Вы наверняка знаете уютный деревянный дом на Герцена — в сердце Верхнего города. Здесь могло бы быть очередное кафе или шоу-рум, но более двух лет назад открылось кое-что поинтереснее — научно-образовательный центр «Яотянь». Одно из немногих мест в Минске, где объединились две культуры: белорусская и китайская. Поговорили с командой проекта, чтобы узнать чем же здесь можно заняться. Спойлер: можно даже просто заглянуть в гости на чай!
— История центра напрямую связана с его основателем из Китая, которого зовут обственно, по имени которого он и назван. — рассказывает директор Валентина Тарасевич. — Его идея заключалась в том, чтобы создать место, которое будет схоже с гостеприимным домом, где каждому будет уютно, тепло, где будет кипеть образовательный процесс, будут встречаться китайские студенты, будет активно вестись культурный обмен… В свое время учился в БГУ на экономическом факультете, затем закончил аспирантуру, стал кандидатом экономических наук и сейчас работает над докторской. Решил связать свою жизнь с Беларусью. А здесь кусочек его родины, его понимания своей культуры.
Что касается конкуренции в такой, казалось бы, узкой нише, то она в Минске есть. Но в основном по изучению китайского языка. «Яотянь» же намного шире. Как дополняет Валентина, центр можно назвать мультикультурным явлением, которое стремится синтезировать культуру, образование, науку и традиции.
Насколько высок интерес белорусов к китайской культуре?
— Это отлично видно на наших мероприятиях. — отмечает Валентина. — Помню, например, как собрали большое количество гостей на Китайский Новый год. Интерес объективно высок и он регулярно растет: только в БГУ учится порядка 3-4 тыс. китайских студентов. Да и сотрудничество двух стран на высоком уровне становится плотнее.
Еще одно ключевое направление «Яотянь» — научное. О нем рассказала методист Светлана Михайловна:
— Активно развивать научное направление нам позволяет сильный преподавательский состав. Причем центр взаимодействует не только с белорусскими, но и с российскими и китайскими университетами. Уникальность для Минска и в том, что многие наши обучающие программы разработаны совместно с Пекинским лингвистическим университетом.
Также Светлана Михайловна добавляет, что каждый преподаватель центра активно занимается самообразованием, регулярно принимает участие в научных конференциях, вебинарах и мастер-классах по передовым методикам обучения. Все это, разумеется, передается и ученикам.
Интересный факт
В «Яотянь» нет цензора по возрасту: здесь могут обучаться все — от школьников до пенсионеров. Есть занятия и для детей, которых преподаватели завлекают в игровой форме.
Команда рассказывает, что чаще всего в центр обращаются с конкретным запросом. Например, студенты, желающие подтянуть язык либо же сотрудники частных и государственных компаний, которым китайский язык необходим для развития карьеры. Удовлетворить здесь могут любую потребность: от обучения с нуля до углубленного. Возможна и точечная помощь: например, в подготовке к защите диссертации или важного публичного выступления.
— Как-то к нам просто во время прогулки по городу зашла пара пенсионеров. — вспоминает Валентина. — Мы рассказали им о центре, о том, чем у нас можно заняться. В итоге они собрали группу единомышленников и вернулись к нам на чайную церемонию, на захватывающую лекцию о традициях, даже попробовали писать иероглифы и остались в восторге!
Еще одно захватывающее направление в «Яотянь» — обучение живописи Гунби. Преподаватель Наталья Клепикова рассказывает, что центр является единственным в стране, кто предлагает такого рода услуги.
— Гунби — стиль живописи, не имеющий массового распространения. Чего не скажешь о живописи Се-и, обучаться которой в Минске не сложно — локаций хватает. Гунби непростой и очень трудоемкий процесс, поэтому «картина за занятие» не наш вариант. Мы не просто рисуем, мы обучаем! Ведь в основе Гунби лежит фактически каллиграфия — это контурная живопись, и существует 18 линий Гунби, каждую из которых нужно изучить, научиться изображать и понимать, как впоследствии применить. По сути мы учим совершенно по-иному держать кисточку, по-иному мыслить.
Гунби Наталья увлеклась совершенно случайно: ушла с основной работы на заслуженный отдых и решила попробовать рисовать в стиле Се-и. Рисованием увлекалась и раньше, но не превращала это в важную часть своей жизни. А затем случайно попала на мастер-класс по Гунби к российской художнице и поняла, что бесповоротно влюбилась. С того момента начался ее путь в этом непростом, но невероятно красивом направлении.
— Даже на групповом занятии темп у учеников разный: кто-то заканчивает картину за неделю, а кому-то понадобится две. — дополняет Наталья. — А вообще Гунби — самый древний вид китайской живописи. Его первое упоминание датируется пятым веком до нашей эры. Кроме того, это живопись аристократическая, потому что в покоях императоров картины были написаны именно в этой технике.
Также отметим и консалтинговые услуги. Дарья Кондрусева рассказывает:
— Я первая начала сотрудничать с учредителем центра, и одно из важных направлений нашей деятельности изначально было сопровождение студентов из Китая, которые приезжают учиться в наши университеты. Также помогали Министерству образования налаживать связи с китайской стороной. По сути Яотянь был одним из первых среди крупных рекрутеров, и когда началась пандемия и поток студентов очень сильно сократился, он решил, что это время мы используем с толком. Так появился центр по обслуживанию китайских студентов в Беларуси: он находится в корпусе ФМО БГУ. Востребованность таких услуг высока. Представьте: вы китайский родитель, вашему ребенку 16 лет. Конечно, вы переживаете о том, как он устроится, легализуется, найдет жилье в чужой незнакомой стране… Наш центр решает все эти проблемы, вплоть до встречи в аэропорту, заселение в общежитие и сопровождения в поликлиниках.
Интересно, что белорусское образование в Китае ценится достаточно высоко. Чаще всего выбирают БГУ, который занимает высокие позиции в международных рейтингах, также популярны вузы с творческими специальностями. Дарья дополняет:
— Зачем китайцы едут в Беларусь за образованием? Все просто. Да, значительная часть тех, кто не смог поступить на родине. В Китае очень высокий конкурс в вузах, как минимум из-за большого количества людей. А ценность образования высока: без него там практически нереально найти приличную работу. Поэтому к поступлению в Китае готовятся едва ли не с садика. Для многих обучение за рубежом — выход. Вторая группа студентов — те, кто хочет выучить русский язык. Самые популярные среди китайских студентов — филологический, экономический, факультет журналистики, институт бизнеса.
подробнее о центре
Следите за нами в Instagram, Facebook, ВКонтакте, подписывайтесь на наш Telegram-канал