Путь к сердцу клиента лежит через смартфон. Просто варить вкусный кофе или быть хорошим парикмахером недостаточно. Нужно привлекать внимание потребителя, используя разнообразные каналы, стратегии, механики и инструменты. Интернет-маркетолог — достаточно востребованная профессия сегодня. Задумываетесь, как войти? Предлагаем разобраться, как сделать это с нуля, зачем нужна веб-аналитика и почему так важен SMM.
Интернет-маркетинг — много профессий в одной
Фото pexels.com
Начнем с того, что интернет-маркетинг — это общее название для всех профессий, связанных с продвижением продукта или услуги в интернете. Интернет-маркетологи в чистом виде встречаются крайне редко. Современный интернет-маркетолог специализируется на одном или двух направлениях: SEO, SMM, контекстной рекламе, веб-аналитике, копирайтинге или PR.
Интернет-маркетолог и преподаватель IT-Academy Татьяна Лагунова считает, что период универсальных солдат в Digital прошел: «В 2012 году, когда я только начинала работать, один специалист мог сразу вести все направления. За это время произошел огромный скачок как в развитии профессии, так и в масштабах применения. Развивался рынок, росла аудитория, конкуренция, а вместе с ними нагрузка на специалиста и требования к нему. В последние лет пять началось разветвление – один человек справляться уже не мог».
Как поступить в таких реалиях новичку? Один из вариантов — получить основы, после чего сконцентрировать внимание на одной-двух специальностях, которые вызывают наибольший интерес. При таком подходе стартовать лучше с курса «Комплексный интернет-маркетинг», который Татьяна Лагунова преподает в IT-Academy.
Профессию интернет-маркетолога можно освоить без профильного образования. Татьяна считает, что любой человек может войти в Digital-маркетинг, закончив одни лишь курсы. Это будет непросто. Но при должном усердии каждый может добиться успеха: «Эта профессия с высоким порогом вхождения, однако благодаря этому она высоко ценится. Ее сложность — и огромное преимущество — заключается во множестве специализаций: обязательно будет то направление, в котором человек найдет себя».
Интернет-маркетинг и социальные сети
Если раньше мы могли представить бизнес без интернет-маркетинга, то теперь даже хороший продукт невозможно продать без продвижения в онлайне. «Хороший мастер в парикмахерской или просто хорошие вкусные булочки могли покупать просто за то, что они хорошие. Теперь же маркетинг (как и интернет-маркетинг) — это обязательная составляющая развития любого бизнеса», — считает Татьяна.
Статистика исследования Digital 2021 красноречиво свидетельствует о необходимости продвижения продукта в интернете и социальных сетях. За последний год количество пользователей интернета выросло на 7%, а аудитория социальных сетей — на 13%. Всего, по данным исследования, аудитория социальных сетей составляет 4.20 миллиарда. Это каждый второй житель планеты.
Вместе с ростом аудитории социальных сетей развиваются технологии и появляются новые платформы, которые выстреливают, например tiktok и clubhouse Это не только открывает огромные возможности для маркетинга в социальных сетях (SMM), но и требует от специалиста готовности к постоянной работе над собой.
Подготовленный SMM-щик буквально вдыхает жизнь в бизнес-паблики. Он создает экосистему: привлекает целевую аудиторию, побуждает ее к активности и целевым действиям. Для этого нужно филигранно владеть инструментами.
Преподаватель курса «Маркетинг в социальных сетях (SMM)» в IT-Academy Катерина Сапельникова акцентирует внимание на большем объеме работы, который SMM-специалист выполняет при ведении паблика: «Важно понимать, что это выглядит проще, чем есть на самом деле. Мало просто подобрать фотографию и написать текст. Если вы хотите работать на классном уровне, за этим будет стоять большой пласт работы: аналитической, стратегической, коммуникационной».
Если вы рисуете в голове безоблачный образ будней SMM-специалиста, где можно просыпаться в обед и работать в удовольствие, вас ожидает разочарование. Удовольствие приносит достижение целей, выполнение сложных задач, взаимодействие с целеустремленными и амбициозными людьми, но отдыхать на работе вы точно не будете.
Катерина считает, что окружение, в которое попадает SMM-специалист, способно поменять его самого: «В SMM ты знакомишься с предпринимателями, экспертами, блогерами. Такое окружение открывает для тебя мир с широкими возможностями. Ты встречаешь людей, которые руководят бизнесом, занимаются интересными проектами, и начинаешь допускать мысли о том, что и ты можешь так же. Такое допущение помогает трансформировать собственную жизнь».
Стать SMM-щиком можно без профильного образования. Освоить профессию можно самостоятельно, но только если вы готовы набивать шишки, получать знания фрагментарно и потратить на это в 5-10 раз больше собственного времени. Альтернативный вариант — курсы. Во втором случае вы получите систематизированные знания, фидбек тренера и сэкономите время.
Веб-аналитика
Маркетологи ценятся еще больше, когда они владеют аналитическими инструментами и подходами. Веб-аналитика помогает понять, из каких каналов приходят пользователи, окупается ли их привлечение и какие действия гости выполняют на сайте.
Константин Ярмонтович ведет курс «Веб-аналитика: точки роста и оценка эффективности маркетинговых каналов». В Беларуси не так уж и много подобных курсов, и пока на постсоветском пространстве чистых веб-аналитиков существует очень мало.
Несмотря на этот факт, можно выделить три группы, которым стоит обязательно идти и изучать данный курс.
- Маркетологи, которые хотят получить дополнительные навыки. Константин Ярмонтович считает, веб-аналитика может рассматриваться как дополнение к профессии: «Ее могут изучать SEO-специалисты, маркетологи, специалисты по контекстной и таргетированной рекламе. Все те профессионалы, которым нужно больше знаний о качественном анализе вещей, которыми они занимаются».
- Собственники бизнеса или топ-менеджеры, которые хотят понимать, что у них происходит в онлайн-маркетинге, получать актуальную статистику по расходам и доходам. Данная категория людей также получает дополнительный навык, который помогает контролировать подрядчиков.
- Веб-аналитики на зарубежных проектах. Константин признается, что веб-аналитика у нас еще не оформилась в самостоятельную профессию, в отличие от Европы и США, где существуют полноценные направления: «После курсов люди периодически уходят на фуллтайм-работу веб-аналитиком в достаточно известные зарубежные компании. В этом случае нужно подтянуть английский: не обязательно до уровня Native English, но хотя бы для чтения технической литературы и составления отчетов».
Кому подходит интернет-маркетинг
Вместе с тем, как изменяется окружающая нас действительность, изменяется и интернет-маркетинг. Это сферу отличает динамичность: все время появляются новые инструменты, площадки, подходы, запросы аудитории. Нужно постоянно развиваться, чтобы не отставать. Высокий темп работы и многозадачность должны нравиться и приносить кайф.
Отрасль требует от специалиста определенного уровня креативности, понимания поведения покупателей и аналитических способностей. Хоть маркетинг и профессия с высоким порогом вхождения, но войти в профессию можно без профильного образования. При должном усердии любой человек может освоить профессию, закончив одни лишь курсы. В IT-Academy обучают всем востребованным направлениям интернет-маркетинга дистанционно и в очном формате.
Следите за нами в Facebook, ВКонтакте, Instagram и Яндекс Дзен, подписывайтесь на наш Telegram-канал!