Накануне в первом вегетарианском кафе Минска «Счастье здесь», учредителями которого являются Николай Серов и Алексей Садовой, презентовали блюда. Первый знаком по Boulevard Event Agency и Fitness Express, второй дал Минску барбершопы Firm, Cut, Smoke & Mirrors, а также несколько баров. «Счастье здесь» откроется в рабочем режиме уже к концу текущей недели, но журналистам заранее предложили попробовать, чем будут угощать гостей, предпочитающих пищу без животного белка.
«Наша еда понравится даже мясоедам», — уверял до презентации Николай Серов.
Relax.by решил это проверить: в вегетарианское логово был отправлен самый что ни на есть настоящий мясоед, получивший редакционное задание максимально непредвзято оценить тестовые позиции.
Последние штрихи в кафе наносили буквально за полчаса до презентации. Уборщица мыла пол, официантки протирали столы и перечницы, бородатого вида дядечка писал мелом по грифелю меню. Меню сплошь незнакомое среднестатистическому белорусскому уху: салат с открытыми равиоли из свеклы, чечевичный суп с кокосовыми молоком, жареный тофу с острым шпинатом и арахисом, бабагануш из баклажанов… Честно говоря, звучит это все достаточно стремно, но отступать было поздно.
«Вам предложить чай или кофе?» — спросила сотрудница кафе.
Я решился на чай, потому что кофе с соевым молоком для неподготовленного человека мог выйти боком. Однако и чай тут оказался непростой, а витаминизированный с вишней и имбирем. Как только он появился на столе, по помещению разнеслись мощные, нехарактерные для обычных чаев запахи. На вкус оказалось недурно: вишня приятно обволакивала нёбо, а имбирь бодрил десна.
К моему столику подсел Николай Серов.
Он сказал, что мечтал об открытии вегетарианского кафе 4 года, с тех пор как побывал в Лос-Анджелесе и увидел там россыпь профильных заведений. Уверен в успехе и белорусского кафе: соучредитель оценивает спрос аудитории по интересу к теме: фестивалям, количеству вегетарианцев из друзей в Facebook и даже лайкам-репостам.
— В «Счастье здесь» найдутся позиции как для вегетарианцев, так и веганов, сыроедов. Мы готовы следовать самым строгим убеждениям наших гостей, — заговорщицки подмигнул Николай и уступил место чечевичному супу.
Суп, скажем прямо, внешне был похож на детское питание, но о вкусе детского питания я имею достаточно смутные воспоминания: последний раз мне приходилось его пробовать при Брежневе. Однако на то и работа журналиста, чтобы, не щадя живота своего, добывать контент для любимых читателей.
— О, Николай, это вполне вкусно! — признался я слегка напряженному Серову, внимательно следящему за моей реакцией.
— Моя задача, чтобы вегетарианская еда нравилась даже мясоедам, — нес слово истины Николай. — Чтобы в кафе приходили не просто попробовать диковинку, а системно, на обеды и ужины. Тебе нравится?
— Честно скажу, этот суп хорош. Густая консистенция, мощная основа из чечевицы, давшей супу и наваристость, и вкус, и классное послевкусие от кедровых орешков, оставляющее еле уловимое жжение языковых сосочков. Достойно!
Удивительно, но это правда: вегетарианская еда открывает крайне необычные вкусы и послевкусия, практически неведомые тем, кто любит и ценит животный белок (как я). Как минимум это уже должно быть интересно, если вы хотите открывать новое в гастрономии. Правда, далеко не все покажется по-настоящему вкусным. Нам как раз принесли мисо суп с лемонграссом и шиитаке.
Николай тут же оживился:
— Это лучший мисо суп, что я пробовал в мире!
Оказалось, вкусы у нас с Николаем разнятся. Без рыбной муки мисо был пуст, как Октябрьская площадь стылым февралем, а сырой тофу лишь подчеркивал эту вегетарианскую пустоту.
Николай помрачнел.
