Relax.by направился на поиски стартапов на конференцию Mobile Optimized с Кириллом Чикеюком, легендарным белорусом, покорившим Лондон 3D-голограммами. Белорусская IT-мысль торжествовала — всякий здесь был потенциальным миллионером и латентным бизнесменом. Стартаперы от IT презентовали мобильные приложения для занятий фитнесом, для распознавания состава продуктов и даже социальную сеть для животных.
В жюри было полно инвесторов и бизнесменов, но брестчанина, покорившего Лондон, коллеги встречали с плохо скрываемым восторгом:
— Кирилл, это ты или твоя голограмма? А это мой лондонский друг Кирилл! — представляли Чикеюка друг другу присутствующие айтишники. Между тем организаторы определили Кирилла в жюри и велели к участникам отнестись со всей строгостью. Relax.by записал для вас проекты наиболее впечатляющих стартапов и попросил Кирилла Чикеюка о мастер-классе для представителей белорусского IT, чувствующих в себе силы и желание пополнить ряды тех, о ком отечество с прискорбием и не без боли говорит, используя сочетание «утечка мозгов».
— Объясните на своем примере, как заинтересовать инвестора. О чем говорить во время питчинга?
— У нас есть заключенный договор — это первая вещь, на которую обращаем внимание. Если ты можешь привести конкретные цифры, инвестор захочет продолжать беседу. Вторая наша сильная сторона — сам продукт, мы показали что-то физическое. Приложение на телефоне продемонстрировать сложнее.
К тому же у нас команда сильная: мой партнер Артем имеет юридическое образование, я получил инженерное в Оксфорде.
Социальная сеть для владельцев питомцев позволяет делиться новостями из жизни вашего любимца, находить новых друзей и единомышленников и отслеживать местоположение домашнего животного. Создатели решили, что этого пользователю будет мало, и решили добавить функцию знакомства. Кажется, белорусский айтишник считает, что сервис знакомств сделает любое приложение лучше.
— Обычно во время питчинга выступает один человек. В нашем случае сделали исключение: мы почти всегда делали это вдвоем. Но нельзя строить выступление так, чтобы внимание переключалось от одного к другому. Сегодня был проект, который презентовали четверо, — это вообще трагедия.
А потом вступает второй. В нем тоже видят профессионала. И вот вы вдвоем вышли, компетентные и харизматичные. И как с такими не поговорить?
Мобильное приложение для определения безопасности химических добавок в продуктах питания. Его уже можно скачать — сейчас в нем почти сто тысяч продуктов. Вы просто приходите в магазин, фотографируете штрихкод на этикетке — и приложение рассказывает, какие добавки производитель хочет всучить вам вместо йогурта.
— Мне показалось, ребята презентовали работоспособные проекты. Я бы скачала несколько таких приложений. А как с умением убедить инвестора вложить деньги?
— Нужно четко понимать цель мероприятия, а она проста: после питча инвестор должен остаться заинтересованным. Не следует рассказывать историю своей компании, не стоит рассыпаться множеством слов — нужно, чтобы за три минуты выступления инвестор успел составить представление о вашем продукте. А у меня в голове не осталось представления практически ни о ком из участников. Но я бы не стал критиковать персонально каждого — лично с удовольствием наговорил бы всем, что думаю об их проектах, это было бы полезно, но не на публику.
Создавайте собственные электронные дисконтные карты прямо в приложении и отправляйте их на телефоны клиентов. Если крупные торговые сети откажутся от стандартных карт и перейдут к приложению, вскоре нам не нужно будет забивать кошелек. Главное, не терять телефон вместе с дисконтами.
— Такие презентации — это продажа себя как человека, а не компании.
