Такие теплые и душевные, фотографии Алексея с первого взгляда расположили меня к себе. И желание попасть в объектив этого уникального фотографа пришло в считанные секунды, но очень осмысленно. Жалеть не пришлось, но этого я и не боялась. И с самого начала была уверена, что все получится. Конечно, я плохо представляла, что такое индивидуальная фотосессия. И была удивлена, когда на мои вопросы по поводу выбора одежды, прически, макияжа Алексей ответил, что это неважно. «Только один момент… Вы записываете? — переспросил он меня. — Так вот, первое, что надо взять с собой на фотосессию Алексея Казнадея…». Я в этот момент нарисовала на листке бумаги единицу, потом замерла в ожидании, а потом… догадалась. Да! Ну, конечно, хорошее настроение! Именно это определение — «фотография хорошего настроения» — привлекло меня с самого начала. И надо признаться, недостатка радостных эмоций во время фотосессии я не ощутила, а несколько позже они чудесным образом материализовались в галерею замечательных снимков. На которых я, но вроде и не я… Хотя, пожалуй, больше я, чем в любой другой ситуации. На первых фотографиях — с грустными и тяжелыми глазами, но уже через несколько кадров — с радостными и легкими. «Я называю это фототерапией», — уточнил Алексей. И я согласилась, ведь общение с ним, действительно, помогло мне разрешить какие-то сомнения и найти глубоко внутри себя ту самую легкость, которая появилась в моих глазах. Она, кстати, не покидает меня до сих пор. И я уверена, что в какой-то трудный момент те самые фотографии помогут мне вновь оживить интерес к жизни и окинуть мир радостным взглядом…
Думаю, из этого краткого вступления понятно, почему я с энтузиазмом восприняла идею подготовить интервью с этим человеком, который задал мне множество весьма неординарных вопросов. Теперь он готов ответить на мои. И в начале разговора я спрашиваю Алексея о тех идеях, которые он хотел бы донести до читателей. «Первое — это желание встретиться с этим человеком (то есть со мной) при том, что есть потребность в качественных фотоуслугах… Но если такой потребности в данный момент нет, то хорошо, если человек задумается: а чем его любительская фотография отличается от профессиональной?..», — отвечает он мне. Видимо, логично было бы и начать с того, в чем же эта разница… Но я задаю другой вопрос, а дальше все становится понятным само собой.
— Хотела бы начать с той фразы, которая записана у тебя в ежедневнике: «Делай то, что легко, но изо всех сил». Ее ведь можно по-разному понять… А что она значит для тебя?
— Эта фраза аналогична той, которая пришла ко мне еще в школьные годы. Тогда я читал глянцевые журналы по полиграфии, и эпиграфом к одной из статей была выбрана цитата известного философа Григория Сковороды: «Господи, благодарю тебя за то, что ты сделал все нужное простым, а ненужное — сложным». Я во всем стараюсь найти простоту. И все, что мне дается легко, — это и есть мой путь, именно это мне и нужно. То, к чему не лежит душа, — не мое.
Каждый раз, когда я вспоминаю эту фразу, с восторгом удивляюсь: как же все продумано во Вселенной, ведь ничего не надо изобретать!.. Главное — вовремя обнаружить свой ориентир в жизни. И для меня ориентир — то, к чему лежит душа. Если мне легко общаться с людьми, фотографировать, значит, на это и следует направить все мои усилия.
— Тебе это легко?
— Мне это нравится…
— Легко?
— Вот что значит легко?.. Это, скорее всего, и есть то, что нравится, к чему лежит душа. Как сказал Конфуций: «Найди себе дело по душе, и тебе ни дня не придется работать». Сейчас я превращаю свое дело в любимейшее занятие. И это получается.
— Чаще всего ты позиционируешь себя как свадебный фотограф… Считаешь, что это главное для тебя?
— Думаю, это всего лишь один из этапов моей деятельности. Просто сейчас подавляющее количество моих заказов — именно свадебные.
— Это событие, которое особенно важно запечатлеть на пленку…
— Да. Ни на одно из торжеств в жизни человека не тратится такое количество денег. Здесь все: цветы, улыбки, радость, праздник, переживания, сочувствие… Это необычная концентрация позитивной энергии.
— Она тебе передается? Или не всегда?
— Перед моими глазами прошло такое количество свадеб, что я по первому вопросу, заданному мне по телефону, могу предсказать сценарий мероприятия. И со временем я понял, что с точки зрения фотографии мне неинтересны малобюджетные свадьбы. Если люди вкладывают деньги в продумывание общего стиля, а это платья и костюмы, украшения, услуги визажиста и парикмахера, оформление машин и многие другие нюансы, это видно и на фотографии. Хотя профессионал должен в любом случае, независимо от бюджета, добиться очень качественного результата.
