С 30 июля по 27 августа 2020 года в Минске пройдет VIII оупен-эйр фестиваль немого кино и современной музыки КИНЕМО, организованный проектом Cinemascope и Ассоциацией молодых белорусских композиторов. В течение пяти вечеров зрителям покажут немые фильмы классиков мирового кинематографа, озвученные современными белорусскими и зарубежными музыкантами и композиторами.
Программа фестиваля выглядит так:
30 июля
«Младший брат» (The Kid Brother, 1927, США, 81 мин.)
Влиятельная семья Хикори пользуется уважением в типичном маленьком американском городке Хикоривилль. Отец многодетной семьи Джим Хикори является шерифом этого городка. У него три сына. Олин и Лео — просто хулиганы, а младший — робкий Гарольд. У него нет огромных мускулов, но благодаря своему остроумию он заслуживает уважение своего отца и завоевывает любовь очаровательной Мэри.
Одна из лучших в наследии Ллойда комедия положений о забавных приключениях робкого провинциала, который в отличие от своих братьев с накачанными мускулами и отчаянной решительностью добивается уважения отца-шерифа и любви прекрасной Мэри с помощью остроумия и хитрости. От предыдущих «урбанистических» картин Ллойда эта заметно отличалась тем, что снималась в сельской местности. Характеры и ситуации фильма представлены посредством технически смелых приемов съемки: в частности, впервые в истории кинематографа тут был сооружен столь высокий подъемник для кинокамеры и кинооператора (сцена, где герой забирается на дерево).
Музыка: Марина Ромейко /фортепиано/
6 августа
Путешествие на Марс (Himmelskibet, 1918, Дания, 81 мин.)
Капитан Аванти Планетарос возвращается из морского плавания и мечтает о новых свершениях. Его отец – профессор Планетарос — грезит космосом и полетом на Марс. Всего за два года им удается построить небесный корабль «Эксельсиор», готовый к путешествию. Но что их ждет на другой планете?
Хольгер-Мадсен, один из крупнейших режиссеров и актеров раннего датского кино, снимал эту картину в последние месяцы Первой мировой войны. В основу лег роман «Небесный корабль» известного датского писателя Софуса Михаэлиса (позднее он вышел отдельной книгой и был издан в 1927 году в Советском Союзе), переработанный основателем старейшей киностудии Nordisk Film Оле Ольсеном. Европа лежала в руинах, вера в человеческий разум пропала, миллионы людей убивали друг друга без всякой видимой причины. В этом контексте «Небесный корабль» стал мольбой о мире, мечтой о преодолении трагедии. На Марсе доблестный Аванти встречает другую цивилизацию — мудрых вегетарианцев, давно позабывших о том, что такое оружие и кровь. Сможет ли он донести до землян их учение? Хольгер-Мадсен фактически породил космический жанр, к которому будут обращаться режиссеры двадцатых годов. Тем удивительнее, что в Дании на протяжении многих десятилетий «Путешествие на Марс» оставалось единственным научно-фантастическим фильмом.
Музыка: «Грёзы Пафнутия»
13 августа
Кабинет доктора Калигари (Das Cabinet des Dr. Caligari, 1920, Германия, 77 мин.)
Калигари, странного вида бродячий фокусник, представляет публике сомнамбулу Чезаре, пребывающего в состоянии сна вот уже 23 года и просыпающегося исключительно по приказу Калигари, чтобы ответить на вопросы о будущем. В одно из таких пробуждений Калигари гипнотизирует Чезаре, спящего в похожем на гроб ящике, чтобы тот похитил возлюбленную молодого героя и совершил убийство.
Самый знаменитый немецкий немой фильм, считающийся шедевром экспрессионизма. Экспрессионистский стиль проявляется здесь в декорациях, игре Файдта (Чезаре) и Краусса (Калигари). Рисованные декорации с неправильной перспективой, нарочито искаженными тенями находились в явном противоречии с «нормальными» представлениями о пространстве. Влияние фильма на немецкое искусство было исключительным. Он продемонстрировал возможности киноязыка и киновыразительности. Камера и монтаж создают в картине уникальную атмосферу, отражающую беспокойство и ужасы эпохи «смутного времени» после окончания Первой мировой войны.
Музыка: Ольга Подгайская
Исполнители: Five-Storey Ensemble
20 августа
Асфальт (Asphalt, 1929, Германия, 93 мин.)