А чтобы такое случилось, нужно знать простые правила и следовать им, как робот. Во-первых, запрещено смотреть на экран, сто процентов внимания нужно акцентировать на себе, необходимо убедить жюри, что оно хочет тебя съесть. Вот есть у тебя три минуты — ты за это время все рассказал, впечатлил и ушел. И инвестор субъективно, по-человечески, заинтересуется тобой, подойдет и предложит пообщаться. А сегодня почти все спикеры то смотрели на экран, то какие-то цифры показывали — и все начинали зевать.
— Давайте устроим импровизированный мастер-класс. О белорусском IT говорят как о слонах и черепахе, на которых держится едва ли не вся наша экономика, а продавать себя мы, видимо, не умеем. Как презентовать свой проект?
— Первое, что нужно сделать, — объяснить, чем занимается компания, очень простым языком. Нужно выбрать два-три факта — не больше, которые отложатся в голове потенциального инвестора. Это должны быть мощные цифры, которыми может похвастать компания. Покажите прибыль за прошлый год, расскажите о количестве клиентов, которых вы привлекли, о партнерах. Когда презентация окончится, инвестор должен сказать: «Wow!» — и захотеть продолжить беседу. В Англии это не нужно объяснять, потому что там таких ивентов проходит множество, все уже с этим сталкивались и знают, как себя вести.
Кроссплатформенное решение для удобного выбора и планирования онлайн-обучения. Еще раз посмотрите на Кирилла и убедитесь, что быть умным — модно. Если нет возможности поехать в Лондон, запишитесь на онлайн-курсы, а «Пушка» поможет спланировать виртуальные занятия.
— А есть вообще у белорусов повод гордиться своим IT или наше величие только у нас в голове? Как в Лондоне относятся к белорусским специалистам?
— Не могу говорить за весь Лондон. Кто-то там сталкивался с белорусскими айтишниками, кто-то — нет. Беларусь маленькая, весь мир не покрыть. Но наши специалисты — топ отрасли в мире, без преувеличения. Непонятно, откуда это берется, но технические знания у ребят, которые здесь рождаются, на высоте. Все, что мы делаем, круто.
Первое в мире мобильное приложение, которое умеет решать и объяснять химические задачи, создано школьником. Оно вызвало шквал возмущения в толпе присутствующих: мол, вырастет разработчик, станет создавать приложения для печати фальшивых денег. Учитывая его чувство потребностей рынка, не станет — сам заработает.
— Сегодняшние стартапы подходят только для Беларуси или у кого-то есть шансы захватить мировой рынок?
— Есть продукты, с которыми нужно выходить на другие рынки. Сегодня ребята представляли приложение, по которому можно узнавать состав продуктов. Входной порог на рынок с ним низкий. А значит, как только его запустили, еще тысяча человек, которые его увидели, могут начать делать то же самое. И тут уже выстрелит тот, кто первым займет рынок — в кратчайшие сроки построит самый мощный бренд, выйдет на различные рынки, сделает правильное масштабирование. А для этого запрошенных 100 000 долларов недостаточно. По английским меркам 60 000 фунтов — это на пару недель хорошей жизни, а не на хороший стартап.
— Существует мнение, что Великобритания — решительно непригодная для эмиграции страна. Мол, если не ходил в частный детский сад, а следом не окончил частную школу, шансов на достойную жизнь нет...
— Все зависит от того, о какой эмиграции идет речь.
В Британии есть все, что нужно для развития. Ежедневно там презентуются сотни стартапов — большие и маленькие, свежие и забытые. Каждый день проводят миллиард ивентов. Захотел узнать, как правильно пользоваться Google Apps? Cегодня где-то наверняка будет воркшоп. Это большой плюс для стартапов: рынок открыт, оттуда можно двигаться на другие рынки, привлекать инвестиции. Последние пять лет, которые я провел в Оксфорде, были лучшими годами моей жизни, это уникальное место. Недавно я переехал в Лондон, начинаю новую жизнь. Не знаю, насколько легко реализоваться ученому в Минске, у нас большое количество серьезных исследователей. Другое дело, что размеров их зарплат я тоже не знаю.
Фото: Евгений Ерчак, Андрей Давыдчик