24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

«Сейчас открывать бизнес в разы проще, чем 7-8 лет назад». Совладелец Grill Kebab о том, как развил сеть из одной точки

Текст: Relax.by, 4 сентября 2023

Продолжаем рассказывать о том, как в период экономической турбулентности чувствуют себя разные ниши ресторанной индустрии. На этот раз покажем изнутри сеть Grill Kebab. Проект в далеком 2016-ом основали три брата. Сначала не получилось, а потом выстрелило. И главный посыл: бизнес можно строить в любое время, имея на руках даже чуть более 1 000 долларов! 

Начали и … провалились 

— Наш первый небольшой проект открылся в 2016 году, — рассказывает сооснователь сети Гарут. — Опыта тогда было ноль, стартовали мы с братом на рынке в Ждановичах. Скажу честно: это был провал, главную роль в котором сыграла наша неопытность. Хотя даже сейчас, спустя столько времени, я убежден, что качество продукта у нас было высокое: готовили тогда сэндвичи и бургеры. Но не угадали с аудиторией и локацией. 

Все просто: локация может казаться невероятно трафиковой и оживленной, но для любого фастфуда важен неиссякаемый поток разных людей. Согласитесь, невозможно есть каждый день, например, только хинкали или только борщ. А фастфуд — это чаще всего про монопродукт. 

В локациях с постоянной аудиторией происходит примерно такая картина: первое время у тебя ажиотаж, потому что людям интересно, они приходят попробовать. Но потом количество клиентов постепенно падает, потому что они не могут есть каждый день одно и то же, и логично что они будут пробовать что-то другое. 

Но этот провал был не последней сложностью. После ухода со Ждановичей мы столкнулись с недобросовестностью арендодателя: нам обещали место в центре, но в итоге кормили обещаниями полгода. В тот момент многие бы плюнули: «Ай, не получается ну и ладно! Наверное это не мое». Но это не про меня!  Если что-то решил, то уж точно доделаю до конца. 

От стандартной точки на рынке до сети 

— А вообще сеть Grill Kebab началась с 1 000 долларов. Первая точка открылась на Фроликова, 8 и она успешно работает до сих пор. На дворе был 2016 год, и я бы назвал его достаточно пиковым временем для развития бизнеса в Беларуси. Шок от кризиса 2014 года уже прошел, бизнес-среда восстановилась и начала активно развиваться.  В такие периоды всегда максимально высокая цена на аренду, всегда сложно найти помещение для своего заведения, всегда взвинченные цены у поставщиков и так далее. Тогда 1 000-1 500 долларов — сущие копейки. 

Сейчас открывать бизнес в разы проще, чем 7-8 лет назад: огромное количество свободных помещений, местами пониженной арендные ставки. Другое дело, что платежеспособность населения заметно упала, и это невозможно не учитывать.

Тогда на Фроликова мы сделали ставку на активный маркетинг, хотя местные говорили, что точка «гиблая»: заходили многие, но почти сразу закрывались. Мы запускали розыгрыши, акции, буклеты… В ход шло все. Мой бывший одногруппник работал в крупной IT-компании, и я отправлял его коллегам наш продукт на пробу бесплатно: если понравится —  закажут еще. Так и раскручивались. 

Пандемия: что и где упустили? 

— Период пандемии дался нам очень сложно. Впрочем, не только нам, но и всему бизнесу. Упадок тогда был практически во всех сферах, и это общемировая тенденция. В тот период нужно было быть суперэффективными, выжимать максимум из каждого бизнес-процесса. На тот момент детально контролировать такое количество точек было крайне сложно. Тем не менее мы старались и стараемся сохранять рабочие места и предлагать сотрудникам действительно комфортные условия труда, для нас этот момент принципиален. 

До 2019 года бизнес развивался невероятными темпами, мы открывали кафе одно за другим. Но ковид  прошелся по бизнесу жестко. 

Полагались ли мы на некий бизнес-план, когда создавали сеть? Сразу скажу, что нет. Чаще всего «бизнес-план» звучит красиво, но реалии таковы, что бизнес-среда меняется очень быстро и вряд ли какая-либо детализация действий будет за ней успевать.  Поэтому наш бизнес-план — быть гибкими в моменте (смеется). 

Центр или спальный район? 

— В центре трафик чаще всего высокий, хотя тоже не везде. Но есть другой минус: в центре значительно меньше людей в выходные дни. Кроме того, не списываем со счетов тот факт, что в центре высокие аренды и практически всегда проблема с парковками. И это значительные недостатки для начального бизнеса, развитым сетям намного проще. 

Лучше прийти в не очень раскрученное место, но быть там первыми и быстро занять нишу, чем прийти в среду с высокой концентрацией конкурентов и пытаться сражаться там за свое место под солнцем. Это сложнее и дороже. 

Еще один вариант локации — торговые центры. У нас такого опыта нет, потому что в ТЦ мы не заходили сознательно. К сожалению, на таких площадках достаточно часто возникают проблемы со стоимостью аренды. Она фиксирована в моменте, но как только ты становишься популярнее, тебе ее могут повысить. Причем суммы порой достаточно колоссальные: от 1000-2000 до 5000 евро. 

А как с конкуренцией?  

— Конкуренция в нише достаточно высокая, но сейчас меня, как бизнесмена, больше настораживают крупные мировые сети. Сейчас их маркетинг агрессивен как никогда, они буквально везде. 

А еще в нише фастфуда нужно неустанно следить за трендами, добавлять новинки. Мы были первыми, кто стал готовить шаурму карри, и почти сразу конкуренты стали нас копировать. Поэтому будь на пульсе и будь первым — мысль здесь такая.

А вообще самый важный, на мой взгляд, фактор успеха — любовь к своему делу. Если ты приходишь в бизнес с исключительно меркантильной целью заработать денег, то возможно в моменте у тебя получится, но выстроить такой бизнес в долгоссрочной перспективе будет сложно, потому что ты будешь мыслить лишь категориями денег.  

Для меня же важна любовь к продукту: мне нравится вкусно кормить людей, видеть их довольные лица, дарить положительные эмоции. Мы очень щепетильно относимся к качеству, неустанно шлифуем техноогии. Но без любви к своему делу ничего не получилось бы. 

P.S. 

— Что бы я посоветовал новичкам, которые сейчас хотят войти в нишу фастфуда? Ситуация на рынке объективно непростая: конкуренция достаточно высокая, а платежеспособность населения невысокая. В любое кризисное время люди задумываются о том, куда тратят свои каждые 5 рублей, реже пробуют новое. Поэтому борьба за гостя будет достаточно жесткая, это нужно понимать. 

Но я ни в коем случае не скажу: «Не идите, не пробуйте!». Совет один: что бы вы ни делали, будьте гибкими, анализируйте. Ну и классический совет: не сдавайтесь, если с первого раза не получилось. Будут взлеты и падения, но рано или поздно все получится.  

Фото: Елена Гордейчик

Следите за нами в Instagram, Facebook, ВКонтакте, подписывайтесь на наш Telegram-канал

В Минске открылся новый парк-отель с камерными домиками и видом на водохранилище Дрозды: показываем На Интернациональной открылся новый ресторан. Рассказываем про TABU
Этот сайт использует cookies
Понятно