24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Эксклюзив: белорусы в Северной Корее — о статуях вождей в аквапарке, пустых небоскребах и домах-муляжах

9 августа 2015 8

КНДР — государство, которое находится в изоляции от всего мира уже более полувека. И вместо того, чтобы верить мифам о Северной Корее, Relax.by проверяет их на собственно шкуре. Ну ладно, не на собственной. Мы отыскали белорусов, которым удалось съездить в КНДР и вернуться. О том, с чем они столкнулись, что можно делать в Пхеньяне, а что — строго запрещено, сколько стоит тур и куда вас никогда не пустят — в нашем материале.

Фото: Eric Lafforgue

— Я ездила в Корею в составе оркестра. В последний раз приглашали туда десять лет назад, а в следующем апреле придется поехать вновь. Первый раз интересно, но оказаться там снова мне не хочется.

Северная Корея серая, однообразная, но многие люди там кажутся счастливыми — они не видели другой жизни, существуют в замкнутой стране и понятия не имеют, как развивается мир. Одна идеология чучхе в голове. В Корее страшно: отбиться от группы не можешь, фотографировать тоже разрешают далеко не все. Мы пытались задавать переводчикам провокационные вопросы, но отвечать на них они боятся.

В Пхеньяне всего одна гостиница, и та расположена на изолированном островке. Мы ехали, чтобы работать: каждый день — репетиции, концерты. Все идеально организовано, да и кормили нас как на убой. Но в то же время с едой в стране проблемы: на их землях практически ничего нельзя выращивать. Часто мы отдавали нашим переводчикам булочки, яйца.

Я привозила из Минска шоколадки — передавала их корейским деткам, которые ничего подобного не видели. Но вообще принимать что-то от иностранцев они боятся, отвечать на вопросы — тоже.

Северная Корея
Фото: Евгения Демьянова

Они существуют в вакууме, интернета у них нет, по телевизору — четыре канала с патриотическими клипами, в которых женщины с автоматами страдают за родину. Переключишь на мультики — там тоже автоматы, только на этот раз с ними дети. Почитав новогоднюю речь  товарища Ким Чен Ына, можно составить какое-то впечатление о стране. Но, чтобы понять ее полностью, нужно, конечно, там пожить, изучить историю.

На улицах полно пустых небоскребов: правительство пытается создать впечатление большого города, но внутри зданий нет даже отделки. Туристам рассказывают цветастые истории, а когда едешь по городу вечером, видишь только пустые окна без света. Даже в жилых домах не у каждого есть лампочка Ильича.

Северная Корея
Фото: Евгения Демьянова

За последние годы произошли немалые изменения: раньше нельзя было провозить в страну даже телефоны, фотоаппараты забирали на границе. А теперь якобы потепление. Фотографировать, по крайней мере, уже можно, но за вами следят, как бы не сняли чего лишнего.

Мы дважды пытались самовольно выбраться из отеля. Сначала решили прогуляться по Пхеньяну вечером, но нас быстро развернул человек в форме. Во второй раз мы снова попытались пробраться в город, и все удалось. Может, это и было запрещено, и нас попросту не заметили, но мы прошли достаточно далеко.

В центре города было полно людей, так как дома им нечем заниматься, дети катались на велосипедах. Мы погуляли, даже мороженое попытались купить. Северокорейскую валюту на руки туристам не дают — можно расплачиваться долларами, а сдачу получите китайскими юанями. Я не смогла раздобыть корейские деньги, хоть коллекционирую валюту разных стран.

В Корее много специальных магазинов для туристов, а в них — самодельные сувениры, которые делают на продажу, например бутылка водки со змеей внутри. Правда, цены на все завышены. Та же бутылка со змеей обходилась примерно в 15 евро, одна минута телефонного разговора с Беларусью — 5 евро. Впрочем, раньше звонить оттуда было вообще невозможно — теперь они развиваются. Нам рассказывали, что не так давно люди в городах под Пхеньяном жили в землянках.

Все они — революционеры, готовые с пеной у рта рассказывать про идеологию чучхе, в которую свято верят. Не хочется ехать туда снова еще и потому, что по всему городу стоят статуи Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, которым обязательно нужно кланяться — за тобой следят. Я принципиально не делала этого. Эти статуи даже в аквапарке, который нам показывали как достояние. Мол, у вас такого, наверное, нет.

