В двухмиллионном Минске порядка 60-70 заведений, которые называют себя барбершопами. Для понимания: еще лет семь назад их можно было пересчитать по пальцам одной руки. Что случилось: барбершопы резко стали востребованными или все же более прозаично — бизнес оказался простым и высокомаржинальным?
Мария Таразевич попробовала разобраться вместе с командой нового авторского проекта Madbeard Barbershop.
Если коротко, то ситуацию можно описать так: есть рынок, но нет сервиса. Не все обращают внимание на детали, поэтому тесное помещение, дешевая косметика и даже специалист, который взял в руки ножницы впервые после обучения, увы, все еще встречаются. Основатель Madbeard Barbershop Александр Маковский с таким положением дел категорически не согласен и одной из своих задач считает доносить до аудитории неискаженную информацию об индустрии.
Павел, барбер
Роман, барбер
Миф 1. Барбершоп — синоним брутальности
Роман: Такой стереотип в обществе есть, но мы стараемся максимально уйти от маскулинной темы. От истории о том, что барбершоп — это для «реальных мужчин, самцов и бруталов». Более того, такую атмосферу мы не считаем дружелюбной, потому что она навязывает мужчинам определенные алгоритмы. Мы за свободу самовыражения во всем. Так сложилось, что в нашей команде собрались достаточно нестандартные люди, которые не вписываются в некие социальные рамки. Например, основатель Madbeard Barbershop Александр вряд ли увязывается с классическим образом бизнесмена.
Александр: Пожалуй, да. Около двух лет назад, владея другими видами бизнеса, я заинтересовался сферой мужской косметики. Сначала открыл онлайн-магазин, потом вышел в оффлайн. Со временем решил, что нужно добавить и следующее логичное направление — барбершоп.
Павел: Для нас принципиально важно не транслировать какую-то одну конкретную идею. И скейтер, и айтишник, и бизнесмен, и андеграундный художник, который тусуется в ОК16, будут чувствовать себя здесь комфортно. Пространство для каждого. На этой фразе и строится концепт. Поэтому, безусловно, барбершоп не синоним брутальности. Это шаблон, который хотелось бы разбивать вдребезги.
Миф 2. Барбершоп не для тех, кто получает «по пятьсот»
Роман: Этот легкий налет элитарности, на мой взгляд, связан с объективными причинами. Любые новые веяния, которые приходят к нам из западного общества и в которых есть авторский подход, изначально не для всех. Было бы лицемерием сразу заявлять, что барбершоп — это массовый продукт.
Павел: Но есть и другая сторона медали: вопрос не к тем, кто двигает индустрию и создает новые проекты-продукты, а к государственному устройству. Очень жаль, что человек, работающий на заводе, в нашей стране не считается тем, кто может ходить в барбершопы и ухаживать за собой с помощью профессионалов.
Миф 3. Барбершоп и мужская парикмахерская — это одно и то же
Александр: По этому мифу хочется пройтись детальнее. Мне категорически не нравится то, что сейчас происходит в индустрии. Есть некое напряжение, негласное противостояние между теми, кто верит в концепт барбершопов, и теми, кто по своей сути должен называться мужской парикмахерской, но ради финансовой выгоды решил именовать себя барбершопом. Это как повесить значок Ferrari на машину красного цвета. Теперь люди не понимают, почему за стрижку нужно платить 40 рублей, если есть места, где она стоит 15.
Павел: Лет 7-8 назад, до появления первых барбершопов, на рынке были мужские парикмахерские. Там стригли и женщин, и мужчин. Никаких манипуляций с бородой не совершали, потому что кресла не позволяли опускать их так, чтобы можно было комфортно стричь, обрабатывать и моделировать. Это было одним из кардинальных отличий этих заведений от барбершопов.
Роман: Остальные отличия — квалификация мастеров, профессиональная косметика и сервис. Поэтому средняя цена по городу в 40-50 рублей справедлива и обоснована, если речь идет о полуторачасовой стрижке в хорошем барбершопе. Мы говорим уже не просто про стрижку, но и про коррекцию воском, разные виды распаривания кожи, массаж…. Комплексная уходовая услуга, которую можно сравнить со спа-ритуалом.
Александр: Но потом на рынке случилось следующее. Появились люди, которые решили, что это легкий бизнес, не требующий больших вложений. Так появились заведения без индивидуального подхода, нацеленные на быстрый доход и окупаемость. Я убежден, что эти люди сломали сферу. Как минимум потому, что предлагают стандартную стрижку за 15 рублей, но при этом называют себя барбершопом. А ведь это все та же мужская парикмахерская, как это было 7-8 лет назад! Случился откат индустрии, неправильное понимание культуры.