Зато быстро вернулся в бодрое расположение духа, когда по моим глазам прочел, что томатный суп с гренками пришелся по душе. Действительно, вкусное и сочное блюдо, одинаково хорошее как для мясоедов, так и представителей параллельной партии.
Мы перешли к основным салатам. Первый — сразу из высшей лиги, сыроедческий, то есть не подвергнутый даже термической обработке. Это открытая лазанья из свеклы с пюре из томата и перца, а также петрушки и базилика. Я долго не решался отрезать кусочек, потому что имею кое-что против свеклы самой по себе, но Николай был настойчив, уверяя, что это одна из самых его прокачанных позиций.
Оказалось, да, нормальный салат. Твердая свекла компенсируется перетертыми помидорами и перцем, отдаленно смахивающим на баклажанную икру из голопузого советского детства.
Следом же принесли спринг-роллы: в прозрачной рисовой бумаге спрятаны тонкими соломками нарезанные овощи — до 10 видов штук. Подается с соевым соусом: надкусываешь «суши», вливаешь туда несколько капель, хрустишь, как у бабушки в деревне. Вкусно и свежо!
Наконец настал час блюда, которое я не смог есть. Это был сэндвич с авокадо, цукини, молодым творогом и чем-то там еще, закрытый с двух сторон грубым хлебом.
— С молодых лет не люблю цукини, прости!
Очень специфический взрыв вкусов, здесь одновременно и сладкое, и «зеленое», и вот этот соевый хлеб, космически далекий от нашего мясоедческого душистого хлебушка…
Зато потом пошло веселее, потому что на столе появилось король-блюдо вегетарианцев — фалафель. Моему столику достался свекольный, красиво оформленный в лаваш (боюсь спрашивать, как они там умудряются замешивать тесто) с луком и помидорами. Натуральная шаурма, только без мяса, а с нутом, заменяющим наш любимый, родной, ароматный фарш. Без сомнения, это вершина вегетарианской кухни и лучший образчик фастфуда без коллагена и белка.
— Я подсел на фалафель давно, — признается Николай. — Во всех странах, где бываю, обязательно гуглю лучшую фалафельную. И уверен в успехе его в наших реалиях: помнишь, как на FSP прошлым летом стояла очередь за фалафелем? То-то!
Еще одно сложное блюдо: черный
рис, маринованный тофу и пюре из груши и пастернака (который растение, а не
литератор). Тофу, по словам Николая, маринуется аж трое суток, чтобы быть
годным к подаче.
— Это блюдо для очень хардкорных вегетарианцев, — признался я после пробы. — Что-то типа гриля, но без куска вырезки. Не мое.
— Очень крутая позиция, — не сдавался Серов. — Как раз для тех, кто привык к мясу, но зашел к нам. Скоро мы, конечно, еще добавим соевые стейки…
— Соевые стейки?
— Да, не слышал о таких? У нас будут соевые стейки, мы ожидаем большого интереса к ним. В ближайшие полгода меню существенно расширится, откроем две террасы летом, начнем болтать смузи.
— Я вижу у вас серьезная винная карта.
— Конечно, это как раз один из вкладов Садового, та часть винного бара, что теперь является частью «Счастья здесь». Он, кстати, не вегетарианец, но уже на пути к нам.
Наконец, десерт. Шоколадный чизкейк с кофе практически ничем не отличался от чизкейка из обычной кофейни, разве что заметно менее услаждал — в том смысле, что почти не содержал сахара. Очень вкусно.
Настало время сделать мясоедческий вывод от похода в вегетарианское кафе. Без сомнения, это очень любопытно и имеет полное право на существование. Для ценителей необычного и нового — обязательно к посещению. Вегетарианцам, само собой, тоже: мой американский знакомый из твиттера написал комментарий: «Такого уровня кафе редко встречаются даже в Майами, где я живу. Будет куда сходить по приезду в Минск». Цены у Николая и Алексея умеренные — нет позиций дешевле 60 тысяч, но нет и дороже 90.
И да: теперь в Минске есть первое
вегетарианское кафе, мы сделали еще один шаг на пути к цивилизованному миру.
Фото: Ирина Забирашко