Северная Корея
Фото: Евгения Демьянова

Потом нас отвели в мавзолей. Хотелось и плакать, и смеяться одновременно: атмосфера очень гнетущая. Здесь и отругать могут, если, например, у тебя пуговицы не застегнуты на кофте. Имей уважение к товарищу, застегни пуговицы! А потом жди своей очереди, чтобы поклониться мумиям вождей с четырех сторон.

Мавзолей товарища Ким Ир Сена и товарища Ким Чен Ира, Северная Корея
Фото: uritsk.livejournal.com

Сотни девушек участвуют в массовых играх в Пхеньяне 12 сентября 2008 года
Фото: Eric Lafforgue

Нас водили на экскурсию даже в метро. Им кажется, что и этого у нас нет. Метро грязное, двери в вагоны нужно открывать руками, а они показывают его с гордостью: вот у нас и метро, и аквапарк, и небоскребы, а как мы вас кормим! Персонал подобран всюду отменно, официантки как модели, их будто собирают со всей страны.

Мы спрашивали у переводчицы, расстреливают ли в КНДР. Но она на такие вопросы старалась не отвечать, улыбалась, делала вид, что не понимает. Переспрашивала: «А что, а у вас разве не расстреливают? Расстреливают. Ну вот и у нас тоже».

Деньги как сувенир
и «кровавая диктатура Америки»

Попасть в Северную Корею не так-то просто: мы нашли белорусов, которые пытались съездить туда несколько раз. Но постоянно натыкались на мыслимые и немыслимые преграды.

Так, журналист радио «Свобода» Франак Вечерка первый раз не попал в Северную Корею из-за того, что началась война, а второй — из-за того, что теперь он официально персона нон грата: дают о себе знать связи с западными организациями. Влекомый Северной Кореей, журналист отправился в Корею Южную, где побывал в демилитаризованной зоне, разделяющей Юг и Север на два совершенно разных мира.

Справка Relax.by:
Демилитаризованная зона (ДМЗ) — зона шириной 4 км и длиной 241 км. Ее ось — военная демаркационная линия, официально зафиксированная Соглашением о перемирии 27 июля 1953 года в селении Пханмунджом. Здесь до сих пор проходят переговоры между представителями Южной и Северной Кореи. Тут же находится Дом свободы — заветная площадка, откуда можно в бинокль посмотреть на закрытый мир закона, порядка и стабильности.

— Візу я зрабіў у 2013-м, плаціў за шасцідзённы тур 800 еўра. Але потым увялі ваеннае становішча і скасавалі турыстычныя паездкі. Грошы вярнулі. Цяпер я не магу ўязджаць на тэрыторыю КНДР, бо фармальна працую на амерыканскім радыё. Але я ўсё роўна збіраюся ў Пхеньян восенню наступнага года.

Быў у Паўднёвай Карэі, у ДМЗ за 500 метраў ад паўночнакарэйскай вёскі. Туры ў ДМЗ арганізуюцца з абедзвюх дзяржаў, хоць фармальна вайна паміж краінамі працягваецца.

Тут, у ДМЗ, на кантрасце адразу чуваць розніцу. Па-першае, візуальна. З паўднёвага боку лясы, зеляніна, а на паўночным нічога няма. Усё, маўляў, спалілі, пайшло на дровы, мэблю. Проста пустэча.

Демилитаризованная зона (ДМЗ)
Фото: travel.vesti.ru

Таксама бачыў шмат домікаў, пэўна муляжоў — яркіх, белых, у адзін рад. Відавочна, пустых. Гэта каб з паўднёвага боку бачылі, як хораша жывецца на паўночным.

На мяжы шмат войскаў (з абодвух бакоў), вышак, калючага дроту, знакаў мінных палёў. Бачыў дзяцей з паўночнага боку — каталіся на старых роварах.

На ДМЗ людзі з Паўднёвай і Паўночнай Карэі не кантактуюць. Нават магчымасці такой няма, таму што паўсюль вайскоўцы.

Што тычыцца бегляцоў, рухаюцца з Поўначы на Поўдзень праз кітайскую мяжу. Ёсць смельчакі, якія бягуць праз мінныя палі. Але там так усё нашпігавана вайскоўцамі, што жах.

Вайскоўцы, дарэчы, расказвалі нам, што жыхары КНДР вераць, што гэта не ў іх дыктатура — гэта ЗША захапілі Паўднёвую Карэю, і КНДР павінна вызваліць краіну ад крывавай амэрыканскай тыраніі.

