О вкусном и здоровом фастфуде
Суши без понтов
В далеком 1958 году владелец одного из маленьких японских ресторанчиков Иошиэки Ширэйши впал в полное отчаяние из-за того, что ему совершенно нечем было платить своим официантам. И тогда он придумал заменить их на кайтен — суши-конвейер, — который подвозил бы клиентам их блюда. Такое простое изобретение вскоре распространилось на весь мир, поставив употребление суши на поток. До Минска эта система добралась совсем недавно. Корреспондент relax.by встретился с директором кайтена японской кухни «Йо! Суши» Алексеем Орловым, чтобы узнать, как покушать суши без лишних понтов.
О здоровом фастфуде
В нашей стране привыкли, что фастфуд — это
хот-доги и бургеры, то есть очень калорийная пища, которая быстро готовится. В Европе же к нему относят и японскую кухню. Там давно уже отошли от стереотипа, что поедание роллов требует соблюдения неких ритуалов, традиций подачи, особой атмосферы. Мы стали одними из тех, кто решил внедрить эту практику в Беларуси. То есть всё, что подразумевает кайтен, — это и есть фастфуд. Но фастфуд фастфуду рознь. Мы предлагаем здоровую быструю еду, включающую огромное количество ингредиентов, не являющихся полуфабрикатами.
О сетях общепита
Сети общепита в нашей стране локализованы в основном в столице, не распространяясь на провинцию, — это правило отталкивается от образа жизни минчан. Когда людям некогда полноценно пообедать, им нужно сократить время на прием пищи. В Минске это распространено, поскольку здесь у людей больше забот, передвижений и, соответственно, меньше времени, чтобы спокойно покушать.
Но на периферийный рынок выходить, безусловно, имеет смысл, поэтому мы строим планы по созданию сети кайтен-кафе по всей стране. Мы отталкиваемся от нашего девиза «Быстро вкусно доступно»: его можно тиражировать где угодно. В том числе в местах массового скопления людей — например, в гипермаркетах, где люди, совершая покупки, не заморачиваются над трапезой. Достаточно выделить 10–15 минут из своего времени, чтобы поесть. Заметьте: не перекусить, а именно поесть. По нашим подсчетам от момента, когда человек пришел к нам в кафе, и до начала приема пищи проходит не больше минуты. Спросите у любого минчанина: это очень быстро.
О конвейере
Идея конвейера пришла в голову нашему учредителю Вячеславу Потёмкину, когда он путешествовал по странам, где культура кайтена стала повседневностью. К примеру, в Англии первый такой объект появился 17 лет назад, в 1997 году. Правда, у них изначально были немного другие задачи — в пределах ресторана сократить время для подачи блюда и уменьшить расходы на официантов. Концепция кайтена подразумевает обслуживание без обслуги, к чему пока не привыкли белорусы.
Изначально было довольно трудно организовать процесс подачи технически, потому что производителей подобных конвейеров в Беларуси нет. Практически все они производятся в Азии, Китае и Вьетнаме. Но кайтен-кафе — это не только конвейер.
О том, как портятся суши на конвейере
Разумеется, суши на конвейере портятся, но, как правило, в случае с сырой рыбой они находятся на конвейере не более 2-х часов, после чего блюда списываются. У нас есть четкий график заполнения конвейера, расписанный на 4 этапа. Например, утром у нас обычно на ленте поздние завтраки, потому что мы работаем с 11:00. В обеденное время на конвейер ставятся уже более сытные блюда. Вечер у нас разбит на ранний и поздний. Блюда, которые не продались в свой период, убираем. Самое главное для кайтен-бара — это свежесть и разнообразие.
О том, кто сколько съел
Очень просто. У нас есть шесть цветов тарелок. Это касается и горячих блюд, и холодных закусок, и десертов. Шесть цветов тарелок — шесть цен. Допустим, если человек берет две желтые тарелочки, одну голубую и так далее, то он сможет посмотреть их стоимость в меню или на информационном стенде. Ну и по цвету ваших тарелок официант поймет, на сколько вы пообедали. У нас, конечно, бывали случаи, когда люди брали что-нибудь из тарелки, а потом ставили ее обратно на конвейер, но мы установили видеонаблюдение и теперь этот номер не проходит.