Мне приходилось снимать разные по количеству вложенных денег свадьбы, но если сравнивать лучшие снимки с каждой из них, то с первого взгляда и не отличишь, какого достатка эти люди. Однако сегодня я вряд ли возьмусь за очень дешевый заказ, потому что ценю свою работу, и прежде всего потому, что вкладываю в фотографию частичку себя. Я понимаю, что не каждый человек придет именно ко мне. Но и я на данном этапе уже выбираю своего клиента, того, с кем мне будет комфортно работать. И если кто-то готов заказать у меня съемку, а мне неприятны эти люди, я могу отказать.
— Так случалось?
— Сейчас чаще. Я становлюсь избирательным. Бывает, приходит пара, и у меня внутри сразу твердое «да». Я вижу, что мне нравятся эти ребята, и мы начинаем общаться, делиться мыслями, обсуждать, анализировать. А случается, что уже с первого взгляда понимаю, что это не мои клиенты, и во время такой встречи просто оттачиваю свое умение вести переговоры.
— А вот это «вкладывать частичку себя» сразу к тебе пришло?
— Оно всегда присутствует, в любом деле, которым я занимаюсь. Этому меня всегда учил отец: выполнять свою работу так, чтобы никто не сделал ее лучше.
— Он тоже занимается фотографией?
— Сейчас уже нет, но одно из моих детских воспоминаний: отец закрывается в темной комнате, где горит красный фонарь, и печатает фотографии. И мне до сих пор это кажется невероятным и удивительным, как на простой бумаге вдруг появляется изображение.
— А что снимал отец?
— В основном семейные торжества, знакомых, друзей. Он не зарабатывал фотографией, все свои свадебные альбомы дарил. И я бы сейчас с таким удовольствием полистал те альбомы… Но, к сожалению, все пары, свадьбы которых снимал мой отец (их было 7–8), развелись. Поэтому, когда собрался жениться мой двоюродный брат, фотографировать это событие поручили мне. Я тогда еще учился в школе, и это был, можно сказать, мой первый свадебный заказ.
Конечно, техника в те времена не позволяла делать то, что я сейчас выдаю, — в моих руках был «Зенит» со вспышкой, — но я до сих пор горжусь теми фотографиями. А снимки, которые делал отец… я их сразу определяю, в любом альбоме. Это невероятно, как он, обычный любитель, достиг такого высокого профессионального уровня. Можно считать, что мне генетически передалась его любовь к фотографии, хотя в детстве она особо не проявлялась. Но если я что-то делаю, то, действительно, вкладываю частичку себя. Поэтому и говорю, что фотографирую от души и для души.
— По моим ощущениям, твои снимки очень теплые и светлые… И я, глядя на них, все пытаюсь понять, как это тебе удается…
— На самом деле все мы постоянно видим перед собой невероятное количество ярких кадров. И важно выхватить это редкое мгновение, когда складывается все — свет, эмоция человека и даже летящий голубь на заднем плане… Я стремлюсь к этой яркости и непредсказуемости на моей фотосессии. И когда вижу этот искренний момент — у меня дух захватывает. Не знаю, как это происходит, просто все сущее вдруг дарит тебе это изображение. Ради такого момента я живу.
И фотограф — это не тот человек, в руках которого камера. Для меня это понятие гораздо шире. Я делаю кадры глазами и храню их в своем сердце. Признаюсь, когда только начинал снимать, я жалел такие моменты… Идешь по улице и вдруг видишь — человек, эмоция, свет. И думаешь: ну почему камеры нет под рукой?! А сейчас, наоборот, считаю, что лучше без нее. Довелось тебе увидеть эту картинку — насладись моментом. Любая, самая совершенная камера не передаст полностью это ощущение.
— Кстати, как бы ты описал свой авторский стиль?
— Мои фотографии легкие, простые, они сразу понятны зрителю. В них яркая эмоция человека — радость, задумчивость… Я люблю такую фотографию, чтобы на нее посмотрел, и сразу стало хорошо. Чтобы захотелось улыбнуться в ответ людям, изображенным на снимке. Чтобы человек, глядя на мои фотографии, увидел в них что-то свое. И для меня лучшая похвала — это слезы ребят во время презентации работы.
— Что в таком случае ты называешь тяжелой фотографией?
— Тяжелая фотография грузит каким-то сложным моментом жизни. Она меня может восхитить композицией, техническим уровнем, но с точки зрения эмоции…
— А если человек на фотографии грустит?
— Смотря как грустит, ведь это чувство тоже может быть приятным. Вот как музыка блюз, которую я очень люблю. И внутри я грущу, даже когда улыбаюсь, потому что все так мимолетно, все так быстро проходит. И мне так и хочется человеку сказать: посмотри, какой ты замечательный! И вдруг из миллиона кадров, где он грустит, появляется один, с улыбкой. А я ловлю этот момент и показываю ему фотографию.
— Получается, что в душе ты грустишь, но у людей вызываешь улыбку?
— Кстати, да… Мне гораздо легче вызвать у человека улыбку, чем сказать: давай, будь серьезным. Да, если я сам серьезный, то и человек становится таким же. Психологический эффект зеркала. Но я ведь люблю во время съемки попрыгать, повеселиться, и мне отвечают тем же. Мне кажется, человек ярче, полнее передает свой внутренний мир в этот искренний момент, когда смеется. А улыбка бывает разная, можно на эту тему диссертацию написать.