Цікава, што ў ДМЗ можна купіць віно і некаторыя тавары з КНДР, але каштуюць яны вельмі дорага. Ці смачнае віно? Не — поскудзь. У мяне яшчэ дзве бутэлькі стаяць. Там таксама прадаюць гарэлку, цукеркі нейкія. І можна купіць грошы КНДР як сувенір. Але па вельмі завышаным кошце.

Фото: Франак Вечерка

Наогул у Паўднёвай Карэі на гісторыі пра вайну робяцца вялікія грошы. Вайна там паўсюль, нават на сувенірах. Вялікія бізнэсы на гэтым пабудаваныя.

Тых, хто ўсё ж такі змог збегчы з КНДР, часцей за ўсё можна ўбачыць на рынку ці ў сяле. Здаецца, яны больш ціхія і зашуганыя. Хаця не ўсе: пару год — і адаптуюцца. Будзе не адрозніць.

Как попасть в Корею

И пока некоторые северокорейцы ищут способ сбежать из страны, Relax.by, наоборот, посчитал своим долгом найти способ попасть туда — ради статуи вождя в аквапарке, по крайней мере. В прошлом месяце «Белавиа» заявила, что к 2016 году планирует организовать перелеты в Северную Корею легендарным самолетом Ту-154. В компании посчитали, что направление будет популярно не только среди белорусов, которым и своей постсоветской экзотики достаточно, но и среди неискушенных превратностями социализма европейцев.

Между тем уже сейчас некоторые туроператоры занимаются отправкой белорусов в путешествие по стране победившего социализма. Мы связались с оператором «Вояж Тур»  Глебом Овчинниковым и выяснили, сколько наши соотечественники готовы платить за право поклониться Ким Ир Сену.

Фото: tatasoz.livejournal.com

— Консолидатор подобных туров — наши российские коллеги, которые где-то пять раз в год отправляют путешественников в Северную Корею. Перелет осуществляется через Китай или Владивосток. Собрать группу, которая состояла бы исключительно из белорусов, практически нереально.

Чаще всего в Корею отправляются люди в возрасте 30–35 лет. Старшее поколение, которое росло в условиях, подобных северокорейским, этой темой не интересуется. Другое дело молодые люди, заставшие Советский Союз в 1990-х: им хочется отправиться в некоторое подобие ностальгического тура, при этом взглянув на другой быт. Все, кого мы возили в Корею, остались в диком восторге — атмосфера страны ни с чем не сравнима.

В Пхеньяне предлагается экскурсионная программа, которая многим напоминает туры для иностранцев в Советском Союзе: людей привозят в показательную корейскую семью, показательный корейский колхоз, проводят по всем мемориалам, связанным с вождями нации. Потом они едут в демилитаризованную зону на границе с Южной Кореей.

Обязательная программа — поездка в метро и прогулки по городу. Может впечатлить и природа, в большинстве мест нетронутая, потому что производство развито слабо.

Есть и более длинные маршруты, которые включают отдаленные уголки страны, но тут слишком велики проблемы с логистикой. Корейские партнеры наших турфирм стараются показать красивую картинку — все маршруты строго согласованы. Прежде в Северной Корее была лишь одна компания, которая занималась организацией и приемом туристов.

Фотографировать можно, но делать это разрешается не везде. Нельзя снимать военные объекты, госучреждения, но об этом туристам сообщается заранее. Делать фотографии местных жителей можно с их личного разрешения. В то же время любые контакты с населением пресекаются человеком, который сопровождает группу.

Фото: tatasoz.livejournal.com

Совершить глобальное нарушение невозможно, но у моих туристов был прецедент, когда их предельно корректно просили удалить фотографии. Корейское посольство жестко относится к выдаче виз, это трудоемкий процесс. Мои последние клиенты были научными работниками. А вот журналистам в визе часто отказывают — в посольстве всегда спрашивают место работы. В этом году желающих поехать в Северную Корею в Беларуси еще не было.

Пхеньян ночью, Северная Корея
Фото: tatasoz.livejournal.com

Поездка дорогая: средняя стоимость тура вместе с перелетами — 6 000 долларов на двоих. Это программа недельного пребывания в Корее. Причем дешевле лететь через Владивосток, а не через Пекин. Питание включено — в Корее вам вряд ли удастся купить что-то самостоятельно.

Текст: Елена Васильева, Нина Шулякова

5 белорусских студентов, уехавших учиться в США, Китай, Египет, Германию, Австрию, — о стипендии, бюрократии и странных традициях Как заработать на пейзажах, богатых коллекционерах и китайских туристах: 5 молодых белорусских художников делятся опытом
Этот сайт использует cookies
Понятно