О японской и не японской кухне
У нас на удивление популярны японские супы, сделанные на классических японских бульонах. Кстати, кроме них мы предлагаем еще и несколько супов по сути европейских, но сделанных из японских продуктов — эдакий японский fusion. Кроме того, популярны паназиатские лапша и рис. Паназиатская культура в Беларуси прижилась, и многие делают на ней акцент даже больший, чем на суши. Плюс салаты. Их же мы сначала подавали небольшими порциями, чтобы изучить спрос, поскольку в них используются специфические ингридиенты и заправки. В принципе от европейских, того же «Цезаря», они по калорийности, подаче и объему не отличаются. А по ценам даже ниже.
Кстати, о ценах
Цены на суши зависят исключительно от себестоимости продуктов. Рис везде одинаковый, как и нори. Самыми дешевыми считаются те суши, где не используется рыба, — с огурцом, авокадо, такуаном. Люди должны четко понимать, что креветка будет дороже угря, а угорь — дороже лосося. Допустим, наш фирменный «Йо!Ролл», включает в себя много ингредиентов — сливочный сыр, авокадо, угорь, лосось и креветки. Это такой комплексный микс, поэтому он самый дорогой.
За полтора года работы мы установили, что стабильный средний счет у нас колеблется в пределах 120 тысяч рублей на человека, включая напитки. При услуге «Суши на вынос» мы предлагаем скидку в 30 %, и, соответственно, средний счет в этом случае составляет около 80 тысяч. Ну и в обед мы предлагаем скидку в 20 %, тогда средний счет составит примерно 90 тысяч.
О японской не-водке
Из безалкогольных напитков суши лучше всего сочетаются, как ни странно, с чаем. Чай у нас в основном классический китайский, хотя японский «Сенча» тоже есть. Из алкогольных напитков к суши можно также взять белое вино — его обычно предпочитают девушки. Мужчины — сакэ. Его называют японской «водкой», но это неверно: в нем всего 14–20 градусов и готовится он по другой технологии. Мы подаем его в двух видах — горячем и холодном. Сакэ не аперитив, он пьется маленькими глотками во время приема пищи и, как многие говорят, лучше раскрывает вкус сырой рыбы в целом и суши в частности. Но для многих сакэ — это еще экзотика. Когда у людей, заказывающих его, спрашивают: «Вам холодный или горячий?» — они часто впадают в ступор и не знают, что ответить. Видимо, трудно представить, что алкогольный напиток может быть горячим.
О японском пиве
Главное отличие японского пива — в технологии приготовления, позволяющей полностью сбродить весь сахар, который изначально находится в сусле и обеспечивает очень сухой и лаконичный вкус, без долгого послевкусия и горчинки, которые остаются после классического пшеничного пива. Такое пиво убирает вкус суши и утоляет жажду. Раньше мы подавали несколько сортов японского пива, но сейчас в Беларуси остался в основном только один известный бренд — это Asahi.
О суши-поварах
Хорошего повара — японской ли кухни, белорусской ли — найти трудно. Суши-повар — это ведь не только производство суши, а еще и контроль за продуктом на каждом этапе. У нас бывали случаи, когда приходили молодые люди сразу после училища и вроде неплохо делали суши, но поварами их назвать трудно, поскольку во всех остальных планах они уступают профессионалам. Они выбирали один какой-нибудь ролл и весь вечер лепили его, мол, люди берут. Разумеется, люди брали! Что им еще оставалось, если на конвейере больше ничего нет?
О жалобах и компромиссах
Первое время были жалобы на маленькие порции. Хочу отметить, что вся
концепция японской кухни основана на том, что количество еды
набирается за счет большего разнообразия блюд, а не размера порций.
Это значит, чтобы полноценно покушать, не обязательно заказывать одно
блюдо, которое с трудом влезает в сковородку и состоит из 4
компонентов, а можно съесть от 5 до 10 блюд с составом не менее 5
ингредиентов и после каждой порции контролировать свое насыщение,
чтобы не было переедания. Но желание клиента для нас закон, и нам
удалось найти «золотую середину», не изменяя философию: порции были
увеличены на 20%.
