.

Чем отличается быт?

— Программа покрывала все расходы. Я мог либо жить в общежитии, либо снимать квартиру. Я снимал квартиру с азербайджанцем — студентом, который приехал по такой же программе. У самих американцев принято на первом курсе селиться в общежитие, а потом переезжать в квартиру — так дешевле.

В проживание в общежитии включено обязательное питание. Ты можешь выбрать определенный рацион — есть 2–3 раза в день. Это шведский стол, за счет чего общежитие оказывается очень дорогим.

А есть и общежития квартирного типа — университет построил домики на своей территории. Но и это выходит дороже, чем искать жилье в городе. А так как студенты там составляют едва ли не половину населения, многие зарабатывают тем, что сдают комнаты для университета.

Наша команда road trip: белорус, немец, китаец и русская.

На игру университетской команды каждый раз собирается целый стадион — 40 000 человек.

Белорусское образование помогает?

— Мне было просто учиться в Штатах после белорусского журфака. Если в Минске у меня было 4–5 пар в день, то там максимум два занятия. Но предполагается, что ты много работаешь самостоятельно в библиотеке, практикуешься, пишешь для студенческой газеты, занимаешься спортом.

Спорт там обязателен, студенты могут неограниченно пользоваться спортплощадками, бассейнами. Определенное количество времени ты должен посвятить волонтерству — у меня в плане было прописано шестьдесят часов в год.

Само обучение менее интенсивно, чем в Беларуси, контрольные работы проходят онлайн, то есть ты сидишь дома и можешь даже пользоваться учебниками.

Как ассимилироваться в новой среде?

— С моим соседом-азербайджанцем первые две недели мы общались по-русски, а после решили полностью перейти на английский. В университетах много профессоров, которые скучают по русскоязычному общению, но мне было интереснее международное сообщество.

Первое, что бросается в глаза в Америке, — знаменитое дружелюбие. Люди говорят с тобой на улицах, улыбаются, нет белорусской суровости на лицах. Из особенностей: в Канзасе не развит общественный транспорт, есть городские автобусы, но количество маршрутов ограниченно.

А еще в Манхэттане с четверга по воскресенье по городу разъезжает шаттл, который забирает людей из баров, чтобы в состоянии опьянения они не садились за руль.

Как оставить «обязательные» чаевые, если платишь карточкой? Уже после оплаты счета в отдельной графе на чеке от руки пишешь, сколько даешь на чай. Официант сам снимет именно такую сумму уже после вашего ухода.

Отголоски движения Occupy Wall Street

Чтобы ехать в другой город, проще арендовать машину, на большие расстояния люди летают. Аренда авто стоит всего 25 долларов в сутки. Заплатишь пять баксов с человека, плюс за бензин столько же, сколько в Беларуси, — и знаменитые road trip выходят достаточно бюджетными. В таких путешествиях студенты обычно и проводят каникулы, которые тоже длятся дольше, чем у нас: неделя ко Дню благодарения, еще месяц на Рождество и неделя весной. В одни такие каникулы мы отправились в путешествие на машине: через скалистые горы, Аризону, Большой каньон, Долину смерти — в Вегас, и это совсем недорого.

Сколько это стоит?

— Я изучала китайский в БГУ, и поездка в Китай была тогда обязательной. Даже документов никаких толком не надо было. Помню, справка требовалась, как в космос. С анализами на СПИД и сифилис. И письмо-рекомендация от белорусского преподавателя китайского языка.

Единственный нюанс: бесплатно нам предоставлялось только обучение. То есть и перелет, и проживание мы должны были тянуть самостоятельно. Перелет обходился где-то в 600 долларов. Поехало нас довольно много — человек десять, все разбрелись по разным местам: Шанхай, Пекин... Я попала в портовый студенческий городок Пьянджин недалеко от столицы.

Как зарабатывали?

— Кто-то работал моделью — европейская внешность в цене у азиатов. Кому-то родители помогали.

Неплохой заработок был в корейской школе, там мы преподавали языки. Действует это так. Приходишь в школу, говоришь: «Здравствуйте, я хочу преподавать» — и все. Даже документов никаких не нужно.

Самое главное — прикинуться носителем языка из Европы. Я была студенткой из Италии, например.

Белорусское образование помогает?