— Да, иногда люди улыбаются, а глаза грустные…
— Да! Так вот улыбка для меня — это прежде всего глаза. Их выражение, эти мимические морщинки, ямочки на щеках… Мне кажется, в этом есть что-то божественное.
— Ты хорошо чувствуешь людей?
— Да, это необходимо для профессии. Если не знаешь людей, не любишь их — в фотографии тебе нечего делать.
— Вот приходят к тебе два человека, которые собираются пожениться… Ты видишь, подходят ли они друг другу, какие отношения между ними?
— Да, я это вижу в первые две-три минуты нашей встречи. Причем дальше я могу делать прогноз, будут они жить вместе или нет. Я сейчас стараюсь не браться за съемку, если чувствую, что люди друг другу не подходят. Но это хороший опыт — побывать на свадьбе, когда желание невесты и жениха вступить в брак не очень понятно. Один раз со мной такое случилось. Ребята остались довольны съемкой, но я обрабатывал фотографии, смотрел в их глаза, и мне было как-то не по себе.
— А ты со своими парами дальше общаешься?
— Да! У меня есть принцип: все клиенты — это мои друзья. И точно так же, как человек не со всеми дружит, я не всех готов фотографировать. Со многими парами я поддерживаю отношения. И стараюсь работать по принципу: фотограф — на всю жизнь. Это ведь не значит, что я отработал свадьбу и забыл об этих людях. Вообще быть фотографом, и особенно свадебным, — на мой взгляд, самая уникальная профессия. Нет другой такой профессии, которая бы так быстро сближала людей. За 3 часа знакомства невеста может рассказать мне все, и даже спросит совета, какое выбрать белье. А на свадьбе я и платье подержу, и подскажу что-то, — в общем, я лучшая подружка невесты.
— А помнишь свою первую коммерческую свадьбу?
— Так получилось, что первая свадьба была одной из самых высокобюджетных. Я помню, что мне было приятно находиться в кругу этих людей, которые многого добились. И сегодня я предпочитаю работать с теми, кто может меня чему-то научить. А успешные люди, которые достигли положения в обществе и материального достатка собственными силами, — для меня сильные люди, которыми я восхищаюсь. И разделить их праздник — это высшее благо. Сейчас я вспоминаю ту первую съемку и думаю о том, что мог бы все сделать гораздо лучше…
— Кто-то из великих сказал: «Не бойтесь совершенства, вам его не достичь»…
— Да, одного из мастеров фотографии как-то спросили: «Почему вы фотографируете? Вы уже мастер!». И он ответил: «Я фотографирую, потому что еще не достиг совершенства. Я считаю, что еще не умею фотографировать». Он так говорит, хотя его работы признаны во всем мире. И каждый раз идет на съемку, волнуясь. И у меня волнение всегда присутствует. Ну как можно предсказать тот момент, когда луч солнца опустится на лист, который даст тень на платье невесты, создав невероятную световую картину. И в этот момент жених и невеста улыбнутся, а фотограф нажмет на клавишу и получит снимок. Это невозможно ни подготовить, ни предусмотреть! Фотограф должен видеть эту эмоцию, выбрать из бесконечной смены мимики, настроений, взглядов ту самую, которая представит человека лучше, чем остальные. И самое главное — не просто «выхватить» этот кадр, но показать его стабильность в других фотографиях.
Уверен, что любой человек, взявший в руки камеру, может создать шедевр. Но профессионал отличается от любителя тем, что только он может гарантировать надежность результата. И если клиент, со своей стороны, также настроен на то, чтобы получить качественную, стильную художественную фотографию, то в его распоряжении окажутся снимки, которые будут радовать его на протяжении всей жизни. И тот альбом, который займет видное место в его доме. Я стремлюсь, чтобы после каждой моей съемки появлялась такая фотография — не просто выполненная на высоком техническом уровне, а запечатлевшая тот момент, который повторить невозможно. Момент, который отражает внутренний мир человека, его радость, восторг, надежду и желание ощущать полноту жизни с любимым человеком.
— А во что выливаются дружеские отношения, которые продолжаются после свадьбы? В какую фотосъемку?
— Дружба дружбой, но человек должен понимать, что фотографией я зарабатываю деньги, и уважать мой труд. И осознавать, что хорошая работа должна хорошо оплачиваться. Это один из моих принципов.
Фотография — это ведь не только нажатие клавиши, но и колоссальное количество времени, которое уходит на обработку материала, отбор того самого кадра. Хотя, конечно, некоторые снимки я просто дарю.
— На какую съемку тебя приглашают?