Потом появились жалобы на «низкий уровень обслуживания», поскольку
люди не привыкли к тому, что в кафе перед ними уже готовая еда,
которую нужно брать самому, а работа официанта заключается лишь в том,
чтобы забирать грязную посуду. Мы пошли навстречу нашим посетителям,
расширив обязанности официантов. К тому же недавно открыли летнюю
террасу, и там у нас более стандартное обслуживание. Но, думаю, люди
скоро привыкнут к культуре кайтена. В Минске пока всего несколько
заведений подобного типа. Этот формат основан больше на проходимости,
чем на активной рекламе. Успех отталкивается от скорости подачи,
качестве продукции и её доступности.
О любимом заведении в Минске
На сегодняшний день любимый формат заведений — пивные пабы. Я люблю ходить в
«Староместный пивовар». Там варят шикарное пиво, подают отличные закуски, плюс великолепная команда профессионалов и отличное обслуживание. Всё очень концептуально, и я как любитель пива часто беру там его с собой, когда нет времени посидеть и поболеть за любимую команду.
Беседовал: Кирилл Метелица
Фото: Ирина Забирашко
Комментарии
Написать комментарий
КСЕНИЯ
18 июля 2014 в 09:26
Аж захотелось сразу к вам прийти после статьи! Соблазнили:) Обязательно попробую!
ОРЛОВ АЛЕКСЕЙ
17 июля 2014 в 16:48
ИРЭНА
Спасибо за отзыв! Мы очень ценим наших постоянных клиентов и всегда им идём на встречу. Скорее всего речь идёт о японском пиве Iki Beer, которое мы предлагали по акции "2 пива по цене одного". Действительно, эта акция у нас закончилась и могло показаться, что оно стало в 2 раза дороже. Но обратите внимание на наши ежемесячные акции и Вы будете приятно удивлены! Например, сейчас Вы можете заказать 3 алкогольных коктейля, а в счёте будет всего лишь 2.
Ждём Вас с друзьями снова.
ИРЭНА
17 июля 2014 в 16:21
Раньше жила рядышком, очень нравилось это милое место. Суши почти все вкусные, но гречневая лапша и острые баклажаны...это просто сказка. Только один раз разочаровали, когда во время чмх не предупредили, что пиво стало в 2 раза дороже. Система бонусов классная
АЛЕКСЕЙ ОРЛОВ
17 июля 2014 в 16:03
ДАРЬЯ
Спасибо Вам за замечания! Мы всегда отслеживаем подобные недочёты и работаем с персоналом над их устранением.
Шторки на входе в японских ресторанах являются неотъемлемой часть культуры общепита в этой стране. Когда гость заходит в ресторан, он немножко склоняет голову вниз и со стороны это выглядит как будто он отдаёт почтение этому заведению.
Хочу заметить, что если Вы посещали наше заведение более месяца назад, то у нас для Вас очень хорошая новость: мы снизили с тех пор все цены на 30% на постоянной основе. Постараемся сделать всё что бы следующее Ваше посещение не было ничем испорчено.
Удачного Вам дня.
АЛЕКСЕЙ ОРЛОВ
17 июля 2014 в 15:54
МАРФА ВАСИЛЬНА Я
Мысль не просто офигенная, но и вполне реальная! Приходите к нам в обед и убедитесь что суши - это не дорого.
ДАРЬЯ
17 июля 2014 в 13:17
Владелец красиво рассказывает, но на деле все не так.
Была в данном кафе 1 раз (и больше не пойду). Минусов гораздо больше, чем плюсов!
Во-первых, чай с лимоном смогли принести только с 3 попытки (и то не зеленый, как заказывали, а черный), я была в шоке, объясняя официантке, что такое чай с лимоном и как его приготовить.
Во-вторых, сняли с карточки тысяч на 100 больше, хорошо, что мы заметили сразу.
В-третьих, не все официантки дружелюбные.
В-четвертых, висюльки между баром и залом как бы намекают - "вход только для людей ростом ниже 170 см".
В-пятых, цены не такие уж и маленькие. Да не самые дорогие у них суши, но и не такие уж дешевые.
Из плюсов - система бонусов и доброжелательный бармен.
МАРФА ВАСИЛЬНА Я
17 июля 2014 в 12:49
Обедать суши - это офигенная мысль, но дорого, блин..