— Система образования в Китае жесткая, и уровень высокий. Само обучение в университете очень ценится, потому что, учитывая высокую плотность населения, конкурс на все специальности большой. Люди буквально борются за каждое место. Кто не справляется, уезжает за границу. Мы учились на курсе для иностранных студентов, поэтому сложно сказать что-то о сугубо китайских парах. Могу только отметить, что с нами все преподаватели были строги. А китайские студенты легко шли на контакт, потому что старались благодаря нам подтянуть английский и русский, познакомиться с европейской культурой.

Чем отличается быт?

— Жилье (две комнаты) мы снимали на заработанные деньги вчетвером. Ели в основном в забегаловках — цены там значительно ниже наших. В тех местах, где, грубо говоря, пельмени на полу готовят, обед-ужин стоил меньше доллара. Мы укладывались в средний бюджет и тратили около двух долларов в день на еду.

Как ассимилироваться в новой среде?

— Китайцы настолько заамериканились и европеизировались, что они тебе все прощают: делать там можно что угодно. Шумно, пыльно, большое скопление народа.

Впечатлило, что там везде курят: в общественном транспорте, в такси. Даже когда мы были в больнице, человека без сознания везли в реанимацию доктора и нормально так пыхтели.

Если абстрагироваться от общепринятых традиций, о которых пишут в интернетах или книжках, я не заметила ничего, что могло бы меня стеснять. Единственное: китайцы плюются и сморкаются постоянно. Ты можешь сидеть в каком-нибудь ресторане и вдруг увидеть, как человек, который выглядит прилично, начинает харкаться под стол.

Сколько это стоит?

— После года изучения арабского языка в МГЛУ мы с одногруппниками решились на двухмесячную стажировку в Каире. Это был самый дешевый вариант из возможных. Оплачивали все сами: учебу, проживание (можно было снимать квартиру, но мы решили жить при школе), билеты. У меня ушло около 2 000 долларов на два месяца на все: визу, перелет, обучение, покупки, проживание, путешествия, еду.

Белорусское образование помогает?

— Теперь я понимаю, что было несколько опрометчиво ехать на стажировку с нашим уровнем знания языка. Чтобы хорошенько подтянуть арабский, нам, как оказалось, совершенно не хватало базы. Мы различали буквы, умели их читать, произносить какие-то слова и легкие предложения. Наш преподаватель в Каире очень расстраивался по этому поводу. Он-то хотел, чтобы мы вместе читали Коран, а в идеале — пели. Или просто писали сочинения и много разговаривали. В итоге мы привезли домой кучу полезных книг и конспектов, но багаж знаний не очень-то увеличился.

Как ассимилироваться в новой среде?

— Наша преподавательница в МГЛУ целый год готовила нас к этой поездке, но нам не рассказали и половины. Город переполнен грязью, вонью и бездомными босыми детьми.

Когда мы гуляли по улицам, водители бросали автомобили и бежали за нами с криками, а редкие женщины не скрывали своего восхищения при виде белокожих европеек и без стеснения трогали нас.

Вот просто гуляешь по городу, а женщина в хиджабе идет навстречу и проводит по тебе рукой — с головы до ног. Со мной так было, и я думала, что умру.

Не были готовы к сумасшедшим такси и еще более сумасшедшему трафику, к тому, что девушки и женщины в хиджабах зачем-то скупают сумками раздельные купальники в блестки и стразы, к тому, что там просто другой мир.

Мы не были готовы к тому, что, когда приходит время молитвы, они просто расстилают коврик и молятся: в метро, на заправке, в мечети — совсем не важно, где ты оказался.

Первый месяц нам было страшно выходить из дома, но потом стало весело, что ли. Мы перестали бояться и научились «внедрять» себя в этот город. Стали есть не только привычный нам рис, ездить на общественном транспорте вместо такси, бродить по районам, куда не ходят туристы. Стало интереснее, спокойнее. Может, когда-нибудь напишу про это путешествие в свой блог . А вообще Каир хороший. Он громкий, эмоциональный, иногда даже агрессивный, но безобидный.

Сколько это стоит?