Эльзе Крамер — не первая девушка, которую жестокий Берлин конца 1920-х толкает на путь преступления. Однако ее молодость и шарм позволяют ей с легкостью обманывать мужчин, добиваясь от них всего, что она пожелает. Схваченная при попытке украсть драгоценности из магазина, она старается очаровать молодого полицейского по имени Альберт Хольк и просит отпустить ее на первый раз. В сердце Альберта вспыхивает роковая страсть...
«Асфальт» во всех отношениях знаковая картина: снятая на знаменитой студии UFA, она стала последней немой картиной Германии и вобрала в себя все достижения национального кинематографа того времени. Отмечая некоторую мелодраматичность сюжета, критики высоко ценили режиссерское мастерство Джо Мэя. Главные роли в картине исполнили популярные актеры Бетти Аманн и Густав Фрёлих.
Музыка: Фердинанд Брайль /Германия/
Исполнители: Ольга Подгайская /фортепиано, электроника/, Анастасия Карпенко /скрипка/, Андрей Михалевич /тромбон/
27 августа
Программа короткометражных фильмов с музыкой молодых композиторов из Беларуси и Польши — победителей профессионального конкурса, организованного в рамках фестиваля КИНЕМО.
Антракт (Entr'acte, 1924, Франция, 18 мин.)
Всего лишь второй фильм Рене Клера, но он стал знаковым для всего французского кино 20-х гг. Экспериментальная абсурдистская работа, выполненная в манере «дада» и ставшая манифестом французского авангарда. Фильм был снят режиссером в качестве кинематографической интермедии для «мгновенного» балета «Представление отменяется» шведской труппы Рольфа де Мааре в сотрудничестве с видными представителями сюрреализма, дадаизма и просто парижского авангарда — среди них Эрик Сати, Франсис Пикабиа, Марсель Дюшан, Ман Рэй и Жан Берлен.
Музыка: Владимир Ильюшонок
Исполнители: Five-Storey Ensemble
Оставьте меня в покое (Emak-Bakia, 1926, Франция, 16 мин.)
Сам Рэй утверждал, что этот фильм «оптический», то есть сделан исключительно ради потехи взора, и никакого сюжета в нем нет. Важнее для него были абстрактные формы, снятые в кривых зеркалах, и сверкающие кристаллы, а единственный титр за весь фильм гласит «Причина такого сумасбродства». Оригинальное название «Emak-Bakia» режиссер позаимствовал у виллы в стране басков, где снимал часть фильма. В финале появляется Кики с Монпарнаса, натурщица и модель сюрреалистов и подруга Рэя, написавшая скандальные мемуары о Париже 20-х гг.
Музыка: Магдалена Горва /Польша/
Исполнители: Five-Storey Ensemble
Морская звезда (L'étoile de mer, 1928, Франция, 15 мин.)
Мужчина и женщина поднимаются в спальню. Она раздевается и ложится на кровать; он колеблется и уходит. Затем он встречает ее на улице, но она уже с другим. Экранизация стихотворения поэта Робера Десноса, друга Рэя. С обнаженной натурой режиссеру пришлось пойти на хитрости, чтобы избежать проблем с цензурой — он сделал так, что кадры стали похожи на карандашный набросок. В роли дамы вновь снялась Кики с Монпарнаса.
Музыка: Моника Виктория Козакевич /Польша/
Исполнители: Five-Storey Ensemble
Андалузский пёс (Un chien andalou,1929, Франция, 16 мин.)
Глаз, располосованный бритвой; человек, тычущий тростью в отрубленную руку, лежащую среди улицы; мужчина, волокущий за собой два рояля, в которых — мертвые, полуразложившиеся ослы и вполне живые священники; человеческая ладонь с дырой, из которой появляются муравьи… Сюрреалистической символикой этой ленты, образный строй которой, по словам режиссера, «не поддается никакому рациональному, психологическому или культурному объяснению», Бунюэль и его соавтор по сценарию, художник Сальвадор Дали пытались шокировать зрителя, пошатнуть его веру в обыденную реальность, в «нормальный» порядок вещей.
Музыка: Игорь Комар
Исполнители: Five-Storey Ensemble
Стоимость: 13 рублей (за вечер)
Время проведения: Сбор гостей в 21:00. Начало показов в 21:30
Где: внутренний дворик Мемориального музея-мастерской З.И. Азгура (г. Минск, ул. З.Азгура, 8)
Телефон для справок: +375 (17) 380-06-32