Симфоническая панк-сказка была презентована в Москве и Петербурге, а в уходящем ноябре случилась и яркая премьера в Беларуси. По сторис в Instagram казалось, что там был если не весь Минск, то точно половина! Художественный руководитель Imperial Orchestra Александр Дулин рассказал, как создавалось шоу, а также поделился планами оркестра на ближайшее будущее.
Идея
— В основу шоу лег сериал, который вышел на «КиноПоиске» и мгновенно стал невероятно популярным. Более того, сейчас идут съемки полнометражного фильма про «Короля и Шута», поэтому для нас эта программа — движение вперед, потому что хиты группы буквально переживают новую волну популярности.
Для оркестра это было в какой-то степени испытанием, потому что репертуар не совсем наш: мы играем в основном саундтреки, классическую музыку… А здесь панк-рок! Нашей задачей было понять, как его подать.
Разработка шоу заняла немало времени: только партитуру оркестр писал около 9 месяцев. При этом программа достаточно объемная, двухчасовая, в нее входит около 30 треков (без антрактов). Масштаб шоу создает хор, всего в программе задействованы более 100 человек.
Как все устроено
— В панк-сказке оркестр звучит совершенно иначе, потому что любая песня «Короля и Шута» гармонична и мелодична. И, что самое главное, в песнях группы, как правило, есть сюжет, а значит такую мелодию проще «раскрасить», обыграть.
Да, мы с нуля написали партитуру, но сохранили эту классную энергию панк-рока. При этом оркестр у нас сборный: помимо классических инструментов, есть центровая фигура — орган, который добавляет готического звучания. Есть и рок-группа: электрогитары, синтезаторы, бас-установка и, конечно, вокал. Что касается вокала, то мы привлекли классную команду ребят, которые задействованы в мюзиклах. Они не просто поют, а актерски проживают песни — это очень важно.
Кульминация
— Как ни странно, она лирическая. Мы играем произведение «Медведь», и можно услышать живой голос Михаила Горшенева. Причем мы использовали оригинальную звуковую дорожку, а оркестр играет аккомпанемент. Очень трогательный момент, мурашки по коже у фанатов гарантированы!
Что же касается аудитории панк-сказки, то она очень разнообразна. Здесь и наша постоянная оркестровая аудитория, и новые молодые гости, которые смотрели сериал, ведь сейчас у «Короля и Шута», как я говорил, новый виток популярности. Плюс к этому, конечно же, олдскул — фанаты группы. Любопытно, что самому маленькому зрителю панк-сказки было 6 лет, а самому взрослому — 82: в Екатеринбурге на концерт пришла бабушка, которая осталась очень довольна.
Еще одна фишка этой постановки — вся команда выходит на сцену в гриме и тематических костюмах. Это персонажи из песен «Короля и Шута», причем все детали мы продумали максимально.
Никаких темных смыслов. Это все про добро, про игру, про маскарад… Хотелось подсветить сказочные элементы, которые есть в славянской культуре, добавить немного доброй мистики.
Каков состав оркестра сейчас?
Сейчас в оркестре 600 музыкантов и два дирижера, в ближайшее время вводится третий дирижер для камерных программ (прим. ред. — дирижер Мариинского театра). Основной костяк Imperial Orchestra — это таланты из Петербурга и Москвы. Но есть музыканты из Казани, Новосибирска, Екатеринбурга, Минска и других городов СНГ. Отбор в оркестр строгий, потому что выступления на аренах — сложный процесс, требующий высокого уровня мастерства.
Интересно, что на каждый конкретный концерт формируется отдельный состав оркестра, и в этом Александр видит большой плюс: «У нас не огромный штат на зарплате, а формат фестивального трипа, поэтому мы имеем уникальную возможность приглашать ведущих музыкантов из театров и филармоний. Таким образом у нас формируются составы из топовых людей в сфере!».
Есть в составе и уникальные музыканты, которых практически невозможно заменить. Например, Виталий Погосян, виртуозно играющий на дудуке.
Продвижение
— Наверняка многим заметно, что у нас сильная маркетинговая стратегия: бюджеты масштабные, и это приносит свои плоды. Для нас очень важно первое знакомство с новым зрителям, потому что в последующем мы видим достаточно высокую лояльность в виде посещения всех наших последующих концертов
Что же касается ценовой политики, то она разнится: есть шоу, которые мы просто не можем сделать дешевле в силу того, что очень дорогим является его производство. Но в целом удается балансировать: категории доступных билетов есть часто. Не обходится и без благотворительной миссии: мы даем билеты фондам или зрителям, чьи истории трогают. Буквально на днях (прим. ред. — на момент записи интервью) мне написала многодетная мама, у которой есть дети с инвалидностью. Она просила о скидке, но я просто подарил семье 5 билетов на хорошие места. Для нас это важно.
Конкуренция
— Сегодня рынок перенасыщен кавер-оркестрами, но я, как музыкант, недоволен их качеством. Знаю, как это можно делать хорошо, и где можно схалтурить. И когда коллектив выбирает второе, то мне это не совсем понятно. Выглядит так, как будто хочется побыстрее заработать денег и вновь вернуться в свои основные оркестры. Но есть и конкуренты высокого уровня, которые давно работают в жанре исполнения саундтреков и делают это достойно.
Планы
— У нас очень много планов, потому что мы не просто оркестр, а крупная компания, которая видит себя успешной и через десятилетия. Новым витком станут театрализованные шоу, например, сейчас мы работаем над «Щелкунчиком».
Также я мечтаю о том, чтобы мы начали привозить в Беларусь камерные программы! Надеюсь, что это случится в феврале или марте. Ну а ближайшая встреча белорусов с оркестром состоится 17-18 декабря на шоу-программе Hans Zimmer 's Universe.
Обсуждаем эту и другие новости в нашем Telegram-канале