— Мне еще в школе было понятно, что в Беларуси я учиться не хочу. Я закончила школу в Жодино, у нас был неплохой преподавательский состав. Но в 16 лет родители отправили меня на психологическое тестирование на профориентацию, где я решила, что получать высшее образование нужно за рубежом. Получив стипендию, поехала в Вену с финансовой поддержкой на время бакалавриата. Я решила отправиться в Австрию без знания немецкого с учетом того, что программа обещала мне полное финансирование.

Если вы выигрываете стипендию, проще получить визу. Я свою делала через Москву. Если виза не туристическая, документы нужно подавать в австрийском посольстве непосредственно. Стипендия — финансовое подтверждение твоей платежеспособности на время нахождения в стране.

Есть фирмы, которые помогают студентам приехать в Австрию. Они ищут квартиру, общежитие, помогают с оформлением документов для университета. Цены на такие услуги достаточно приемлемые.

Чем отличается быт?

— В Вене есть люди, которые занимаются поддержкой студентов, приехавших на учебу: они резервируют места в общежитиях и помогают снять квартиры, подыскивают стипендии. Первое время ты обеспечен жильем — поначалу я платила 240 евро в месяц за комнату с душем и раковиной и общей кухней. Жилище было чистым, уютным, хоть и находилось в самом дешевом общежитии. Сейчас я плачу за общежитие в центре Вены ежемесячно 260 евро.

В Вене смешаны разные культуры, здесь можно встретить кого угодно — разница видна, когда ты буквально стоишь на границе двух районов. Я живу в центре, с ним граничит югославско-турецкий район. Здесь есть ребята из Луганска, из Чечни, очевидцы балканского конфликта и участники Грузинских конфликтов последних двадцати лет, недавно я встретила даже людей, которые пережили Пиночета в Чили, общение с ними — фантастический опыт. Я перестала читать художественную литературу, потому что все самые неожиданные истории разворачиваются у меня на глазах.

Как студент бакалавриата, я имею право работать всего десять часов в неделю, то есть больше 400 евро не получишь. А трачу я минимум пятьсот евро в месяц, так что приходится подрабатывать.

Буквально несколько недель назад закончилась моя карьера в сфере гастрономии: я три года работала официанткой. Выбрала именно эту сферу потому, что большинство работодателей приветствуют студенческий труд: я была оформлена на десять часов в неделю, а работала 60. Есть и другие возможности подработки, переводы например, но в ресторане тебе гарантируют стабильный заработок. Да, нет развития в карьере, к тебе не очень хорошо относятся, но ты наверняка заработаешь деньги. Я перепробовала многое: и квартиры сдавала, и репетиторством занималась, и няней была, но всякий раз сталкивалась с проблемами. В семьях, например, не особенно приветствуют молодых нянь, всякий раз приходилось искать новое место после недолгого периода работы.

Как удалось ассимилироваться?

— Я приехала без знания языка, но сразу же начала общаться с австрийцами в общежитии, и это его огромный плюс. Сознательно избегала контакта с русскоязычной диаспорой, потому что сразу же заболела идеей выучить немецкий.

Курс политологии начинается с текстов XV века на немецком и английском языках. Пока разбираешь эти талмуды, начинаешь говорить как Гете, хочешь ты того или нет.

Мне нужно было прочитать в оригинале Маркса — волей-неволей начнешь говорить по-немецки. Если есть интерес, почти физиологическая потребность выучить язык, ты вскоре его освоишь. К слову, когда работаешь официантом, немецкий не всегда нужен: если ресторан в центре, нужен английский, а немецкий может и не пригодиться. Если в югославском районе, не нужен ни английский, ни немецкий. Одним словом, даже без знания языка можно ехать в другую страну — сориентируетесь на месте.

Текст: Васильева Елена, Шулякова Нина
Фото: профили студентов в социальных сетях, facebook.com/univienna, google.com, commons.wikimedia.org

4 молодых белорусских ученых — о зарплате, грантах и причинах ухода из науки Эксклюзив: белорусы в Северной Корее — о статуях вождей в аквапарке, пустых небоскребах и домах-муляжах
Обработка файлов cookie
Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения, сбора статистики и предоставления персонализированных рекомендаций.

Вы можете настроить параметры использования файлов cookie или изменить свое согласие в более позднее время. Для получения дополнительной информации о целях, сроках и порядке использования файлов cookie вы можете ознакомиться с нашей Политикой обработки файлов cookie
Персональные настройки Cookie