Миф 4. Мужчины не такие прихотливые клиенты, как женщины
Роман: Вообще так не считаю. Но, если, например, мастер обрабатывает чувствительную зону и мужчине дискомфортно, чаще всего он промолчит. Мол, ты же мужчина, не жалуешься по пустякам (смеется).
Александр: Именно поэтому один из главных критериев подбора барберов — тактичность. Даже мыть голову и разворачивать клиента в кресле нужно тактично — это важно. Собственно, из этого и складывается сервис.
Миф 5. Девушкам в профессии не место
Александр: Не соглашусь. Никакого гендерного разделения или дискриминирующих идей нет. Просто в индустрии в принципе мало профессионалов-девушек, которые могут гармонично вписаться в атмосферу. По концепции в барбершопе даже должна быть одна девушка, и мы надеемся, что в нашей команде она появится. Есть категория гостей (как правило, это более взрослые мужчины), которым проще довериться женским рукам.
Что же касается общих требований к сотрудникам, то это, помимо профессионализма, умение общаться. Я бы даже сказал, в этом 50% успеха. Человек должен быть начитанным, иметь свое мнение, социально-политические взгляды. Если после работы он приходит домой и ложится на диван с пивом, вряд ли будет интересен другим.
Миф 6. Все интерьеры барбершопов похожи
Павел: Такой миф действительно есть, и, наверное, он оправдан. Дело не столько в эстетике, сколько в функциональности. Какой смысл в красоте, если она вызывает дискомфорт? Именно поэтому у нас двери-невидимки, беспроводные зарядки, встроенные в мебель, индивидуальные рабочие консоли, позволяющие минимально захламлять стол. Также важна регулирующая подсветка, которую мастер может настроить на свое усмотрение.
Еще один важный момент, который учитывают далеко не везде, — комната отдыха для персонала. Многие на рабочем месте по 12 часов в сутки, и мы не хотим, чтобы клиенты видели мастеров на диване для ожидания. Это тоже часть сервиса.
Роман: У нас 70 квадратов площади и 3 рабочих места, а могло быть, например, 6. Это забота о госте. Когда погружаешься в чиловую атмосферу, вовлекаешься в приятную беседу с барбером — и вдруг вплотную к тебе садится кто-то еще, появляется ощущение, как «на базаре». Ты устаешь, будто опять оказался в open space на работе. Поэтому у каждого места мы сделали мойку, чтобы клиенту даже не приходилось вставать.
Миф 7. Борода — это тренд
Роман: Есть мнение, что такое количество барбершопов появилось в ответ на «бородатый» тренд. Но я не склонен полагать, что это правда. Большинство мужчин на улицах Минска все же без бороды. Дело в том, что образ хипстера сильно тираживался в массовой культуре. Но, во-первых, борода не всегда часть образа хипстера. Во-вторых, в реальности этот навязанный образ так и не прижился в массах. СМИ часто культивируют то, чего нет. Но мы, честно, не видим тренда на бороду. Повышенный интерес в последние годы — возможно.
Павел: А вообще, те, кто хочет носить бороду, носят ее вне зависимости от моды. Для этих людей вряд ли имеют значения тренды. Притом о моде на бороду чаще приходится слышать даже от девушек, а не от мужчин: «О, может, тебе бороду носить? Это же так модно». Мужчины так не мыслят. Никто не сидит перед зеркалом и не думает: ну, раз модно, придется носить! Многие просто экономят время по утрам, или же есть категория мужчин, у которых сильное раздражение от бритья.
Миф 8. В барбершопах всех стригут одинаково
Павел: Это точно не так, но стоит признать, что белорусы не очень любят эксперименты. Поэтому логично, что мастера часто используют классические техники.
Александр: В Барселоне я был в ярком барбершопе, где работают неформальные барберы. И их клиенты были такими же! У нас такой подход не имеет смысла, потому что здесь другие люди. Поэтому я бы поспорил с тем, что образ барбера формирует образ гостей и подобный идет к подобному. На самом деле, это не совсем работает. Тату барберов эффектно выглядят в Instagram, но в целом это неважно. Главное — опрятность и ухоженность.
Миф 9. Открыть барбершоп не дорого
Александр: Не дорого относительно чего? Только на ремонт ушло 30 000 долларов. Но нужно понимать, что есть еще аренда в 1500 евро ежемесячно, затраты на косметику, зарплаты сотрудникам, налоги, маркетинг…. Общая сумма получается немаленькой.
Миф 10. В барбершопах не место женщинам
Роман: Абсолютное заблуждение! Иногда нам звонят и спрашивают: «Можно, чтобы моя жена ожидала, пока меня будут стричь?». Конечно! Барбершоп не закрытая зона — мы рады всем.
Следите за нами в Facebook,ВКонтакте,Instagram и Яндекс Дзен, подписывайтесь на наш Telegram-канал
Барбершопы в Минске
Мужская стрижка в Минске
Бритье головы в Минске