— Прежде всего это семейная фотография. Я хочу постепенно отойти от свадебной тематики, поэтому регулирую поступление таких заказов. Во-первых, мне нужно время и для собственной личной жизни. И, во-вторых, в работе я хотел бы сделать больший уклон на семейную и детскую фотографию. У меня, например, есть такая пара, которую можно считать классическими клиентами. Ребята нашли меня перед своей свадьбой и сразу заказали достаточно дорогой пакет. Мы сняли love story и показали ее во время свадьбы, в присутствии всех родственников. Особенно всех поразила вдруг проявившаяся фотогеничность жениха. Мама подбежала к нему со словами: «Сынок, может, тебе надо было в модели идти?!». Свадебный альбом тоже получился замечательный. И потом я ребятам рассказал, что среди моих предложений есть семейное фото и пакет «Беременность». И, когда они мне позвонили через несколько месяцев, я сразу понял, с какой целью… Мы запечатлели прогулку будущих родителей в парке незадолго до появления их дочки, потом момент, когда молодую маму забирают из роддома. И сейчас я раз в месяц фотографирую их ребенка. Я думаю, это будет совершенно эксклюзивный продукт — альбом «Первый год жизни».
В будущем я планирую позиционировать себя больше как семейный и детский фотограф, нежели свадебный. От фотосъемки детей я получаю больше удовольствия, мне нравится близкий контакт с людьми.
— А что для тебя индивидуальная фотосъемка?
— Для меня это новое направление, и в этом я вижу свое будущее. Может быть, больше, чем в семейной и детской фотографии. Во всяком случае, сейчас меня это очень увлекло. Если человеку нужна фотография для себя, чтобы узнать себя глубже и под другим ракурсом, то индивидуальная фотосессия — это хороший способ получить фотографии, которые изображают его внутренний мир, ощущения и желания. Это что-то большее, чем обычный снимок. Для меня портфолийная фотосессия сравнима с фото на паспорт. Когда показывают: вот человек, вот его лицо, вот так он может улыбаться. Поэтому сейчас я не занимаюсь таким видом съемки, мне больше интересна индивидуальная работа.
— Я, как человек, который на себе испытал, что такое индивидуальная съемка у Алексея Казнадея, могу предположить, что это не так просто… На свадьбе люди уже, как правило, с готовыми эмоциями, детям их и вовсе не занимать, а тут приходит человек с грустными и тяжелыми глазами, и надо общаться с ним один на один…
— Для меня каждый человек индивидуален и очень интересен. И даже если он пришел какой-то неожиданный, внедрился в мое личное пространство и с первого взгляда не вызвал симпатии, я пытаюсь найти со второго взгляда, что же в нем интересного. Например, в женихе и невесте это какие-то качества, за которые они друг друга выбрали. Пожалуй, приведу пример из опыта моего коллеги. Он пришел снимать свадьбу, а там невеста, строгая такая женщина, указания направо и налево раздает, всем недовольна, ее родные ходят, как по струнке. А в другой комнате жених сидит и в компьютерную игру режется. И вот она к нему влетает вся в ярости, народ напрягся в ожидании, и вдруг эта грозная женщина целует его в щечку, говорит какие-то милые слова и уходит. И вот человек открылся совсем по-другому.
Каждый из нас желает света, добра, мечтает о любви. И на своей индивидуальной съемке я стараюсь создать атмосферу взаимодоверия, радость быть здесь и сейчас. Редко фотосессия начинается с того, что я достаю камеру и начинаю снимать. Сначала — знакомство, общение без фотоаппарата. И даже во время съемки стараюсь, чтобы человек не обращал внимания на фотоаппарат, а больше концентрировался на себе и своем настроении.
Мне кажется, что самое главное на индивидуальной фотосессии — не фотографии, а те радостные эмоции, которые могут испытать два человека, находящие интерес в общении друг с другом. А снимки — чтобы вспомнить этот момент. И в то же время стараюсь сделать фотографию необычной. Я делаю все возможное, чтобы человек получил удовольствие и хорошую память в виде стильной фотографии.
— А вдруг не получится человека расположить к себе? И вообще, в какой момент ты решил, что индивидуальная съемка — это твое?
— Я еще не решил, что это мое, но в дальнейшем вижу в этом огромный интерес. И хочу в этом направлении развиваться. Скажу сразу, что это будет дорогая съемка. С тем, чтобы человек воспринимал такую фотосессию, как важное событие в своей жизни. Это не поход в магазин за джинсами. И не съемка для глянцевого журнала. Это фотосессия для фотографий, на которых человек именно такой, каким я его увидел.
Скажу, что среди моих клиентов около 95% считают себя нефотогеничными, говорят, что плохо получаются на снимках, стесняются позировать. Так вот прелесть моей работы в том, чтобы показать человека таким, каким он себя ни разу не видел в зеркале. И это нормальная ситуация, когда фотограф отдает снимок и говорит: «Вот, это ты». А человек отвечает: «Нет, это не я». А что он может еще сказать, ведь он себя таким не видел в зеркале. Не исключено, что он уйдет недовольным, ведь его ожидания не оправдались. Но потом, я уверен, родные, друзья, знакомые скажут: «Какой ты здесь классный, какой настоящий». И он может даже изменить отношение к себе. И отождествлять себя не с отображением в зеркале, а с тем образом, который на фотографии.
