К своему пятилетию Семейный инклюзив-театр «і» при поддержке компании А1 выпустил первую в Беларуси постановку с помощью технологии virtual production. Увидеть спектакль «Огонь и лед» можно 24 апреля в ДК МАЗ. Кандидат искусствоведения, театральный критик Алексей Стрельников рассказал, почему стоит посетить постановку.
— Cпектакль «Огонь и лед» в танцевальной импровизации показывает взаимоотношения Творца, Музы и Творения. Не знаю, насколько для самих создателей важны нюансы сюжетных перипетий, но неспроста они прописали их максимально абстрактно. «Длинный творческий путь к себе» — так обозначила идею автор либретто и режиссер Ирина Пушкарева. Эмоции, которые создатели зашифровали в действии, для меня остаются самым важным ключом к его принятию. Для себя я обозначил жанр этого спектакля как хореографическую фантазию. А как можно понять чужую фантазию? Только фантазируя вместе! Я знаю точно только то, что в танцевальных спектаклях всегда важен танец сам по себе. Красота и последовательность фигур, выразительность жестов. Точность исполнения в танце вызывает такие же эмоции, как остроумная реплика в гениальной пьесе. Отталкиваясь от этих эмоций, ты придумываешь у себя внутри свою историю.
Танцевальный театр, а тем более балет не является моей прямой специализацией как театрального критика. Хотя сегодня почти в каждом спектакле используют то, что называется «пластическим решением», и как минимум поверхностно с танцем сталкиваются все. Я вспоминаю, как однажды мы возвращались после абстрактного танцевального спектакля с моим дорогим учителем профессором Вадимом Салеевым. Я жаловался, что ничего не понял, говорил, что сложно рассуждать о спектакле, если не понимаешь в нем «художественного образа». Вадим Алексеевич мне мягко возражал, говорил, что, кроме «художественного», есть понятие «эстетического», что у красоты есть своя природа, которая вполне может выходить за границы наших способностей понимания. Я вдруг почувствовал, что это не совсем правильный путь для театрального критика и зрителя — напряженно стремиться понять, разгадать, получить удовольствие от спектакля. Уметь расслабиться и сконцентрироваться на себе — в этом тоже большое искусство смотреть спектакли. И вдруг театральный вечер стал просто вечером. То теплое хорошее настроение останется со мной навсегда.
«Огонь и лед»... Уже в названии заявлен контраст. На этих контрастах строится весь спектакль. Это универсальная форма. И в этой универсальности и условности есть опасность того, что подлинной эмоции не возникнет. Все-таки эмоции высекаются от столкновения с чем-то конкретным. Спектакль начинается с темной сцены, потом идет светлая. Герои — мужчина и женщина. В движениях — статика и динамика. И все же, несмотря на абстрактную контрастность, от спектакля остаются мягкие и добрые ощущения. Почему так? Мне кажется, дело в импровизационной природе спектакля, которая максимально эмоциональна изначально.
Больше всего импровизация чувствуется в музыке. Джазовые вариации не иллюстрируют действия, а скорей, раскрашивают контур, который задают исполнители. Музыканты внимательно следят за каждым движением на сцене. Не только физическим — музыкально отбивается даже смена настроения. Вместе с музыкантами за танцевальной импровизацией на сцене следим мы. Марина Вежновец и Юрий Ковалев играют «крупным планом». Важно все: любой нюанс выражения лица, поворот головы, движение пальцами. Это особенно заметно и удачно передается в видеоверсии спектакля. Возможно ли передать это впечатление на сцене? В этом задача зрителя — следить за подлинным искусством больших мастеров, не упустить ни минуты, ни сантиметра их жизни на сцене. Марина Вежновец сказала про свое существование в спектакле так: «Если в профессии мы тренируем, выстраиваем и ломаем свое тело, то здесь следуем за ним. Во время импровизации мозг работает абсолютно иначе: ты не думаешь, что нужно делать дальше и как надо двигаться, а наоборот, отключаешь мышление и стараешься "думать" ощущениями».
Спектакли инклюзивного театра «i» постоянно напоминают нам одну из самых важных составляющих любого искусства, про которую мы часто сейчас забываем. Произведение искусства — это эмоциональный акт. Художник вкладывается своими чувствами в то, что ему кажется важным и волнует его тут и сейчас, а зритель чувствует эти эмоции и сопереживает им. Именно таким эмоциональным и должен быть спектакль, посвященный Ирине Савельевой, — потрясающему педагогу, воспитавшему многих знаменитых исполнителей белорусского балета. В этих эмоциях заложены настоящие любовь, уважение и чувство признательности. Зарядиться этими эмоциями можно далеко не на каждом спектакле.
Следите за нами в Facebook, ВКонтакте, Instagram и Яндекс Дзен, подписывайтесь на наш Telegram-канал!