24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Свежий номер журнала «Директор» №9/2016 уже в продаже!

4 октября 2016


Белорусская экономическая модель: из тупика в тупик
В Беларуси осуществляется смена модели экономического развития: руководство страны отказывается от поддержки госсектора за счет денежно-кредитной эмиссии и частично реализует реформы, которые ей рекомендуют МВФ и Евразийский фонд стабилизации и развития. Однако по ряду причин это не приведет к экономическому процветанию, новая модель окажется тупиковой, как и прежняя.

Нам следует копировать методы экономически развитых стран, применявшиеся, когда они еще не достигли нынешнего уровня.

Прямые иностранные инвестиции: а воз и ныне там

Правительства и бизнес таких небольших стран как Беларусь прилагают максимальные усилия для подключения к глобальным инвестиционным потокам и получения доли технологического пирога.

Сегодня ПИИ в отечественной обрабатывающей промышленности и торговле составляют 27%, в то время как на IT-рынок приходится немногим более 6%, несмотря на то что Беларусь обладает хорошим потенциалом в этой сфере. Сектор IT наиболее быстро развивается в мире и привлекает большой объем инвестиций: около половины входящих в мировой рейтинг SP500 компаний не существовало до 2000 г.

Основная возможность получения инвестиций для отечественных предприятий - включение в глобальную цепочку создания ценностей.

Что тормозит автоперевозки?
Белорусские автоперевозчики теряют конкурентные позиции на международном рынке транспортных услуг, потому что из-за дефицита финансовых средств за два последних года вынуждены снизить до критического минимума обновление автопарка.

На международном рынке грузоперевозок в последнее время отмечается заметное снижение грузопотоков из-за замедления темпов экономического роста в ведущих грузообразующих странах, а также взаимных санкций России и ЕС.
Как следствие, обострение конкуренции среди транспортных компаний привело к заметному снижению доходности перевозок (в частности, фрахтовые ставки уменьшились на 40-50%). В условиях жесткой конкуренции регулирующие органы большинства иностранных государств, защищая интересы национальных перевозчиков, ограничивают доступ на свои рынки международных автотранспортных операторов из третьих стран.

О бедном производителе замолвите слово

Почему так легко сдает позиции отечественный легпром? Расчетная годовая емкость рынка товаров легкой промышленности: одежда, обувь и аксессуары превышает 2,6 млрд деноминированных рублей. Отечественные производители концерна «Беллегпром» производят продукцию на сумму более 800 млн руб., а частные предприятия малого и среднего бизнеса - только на 11 млн. При этом удельный вес продаж товаров легпрома за последние 5 лет снизился на 15%, а в общем объеме продаж приблизился к отметке 50%.

За три последних года снизился объем реализуемых в торговых сетях отечественных товаров: верхняя одежда - с 56,8 до 25,3%, трикотажные изделия - с 66,5 до 40,8%, обувь - с 59,1 до 6,3%.

Торговля как разменная монета

Статистика внешней торговли Беларуси неутешительна: торговый оборот падает, отрицательное сальдо растет. По итогам 7 месяцев т.г. оборот товаров составил 28 165,6 млн долл., сократившись на 13,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Экспорт упал на 18,6% - до 13 115,9 млн долл., импорт - на 14,4% - до 15 049,7 млн. В результате импорт превысил экспорт почти на 2 млрд долл.

Это во многом объясняет падение отечественного торгового оборота не только со всем миром, но и внутри ЕАЭС. Так, внешняя торговля товарами с Россией в январе-июле сократилась на 10,7%, а со странами ЕАЭС - на 11,4%. По другим странам союза есть данные только за I полугодие: с Казахстаном внешняя торговля товарами упала на 45,1%, Арменией - на 31,8%, Кыргызстаном - на 6,7%.

Понятно, что в падении товарооборота виноват экономический кризис в регионе и сопряженные с ним политические конфликты. Впрочем, то, что снижает товарооборот с Западом, теоретически должно усиливать консолидацию внутри ЕАЭС и соответственно улучшать торговые связи. Однако этого не происходит.

Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Директор». Оформить подписку или купить номер всегда можно в редакции.

«Женский журнал» в сентябре представляет Анонс октябрьского номера «Женского журнала»
Обработка файлов cookie
Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения, сбора статистики и предоставления персонализированных рекомендаций.

Вы можете настроить параметры использования файлов cookie или изменить свое согласие в более позднее время. Для получения дополнительной информации о целях, сроках и порядке использования файлов cookie вы можете ознакомиться с нашей Политикой обработки файлов cookie
Персональные настройки Cookie