24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

Анонс журнала «Дело» №4, 2015

24 апреля 2015

«Точечная» приватизация опять толкает белорусские акционерные общества в гособъятия
Белорусской экономике нужны новые источники роста, поскольку традиционные стимулы развития себя исчерпали – таков лейтмотив проекта Директивы Президента о мерах по развитию предпринимательской инициативы.

В документе откровенно сказано, что Беларусь больше не может опираться на «массовые инвестиции, стимулируемые государством».

«С учетом ограниченных инвестиционных ресурсов частный сектор имеет больший потенциал для роста по сравнению с крупными госпредприятиями», – делают вывод составители документа.

Новая правительственная команда не понимает, что при явном доминировании госсобственности в экономике страны повысить ее эффективность при всем желании не удастся.

В прошлом году для выплаты внешних долгов правительство хотело привлечь $3,5 млрд.: $2 млрд. от приватизации и $1,5 млрд – за счет заимствований. Хотя, отметим, намерения правительства и Нацбанка были более амбициозны: их Совместный план предусматривал получить от приватизации до $4,5 млрд. По факту же оказалось, что денег от приватизации бюджет получил в десятки раз меньше.

Формально надежды связывались с приватизационным перечнем 2014 года, который включал 83 ОАО (по конкурсу инвесторы могли купить госпакеты в 33 акционерных обществах, на аукционах – в 50). Причем, в перечне оказались достаточно интересные предприятия, такие как ОАО «Стеклозавод Елизово», «Коралл», «БелГрузМагистраль», «Управляющая компания холдинга «Горизонт», «Белорусское морское пароходство», «Авиакомпания Трансавиаэкспорт», где государство собиралось продать все свои акции.
Однако, подчеркнем, этот внушительный перечень – вовсе не план приватизации, а всего лишь список для изучения спроса потенциальных инвесторов. Если кто-то из них заинтересуется госпакетом того или иного ОАО, то должен быть готов к длительной процедуре.

При «точечной» продаже она выглядит следующим образом. Если инвестор захотел купить тот или иной госпакет из указанного перечня, то он сначала должен написать заявление в Госкомимущество (ГКИ) Беларуси, комиссия его рассмотрит и подготовит предложения о целесообразности подготовки проекта решения Президента о продаже. После того, как такое решение примет Президент, предстоит провести рыночную оценку акций. ГКИ в свою очередь объявит о продаже госпакета лишь в том случае, если потенциальный инвестор согласится взять на себя обязательства по выполнению ряда условий (чаще всего, от инвестора требуют профинансировать масштабную инвестпрограмму предприятия, сохранить персонал, социальные гарантии и др.). Но в любом случае окончательное решение принимает А. Лукашенко.

Жизнь показала, что такая практика продажи госпакетов в Беларуси фактически не работает.

В прошлом году ГКИ смогло продать госпакеты лишь в 13 акционерных обществах, а также и одно предприятие как имущественный комплекс. В результате республиканский бюджет получил около $42 млн. Правда, еще около $73 млн. покупатели пообещали вложить в развитие предприятий (с учетом дополнительных условий продажи акций), но это – слабое утешение на фоне неоправдавшихся надежд на миллиарды приватизационных денег. Тем более, сегодня, когда предприятия испытывают острейший дефицит финансовых ресурсов для дальнейшего развития.
Как следствие, в Беларуси набирает ход маховик деприватизации: стремительно растет количество акционерных обществ, получающих господдержку в обмен на акции.

Подробнее об этом читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – «Телекоммуникации. Связь. IT-технологии».

Пережить кризис с наименьшими потерями можно только при консолидации усилий бизнеса и государства
Беларусь прочно засела в кризисе: проблемы пришли в нашу страну системно, что стало сюрпризом для многих. Хотя часть директората и бизнеса еще не видят для себя угроз.

Главные черты нынешнего кризиса – падение спроса на внешнем и внутреннем рынках, снижение занятости (пока в «мягкой» форме) и, как следствие, снижение доходов населения и государства в целом. И далее – по кругу. Складывается целая система «порочных кругов». И как найти выход из сложившейся ситуации, наши полисимейкеры, похоже, не знают.

Между тем, есть ряд макроэкономических показателей, анализируя которые этот выход можно увидеть.

Первое, на что надо обратить внимание, – это сдвиг временных интервалов. Ситуация за последние три месяца менялась очень быстро, и классическое сравнение «январь 2015 к январю 2014» уже не срабатывает. Очень важно увидеть триаду: декабрь 2014 года + январь 2015 = новый тренд.

Одной из главных тенденций в конце прошлого – начале текущего года стали резкие колебания объемов выпуска в разных кластерах промышленного сектора. Аграрный пока «гонит вал»: мясо, молоко, натуральные исходные товары приросли в этом году на 5%. Если объемы продолжат расти, а доходы снижаться или вовсе заморозятся, то впереди нас должно ждать снижение цен на аграрную продукцию. Но едва ли у нас настолько совершенный рынок продовольствия. Хотя сейчас добавился еще и внешний фактор: присутствие российский продукции растет быстрее, чем когда-либо. Но наши производители этого пока полностью не осознали и «защитных» мер не приняли.

Рассмотрим другие показатели. ВВП находится на уровне 99,6%. Более серьезный дисбаланс наблюдается во внешней торговле: только за декабрь 2014-го дефицит составил $1,4 млрд.

Заработная плата в 2014-м сначала снизилась до 96,5% от 2013 года. Затем, после девальвации, она ушла от $600 в эквиваленте до чуть более $400. И – совершенно по-нашему – в условиях снижения реальных доходов в стране увеличились покупки домашних хозяйств – на 4,7% в сравнении с январем 2014 года.

Заработная плата снизилась не только в долларовом эквиваленте, но и в рублевом выражении. Возможно, это и стало причиной еще одного интересного тренда: до 81,3% снизился объем покупки валюты и увеличилась ее продажа. Белорусы понесли сдавать часть своих накоплений «из банки» – кушать-то хочется.

Есть еще опасные тенденции. За декабрь-январь инвестиции в основной капитал упали до 39%, строительно-монтажные работы до 53,2%, затраты на инвестиционное техническое обновление сократились до уровня 29%. Это свидетельствует о явном кризисе в сфере инвестиций.

Перевозки товаров, грузов – 95,4%. Терпимо, но симптоматично. Сокращается не только само производство, но и распределение товаров.

Подробнее об этом читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – «Телекоммуникации. Связь. IT-технологии».

Апрельский номер журнала «Большой» «Город женщин». Читайте в мае
Этот сайт использует cookies
Понятно