Relax.by уже впечатлился новым проектом застройки улицы Октябрьской, который мы бы не рекомендовали к просмотру особо впечатлительным натурам. Поэтому решили перенести бесконечный разговор об архитектуре столицы в русло более модное, нежели эссе, — в подборки. И попросили арт-директора «Архитектурного бюро 35» Ивана Кравцова выбрать и прокомментировать самые удачные и неудачные постройки города.
Топ-5 неудачных проектов
Застройка проспекта Дзержинского
Практический каждый объект здесь — провальный. Гостиница «Ренессанс» — слабая попытка подражать современным тенденциям в архитектуре. В этом объекте не наблюдается ничего, кроме красивого стекла. В свою очередь жилые дома, выстроенные на проспекте, немасштабны, демонстрируют отсутствие какого-либо архитектурного стиля. Так же, как и новое здание Беларусбанка. В результате получилась необъяснимо широкая улица с гигантскими объектами невнятных цветов.
В подобных застройках нужно ориентироваться на другую этажность. Городские власти не должны позволять инвесторам работать на подобных высотах. Что касается колористики, то на минских объектах не хватает темных цветов, здания стараются сделать светлыми, компенсируя тем самым их громоздкость. Но если само сооружение сомасштабно человеку, нет необходимости прятать его за светлым цветом.
При застройке должны были разработать комплексный проект, который бы объяснял, как планируется передвижение людей по кварталам, а получился район для автомобилей. Это, кстати, любимая практика середины ХХ века, от которой все уже давно отказались..
Дом у Троицкого
Не знаю, нужны ли здесь вообще комментарии. Этот объект задавил всю градостроительную ситуацию как стилистически, так и экономически. Он непропорционален относительно других объектов и, насколько мне известно, к тому же практически не заселен.
ТЦ «Новая Европа»
Сложнообъяснимое постмодернистское нагромождение объемов напоминает студенческое упражнение в композиции: некие призмы, взаимопересекающиеся стеклянные треугольники. Когда смотришь на этот объект, складывается впечатление, что советские дизайнеры упражняются в черчении.
Новоделы в Верхнем городе на улице Зыбицкой
Очевидно, это была попытка создать контраст между современностью и историей, но в итоге никто не подумал о том, из чего этот контраст лепится. И что мы видим? Недорогая штукатурка, наляпанная на стекла, необъяснимо торчащие кубы, феерия дешевой белорусской реставрации. Но больше всего меня впечатляет деревянный исторический дом, где дерево закрасили штукатуркой, а поверх нее изобразили полосы, имитирующие дерево.
А между тем именно этому участку нужно было уделить особое внимание, ведь это одно из немногих мест в Минске, где могут открываться дорогие рестораны, в том числе для иностранцев. Предполагается, что клиент с определенным достатком захочет увидеть себя в привычной атмосфере, в месте, для реставрации которого использовались качественные материалы. Но мы живем в той экономической ситуации, где работает слоган: главное — не как сделать, а просто сделать.
Комплекс «Вивальди» в Уручье
Это чистейшая игра на эмоциях для покупателей - большая усадьба в несколько этажей, рядом - парк и озеро, а вот само архитектурное решение весьма посредственно. Все эти декораторства и объемы - признаки не особенно удачного строения.
Топ-5 удачных проектов
Комплекс Green City на Притыцкого
Средний по европейским меркам, но очень достойный для Минска комплекс получился по итогу. Мне нравится, что кто-то наконец применил ржавый металл на фасаде, использовал простые лаконичные объемы.
Нашим архитекторам очень не хватает скромности, буйство форм во многом следствие того, что каждый мастер хочет проявить собственное «Я». После распада СССР архитекторы дорвались до творчества, все пытаются внести в облик столицы что-нибудь свое. На самом деле это искусство — думать о городе, а не о себе, творить сдержанно, понимать, что хороший вкус предполагает умеренность.
Mercedes-центр на Тимирязева
Крайне удачное архитекторское решение Бориса Школьникова — европейского уровня. Хоть вдоль самой улицы Тимирязева сейчас не особенно хорошо посажены здания, автоцентр выглядит симпатично.
Банк развития
Архитектор — Олег Воробьев. Можно спорить с ним об ассоциациях, аллюзиях, которые возникают в связи с этим зданием, но сам объект неплохой. Это как раз не тот случай, когда мнения единогласны, мол, ужасно. Это ассоциативный предмет для дискуссии, что уже дает проекту больший вес.
Частный дом Кирилла Скорынина
Нам всем очень нравится этот по-настоящему современный дом. В основном минчане, планируя частную застройку, хотят дешевизны. Если же говорить о заказчиках, которые способны сформулировать свои желания и заплатить за них, здесь наблюдается повсеместная тоска по дворянскому происхождению. Люди разбогатели недавно. Когда они приезжают в Западную Европу, впечатляются исторической частью городов, внушительными особняками в пригородах. Минску этого действительно не хватает, и поколение бизнесменов 1990-х пытается это компенсировать возведением домов в историческом стиле. Каждая постройка наподобие проекта Скорынина дает надежду, что частные дома Минска через 50 лет нам не будет стыдно так, как сейчас.
Бизнес-центр «Виктория-плаза» на ул. Платонова
В этом проекте виден контраст, между двумя объемами — плавным и прямым. К тому же, очень интересно с точки зрения проекта решен вход, да и в целом здание отлично вписалось в пространство, оно масштабно, но не громоздко.
Иван Кравцов — арт-директор в
Фото: Андрей Макаров, novostrojka.by, lada.by, cache.marriott.com, realt.by, images.by, ic.pics.livejournal.com, shkolnikov.by, ctc-klimat.ru, obstanovka.by, mobile.pro-n.by