Фотография — потрясающая вещь. Мы ведь не видим себя в зеркале с закрытыми глазами. И гораздо глубже открываемся в случайных жестах, мимолетных взглядах, полуэмоциях. Поиском такой фотографии я и занимаюсь. Кроме того, индивидуальная съемка для меня — это возможность узнать не только людей, но и самого себя. Ведь, разговаривая с другими, мы получаем гораздо больше, чем сами передаем. И основной поток информации приходит к нам не через слова, а посредством жестов, мимики, каких-то внутренних сигналов. В этом и есть магия фотографии.
Думаю, из этого краткого вступления понятно, почему я с энтузиазмом восприняла идею подготовить интервью с этим человеком, который задал мне множество весьма неординарных вопросов. Теперь он готов ответить на мои. И в начале разговора я спрашиваю Алексея о тех идеях, которые он хотел бы донести до читателей. «Первое — это желание встретиться с этим человеком (то есть со мной) при том, что есть потребность в качественных фотоуслугах… Но если такой потребности в данный момент нет, то хорошо, если человек задумается: а чем его любительская фотография отличается от профессиональной?..», — отвечает он мне. Видимо, логично было бы и начать с того, в чем же эта разница… Но я задаю другой вопрос, а дальше все становится понятным само собой.
— Хотела бы начать с той фразы, которая записана у тебя в ежедневнике: «Делай то, что легко, но изо всех сил». Ее ведь можно по-разному понять… А что она значит для тебя?
— Эта фраза аналогична той, которая пришла ко мне еще в школьные годы. Тогда я читал глянцевые журналы по полиграфии, и эпиграфом к одной из статей была выбрана цитата известного философа Григория Сковороды: «Господи, благодарю тебя за то, что ты сделал все нужное простым, а ненужное — сложным». Я во всем стараюсь найти простоту. И все, что мне дается легко, — это и есть мой путь, именно это мне и нужно. То, к чему не лежит душа, — не мое.
Каждый раз, когда я вспоминаю эту фразу, с восторгом удивляюсь: как же все продумано во Вселенной, ведь ничего не надо изобретать!.. Главное — вовремя обнаружить свой ориентир в жизни. И для меня ориентир — то, к чему лежит душа. Если мне легко общаться с людьми, фотографировать, значит, на это и следует направить все мои усилия.
— Тебе это легко?
— Мне это нравится…
— Легко?
— Вот что значит легко?.. Это, скорее всего, и есть то, что нравится, к чему лежит душа. Как сказал Конфуций: «Найди себе дело по душе, и тебе ни дня не придется работать». Сейчас я превращаю свое дело в любимейшее занятие. И это получается.
ФОТОГРАФИЯ ДЛЯ ДУШИ
— Чаще всего ты позиционируешь себя как свадебный фотограф… Считаешь, что это главное для тебя?
— Думаю, это всего лишь один из этапов моей деятельности. Просто сейчас подавляющее количество моих заказов — именно свадебные.
— Это событие, которое особенно важно запечатлеть на пленку…
— Да. Ни на одно из торжеств в жизни человека не тратится такое количество денег. Здесь все: цветы, улыбки, радость, праздник, переживания, сочувствие… Это необычная концентрация позитивной энергии.
— Она тебе передается? Или не всегда?
— Перед моими глазами прошло такое количество свадеб, что я по первому вопросу, заданному мне по телефону, могу предсказать сценарий мероприятия. И со временем я понял, что с точки зрения фотографии мне неинтересны малобюджетные свадьбы. Если люди вкладывают деньги в продумывание общего стиля, а это платья и костюмы, украшения, услуги визажиста и парикмахера, оформление машин и многие другие нюансы, это видно и на фотографии. Хотя профессионал должен в любом случае, независимо от бюджета, добиться очень качественного результата.
Мне приходилось снимать разные по количеству вложенных денег свадьбы, но если сравнивать лучшие снимки с каждой из них, то с первого взгляда и не отличишь, какого достатка эти люди. Однако сегодня я вряд ли возьмусь за очень дешевый заказ, потому что ценю свою работу, и прежде всего потому, что вкладываю в фотографию частичку себя. Я понимаю, что не каждый человек придет именно ко мне. Но и я на данном этапе уже выбираю своего клиента, того, с кем мне будет комфортно работать. И если кто-то готов заказать у меня съемку, а мне неприятны эти люди, я могу отказать.
— Так случалось?
— Сейчас чаще. Я становлюсь избирательным. Бывает, приходит пара, и у меня внутри сразу твердое «да». Я вижу, что мне нравятся эти ребята, и мы начинаем общаться, делиться мыслями, обсуждать, анализировать. А случается, что уже с первого взгляда понимаю, что это не мои клиенты, и во время такой встречи просто оттачиваю свое умение вести переговоры.
— А вот это «вкладывать частичку себя» сразу к тебе пришло?
