«Точечная» приватизация опять толкает белорусские акционерные общества в гособъятия
Белорусской экономике нужны новые источники роста, поскольку традиционные стимулы развития себя исчерпали – таков лейтмотив проекта Директивы Президента о мерах по развитию предпринимательской инициативы.
В документе откровенно сказано, что Беларусь больше не может опираться на «массовые инвестиции, стимулируемые государством».
«С учетом ограниченных инвестиционных ресурсов частный сектор имеет больший потенциал для роста по сравнению с крупными госпредприятиями», – делают вывод составители документа.
Новая правительственная команда не понимает, что при явном доминировании госсобственности в экономике страны повысить ее эффективность при всем желании не удастся.
В прошлом году для выплаты внешних долгов правительство хотело привлечь $3,5 млрд.: $2 млрд. от приватизации и $1,5 млрд – за счет заимствований. Хотя, отметим, намерения правительства и Нацбанка были более амбициозны: их Совместный план предусматривал получить от приватизации до $4,5 млрд. По факту же оказалось, что денег от приватизации бюджет получил в десятки раз меньше.
Формально надежды связывались с приватизационным перечнем 2014 года, который включал 83 ОАО (по конкурсу инвесторы могли купить госпакеты в 33 акционерных обществах, на аукционах – в 50). Причем, в перечне оказались достаточно интересные предприятия, такие как ОАО «Стеклозавод Елизово», «Коралл», «БелГрузМагистраль», «Управляющая компания холдинга «Горизонт», «Белорусское морское пароходство», «Авиакомпания Трансавиаэкспорт», где государство собиралось продать все свои акции.
Однако, подчеркнем, этот внушительный перечень – вовсе не план приватизации, а всего лишь список для изучения спроса потенциальных инвесторов. Если кто-то из них заинтересуется госпакетом того или иного ОАО, то должен быть готов к длительной процедуре.
При «точечной» продаже она выглядит следующим образом. Если инвестор захотел купить тот или иной госпакет из указанного перечня, то он сначала должен написать заявление в Госкомимущество (ГКИ) Беларуси, комиссия его рассмотрит и подготовит предложения о целесообразности подготовки проекта решения Президента о продаже. После того, как такое решение примет Президент, предстоит провести рыночную оценку акций. ГКИ в свою очередь объявит о продаже госпакета лишь в том случае, если потенциальный инвестор согласится взять на себя обязательства по выполнению ряда условий (чаще всего, от инвестора требуют профинансировать масштабную инвестпрограмму предприятия, сохранить персонал, социальные гарантии и др.). Но в любом случае окончательное решение принимает А. Лукашенко.
Жизнь показала, что такая практика продажи госпакетов в Беларуси фактически не работает.
В прошлом году ГКИ смогло продать госпакеты лишь в 13 акционерных обществах, а также и одно предприятие как имущественный комплекс. В результате республиканский бюджет получил около $42 млн. Правда, еще около $73 млн. покупатели пообещали вложить в развитие предприятий (с учетом дополнительных условий продажи акций), но это – слабое утешение на фоне неоправдавшихся надежд на миллиарды приватизационных денег. Тем более, сегодня, когда предприятия испытывают острейший дефицит финансовых ресурсов для дальнейшего развития.
Как следствие, в Беларуси набирает ход маховик деприватизации: стремительно растет количество акционерных обществ, получающих господдержку в обмен на акции.
Подробнее об этом читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – «Телекоммуникации. Связь. IT-технологии».