На
В преддверии конференции в
Один из таких инструментов – краудфинансирование, новый для нашей страны, но популярный во всем мире. Для развитых стран краудотношения – объединение людей
для финансовой поддержки других людей или компаний – уже стали нормой: прогнозируется, что в 2015 году объем мирового рынка краудотношений составит $34
млрд. Эксперты убеждены, что будущее – за открытым предпринимательством и giving culture.
В Беларуси идея краудфинансирования начала набирать популярность вместе с появлением социальных проектов «Мае сэнс» и «Талака.бай».
–
Ребята, реализовавшие эти проекты, сделали важное дело, и вместе с тем “разогрели” наш рынок перед появлением классической краудфандинговой площадки
“Улей”
– пояснила Ирина Сидорова, директор Ulej.by. –
Когда мы полгода назад запустили проект, было много скепсиса по поводу того, а надо ли это белорусам? 19 успешных проектов не оставляют сомнений в том,
что краудфандинг в Беларуси станет популярным. Если есть продукт, который нужен людям, они захотят поучаствовать в его создании. Краудфандинг дает
возможность приобщиться к классной идее даже за $10»
.
Но краудфандинг – не единственный способ совместного сбора средств для реализации проектов. Составными частями краудэкономики также являются краудинвестинг
и краудсорсинг. Их движущей силой в Беларуси стал Белгазпромбанк, который смотрит на эти инструменты финансирования как на глобальные возможности,
открывающиеся и перед клиентами банка, и перед страной в целом.«Наш банк делает ставку на развитие инструментария, который будет полезен для людей, желающих реализовать свои идеи», сказал Сергей Шевкунов, начальник отдела расчетов и дистанционного обслуживания ОАО «Белгазпромбанка».
С финансированием бизнес-проектов банками в Беларуси связаны две проблемы: люди не хотят нести свободные деньги в банки, а банки не рискуют выдавать кредиты начинающему бизнесу. Новый сервис WikiBank решает обе: вкладчики понимают, как банк использует заимствованные у них средства, а банк, в свою очередь, получает народную экспертизу кредитуемого бизнеса. Логика простая: если люди хотят направить деньги на поддержку какого-то бизнеса, значит он им нужен, и его услугами или продуктом будут пользоваться. Успешный бизнес гарантирует возвращение кредитного займа. Выигрывают все: вкладчики, банк и бизнес.
WikiBank – площадка, на которой встречаются вкладчик и заемщик кредита. Вкладчик заходит на сайт, выбирает понравившийся ему проект, который хочет профинансировать из представленных на этой площадке, выбирает условия программы лояльности и перечисляет средства для размещения депозита. В конце срока реализации проекта вкладчик получает свою сумму вместе с процентами. А если проект реализовался успешно, то и бонусы – от предпринимателя-организатора проекта.
О том, как стартапу организовать компанию по сбору средств на краудфандинговой площадке мы продолжим говорить на Всемирной неделе предпринимательства. В рамках Недели 17 ноября в Минске пройдет Международная стартап-конференция, генеральным партнером которой и выступает Белгазпромбанк, пионер в развитии краудфинансирования в Беларуси.