— Оно всегда присутствует, в любом деле, которым я занимаюсь. Этому меня всегда учил отец: выполнять свою работу так, чтобы никто не сделал ее лучше.
— Он тоже занимается фотографией?
— Сейчас уже нет, но одно из моих детских воспоминаний: отец закрывается в темной комнате, где горит красный фонарь, и печатает фотографии. И мне до сих пор это кажется невероятным и удивительным, как на простой бумаге вдруг появляется изображение.
— А что снимал отец?
— В основном семейные торжества, знакомых, друзей. Он не зарабатывал фотографией, все свои свадебные альбомы дарил. И я бы сейчас с таким удовольствием полистал те альбомы… Но, к сожалению, все пары, свадьбы которых снимал мой отец (их было 7–8), развелись. Поэтому, когда собрался жениться мой двоюродный брат, фотографировать это событие поручили мне. Я тогда еще учился в школе, и это был, можно сказать, мой первый свадебный заказ.
Конечно, техника в те времена не позволяла делать то, что я сейчас выдаю, — в моих руках был «Зенит» со вспышкой, — но я до сих пор горжусь теми фотографиями. А снимки, которые делал отец… я их сразу определяю, в любом альбоме. Это невероятно, как он, обычный любитель, достиг такого высокого профессионального уровня. Можно считать, что мне генетически передалась его любовь к фотографии, хотя в детстве она особо не проявлялась. Но если я что-то делаю, то, действительно, вкладываю частичку себя. Поэтому и говорю, что фотографирую от души и для души.
МИГ, В КОТОРОМ СХОДИТСЯ ВСЁ
— По моим ощущениям, твои снимки очень теплые и светлые… И я, глядя на них, все пытаюсь понять, как это тебе удается…
— На самом деле все мы постоянно видим перед собой невероятное количество ярких кадров. И важно выхватить это редкое мгновение, когда складывается все — свет, эмоция человека и даже летящий голубь на заднем плане… Я стремлюсь к этой яркости и непредсказуемости на моей фотосессии. И когда вижу этот искренний момент — у меня дух захватывает. Не знаю, как это происходит, просто все сущее вдруг дарит тебе это изображение. Ради такого момента я живу.
И фотограф — это не тот человек, в руках которого камера. Для меня это понятие гораздо шире. Я делаю кадры глазами и храню их в своем сердце. Признаюсь, когда только начинал снимать, я жалел такие моменты… Идешь по улице и вдруг видишь — человек, эмоция, свет. И думаешь: ну почему камеры нет под рукой?! А сейчас, наоборот, считаю, что лучше без нее. Довелось тебе увидеть эту картинку — насладись моментом. Любая, самая совершенная камера не передаст полностью это ощущение.
— Кстати, как бы ты описал свой авторский стиль?
— Мои фотографии легкие, простые, они сразу понятны зрителю. В них яркая эмоция человека — радость, задумчивость… Я люблю такую фотографию, чтобы на нее посмотрел, и сразу стало хорошо. Чтобы захотелось улыбнуться в ответ людям, изображенным на снимке. Чтобы человек, глядя на мои фотографии, увидел в них что-то свое. И для меня лучшая похвала — это слезы ребят во время презентации работы.
— Что в таком случае ты называешь тяжелой фотографией?
— Тяжелая фотография грузит каким-то сложным моментом жизни. Она меня может восхитить композицией, техническим уровнем, но с точки зрения эмоции…
— А если человек на фотографии грустит?
— Смотря как грустит, ведь это чувство тоже может быть приятным. Вот как музыка блюз, которую я очень люблю. И внутри я грущу, даже когда улыбаюсь, потому что все так мимолетно, все так быстро проходит. И мне так и хочется человеку сказать: посмотри, какой ты замечательный! И вдруг из миллиона кадров, где он грустит, появляется один, с улыбкой. А я ловлю этот момент и показываю ему фотографию.
— Получается, что в душе ты грустишь, но у людей вызываешь улыбку?
— Кстати, да… Мне гораздо легче вызвать у человека улыбку, чем сказать: давай, будь серьезным. Да, если я сам серьезный, то и человек становится таким же. Психологический эффект зеркала. Но я ведь люблю во время съемки попрыгать, повеселиться, и мне отвечают тем же. Мне кажется, человек ярче, полнее передает свой внутренний мир в этот искренний момент, когда смеется. А улыбка бывает разная, можно на эту тему диссертацию написать.
— Да, иногда люди улыбаются, а глаза грустные…
— Да! Так вот улыбка для меня — это прежде всего глаза. Их выражение, эти мимические морщинки, ямочки на щеках… Мне кажется, в этом есть что-то божественное.
ФОТОГРАФ НА ВСЮ ЖИЗНЬ
— Ты хорошо чувствуешь людей?
— Да, это необходимо для профессии. Если не знаешь людей, не любишь их — в фотографии тебе нечего делать.
— Вот приходят к тебе два человека, которые собираются пожениться… Ты видишь, подходят ли они друг другу, какие отношения между ними?
— Да, я это вижу в первые две-три минуты нашей встречи. Причем дальше я могу делать прогноз, будут они жить вместе или нет. Я сейчас стараюсь не браться за съемку, если чувствую, что люди друг другу не подходят. Но это хороший опыт — побывать на свадьбе, когда желание невесты и жениха вступить в брак не очень понятно. Один раз со мной такое случилось. Ребята остались довольны съемкой, но я обрабатывал фотографии, смотрел в их глаза, и мне было как-то не по себе.
— А ты со своими парами дальше общаешься?
— Да! У меня есть принцип: все клиенты — это мои друзья. И точно так же, как человек не со всеми дружит, я не всех готов фотографировать. Со многими парами я поддерживаю отношения. И стараюсь работать по принципу: фотограф — на всю жизнь. Это ведь не значит, что я отработал свадьбу и забыл об этих людях. Вообще быть фотографом, и особенно свадебным, — на мой взгляд, самая уникальная профессия. Нет другой такой профессии, которая бы так быстро сближала людей. За 3 часа знакомства невеста может рассказать мне все, и даже спросит совета, какое выбрать белье. А на свадьбе я и платье подержу, и подскажу что-то, — в общем, я лучшая подружка невесты.
— А помнишь свою первую коммерческую свадьбу?
— Так получилось, что первая свадьба была одной из самых высокобюджетных. Я помню, что мне было приятно находиться в кругу этих людей, которые многого добились. И сегодня я предпочитаю работать с теми, кто может меня чему-то научить. А успешные люди, которые достигли положения в обществе и материального достатка собственными силами, — для меня сильные люди, которыми я восхищаюсь. И разделить их праздник — это высшее благо. Сейчас я вспоминаю ту первую съемку и думаю о том, что мог бы все сделать гораздо лучше…
— Кто-то из великих сказал: «Не бойтесь совершенства, вам его не достичь»…
— Да, одного из мастеров фотографии как-то спросили: «Почему вы фотографируете? Вы уже мастер!». И он ответил: «Я фотографирую, потому что еще не достиг совершенства. Я считаю, что еще не умею фотографировать». Он так говорит, хотя его работы признаны во всем мире. И каждый раз идет на съемку, волнуясь. И у меня волнение всегда присутствует. Ну как можно предсказать тот момент, когда луч солнца опустится на лист, который даст тень на платье невесты, создав невероятную световую картину. И в этот момент жених и невеста улыбнутся, а фотограф нажмет на клавишу и получит снимок. Это невозможно ни подготовить, ни предусмотреть! Фотограф должен видеть эту эмоцию, выбрать из бесконечной смены мимики, настроений, взглядов ту самую, которая представит человека лучше, чем остальные. И самое главное — не просто «выхватить» этот кадр, но показать его стабильность в других фотографиях.
Уверен, что любой человек, взявший в руки камеру, может создать шедевр. Но профессионал отличается от любителя тем, что только он может гарантировать надежность результата. И если клиент, со своей стороны, также настроен на то, чтобы получить качественную, стильную художественную фотографию, то в его распоряжении окажутся снимки, которые будут радовать его на протяжении всей жизни. И тот альбом, который займет видное место в его доме. Я стремлюсь, чтобы после каждой моей съемки появлялась такая фотография — не просто выполненная на высоком техническом уровне, а запечатлевшая тот момент, который повторить невозможно. Момент, который отражает внутренний мир человека, его радость, восторг, надежду и желание ощущать полноту жизни с любимым человеком.
ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ…
— А во что выливаются дружеские отношения, которые продолжаются после свадьбы? В какую фотосъемку?
— Дружба дружбой, но человек должен понимать, что фотографией я зарабатываю деньги, и уважать мой труд. И осознавать, что хорошая работа должна хорошо оплачиваться. Это один из моих принципов.
Фотография — это ведь не только нажатие клавиши, но и колоссальное количество времени, которое уходит на обработку материала, отбор того самого кадра. Хотя, конечно, некоторые снимки я просто дарю.
— На какую съемку тебя приглашают?
— Прежде всего это семейная фотография. Я хочу постепенно отойти от свадебной тематики, поэтому регулирую поступление таких заказов. Во-первых, мне нужно время и для собственной личной жизни. И, во-вторых, в работе я хотел бы сделать больший уклон на семейную и детскую фотографию. У меня, например, есть такая пара, которую можно считать классическими клиентами. Ребята нашли меня перед своей свадьбой и сразу заказали достаточно дорогой пакет. Мы сняли love story и показали ее во время свадьбы, в присутствии всех родственников. Особенно всех поразила вдруг проявившаяся фотогеничность жениха. Мама подбежала к нему со словами: «Сынок, может, тебе надо было в модели идти?!». Свадебный альбом тоже получился замечательный. И потом я ребятам рассказал, что среди моих предложений есть семейное фото и пакет «Беременность». И, когда они мне позвонили через несколько месяцев, я сразу понял, с какой целью… Мы запечатлели прогулку будущих родителей в парке незадолго до появления их дочки, потом момент, когда молодую маму забирают из роддома. И сейчас я раз в месяц фотографирую их ребенка. Я думаю, это будет совершенно эксклюзивный продукт — альбом «Первый год жизни».
В будущем я планирую позиционировать себя больше как семейный и детский фотограф, нежели свадебный. От фотосъемки детей я получаю больше удовольствия, мне нравится близкий контакт с людьми.
ОТКРЫВАЯ СЕБЯ
— А что для тебя индивидуальная фотосъемка?
— Для меня это новое направление, и в этом я вижу свое будущее. Может быть, больше, чем в семейной и детской фотографии. Во всяком случае, сейчас меня это очень увлекло. Если человеку нужна фотография для себя, чтобы узнать себя глубже и под другим ракурсом, то индивидуальная фотосессия — это хороший способ получить фотографии, которые изображают его внутренний мир, ощущения и желания. Это что-то большее, чем обычный снимок. Для меня портфолийная фотосессия сравнима с фото на паспорт. Когда показывают: вот человек, вот его лицо, вот так он может улыбаться. Поэтому сейчас я не занимаюсь таким видом съемки, мне больше интересна индивидуальная работа.
— Я, как человек, который на себе испытал, что такое индивидуальная съемка у Алексея Казнадея, могу предположить, что это не так просто… На свадьбе люди уже, как правило, с готовыми эмоциями, детям их и вовсе не занимать, а тут приходит человек с грустными и тяжелыми глазами, и надо общаться с ним один на один…
— Для меня каждый человек индивидуален и очень интересен. И даже если он пришел какой-то неожиданный, внедрился в мое личное пространство и с первого взгляда не вызвал симпатии, я пытаюсь найти со второго взгляда, что же в нем интересного. Например, в женихе и невесте это какие-то качества, за которые они друг друга выбрали. Пожалуй, приведу пример из опыта моего коллеги. Он пришел снимать свадьбу, а там невеста, строгая такая женщина, указания направо и налево раздает, всем недовольна, ее родные ходят, как по струнке. А в другой комнате жених сидит и в компьютерную игру режется. И вот она к нему влетает вся в ярости, народ напрягся в ожидании, и вдруг эта грозная женщина целует его в щечку, говорит какие-то милые слова и уходит. И вот человек открылся совсем по-другому.
Каждый из нас желает света, добра, мечтает о любви. И на своей индивидуальной съемке я стараюсь создать атмосферу взаимодоверия, радость быть здесь и сейчас. Редко фотосессия начинается с того, что я достаю камеру и начинаю снимать. Сначала — знакомство, общение без фотоаппарата. И даже во время съемки стараюсь, чтобы человек не обращал внимания на фотоаппарат, а больше концентрировался на себе и своем настроении.
Мне кажется, что самое главное на индивидуальной фотосессии — не фотографии, а те радостные эмоции, которые могут испытать два человека, находящие интерес в общении друг с другом. А снимки — чтобы вспомнить этот момент. И в то же время стараюсь сделать фотографию необычной. Я делаю все возможное, чтобы человек получил удовольствие и хорошую память в виде стильной фотографии.
— А вдруг не получится человека расположить к себе? И вообще, в какой момент ты решил, что индивидуальная съемка — это твое?
— Я еще не решил, что это мое, но в дальнейшем вижу в этом огромный интерес. И хочу в этом направлении развиваться. Скажу сразу, что это будет дорогая съемка. С тем, чтобы человек воспринимал такую фотосессию, как важное событие в своей жизни. Это не поход в магазин за джинсами. И не съемка для глянцевого журнала. Это фотосессия для фотографий, на которых человек именно такой, каким я его увидел.
Скажу, что среди моих клиентов около 95% считают себя нефотогеничными, говорят, что плохо получаются на снимках, стесняются позировать. Так вот прелесть моей работы в том, чтобы показать человека таким, каким он себя ни разу не видел в зеркале. И это нормальная ситуация, когда фотограф отдает снимок и говорит: «Вот, это ты». А человек отвечает: «Нет, это не я». А что он может еще сказать, ведь он себя таким не видел в зеркале. Не исключено, что он уйдет недовольным, ведь его ожидания не оправдались. Но потом, я уверен, родные, друзья, знакомые скажут: «Какой ты здесь классный, какой настоящий». И он может даже изменить отношение к себе. И отождествлять себя не с отображением в зеркале, а с тем образом, который на фотографии.
Фотография — потрясающая вещь. Мы ведь не видим себя в зеркале с закрытыми глазами. И гораздо глубже открываемся в случайных жестах, мимолетных взглядах, полуэмоциях. Поиском такой фотографии я и занимаюсь. Кроме того, индивидуальная съемка для меня — это возможность узнать не только людей, но и самого себя. Ведь, разговаривая с другими, мы получаем гораздо больше, чем сами передаем. И основной поток информации приходит к нам не через слова, а посредством жестов, мимики, каких-то внутренних сигналов. В этом и есть магия фотографии.