24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

«Более половины нашей аудитории — из Минска». Большое интервью с основателем фестиваля Viva Braslav Open Air

Текст: Шилак Ольга, 17 июня 2021

Viva Braslav Open Air — это история о том, как из локальной «дискотеки» на берегу Браславских озер получился масштабный музыкальный фестиваль, на который приезжают десятки тысяч людей из разных городов Беларуси и других стран. На время оупен-эйра с нуля создается мини-город с кемпингом, большим фуд-кортом, сценами, где выступают самые популярные артисты и диджеи, и другими активностями. 

В прошлом году из-за коронавируса фестиваль пришлось перенести. Каким он будет в этом году, что показала ситуация с переносом и как 2020 год отразился на фестивальной индустрии? Поговорили с одним из организаторов и основателем Viva Braslav Open Air Олегом Лабутем.

«Понятия "спокойно" в нашем бизнесе вообще нет»

— До фестиваля полтора месяца, как сейчас выглядит подготовка? За что уже можно быть спокойным?

— Понятия «спокойно» в нашем деле вообще нет. Особенно учитывая, как быстро все меняется. Приходится перестраивать действия, спланированные заранее, и решать новые задачи. Например, сейчас продумываем логистику артистов, поскольку ситуация с авиаперелетами изменчива. Билеты дорожают, нужно искать оптимальные варианты. Но радует, что артисты идут навстречу, понимая ситуацию и, по мере возможности, соглашаются вылететь раньше.

— В прошлом году вы делали перенос фестиваля. Расскажите, как это пережить с точки зрения организатора?

— Сперва шок, потом стадия принятия ситуации, следующий этап — холодное включение мозгов и работа. Мы не сталкивались с подобным никогда и не понимали, как действовать. Было много вопросов, но мало ответов: лайнап, артисты, возвраты билетов… Все это, разумеется, финансовые потери. Да и в целом все расходы с 2019 по 2021 годы накладываются друг на друга. Это сложно для бюджета. Мы старались оптимизировать затраты там, где это возможно. Например, в 2020 году, когда ситуация с коронавирусом накалялась, вовремя остановили рекламную кампанию. Но для организатора все это оказалось хорошим уроком на будущее, что нужно более четко все планировать.

— Было много возвратов билетов после объявления о переносе?

— Меньше 20% проданных билетов, причем это за год подготовки. Ситуация с переносом показала, что у нас была правильная стратегия развития мероприятия. Мы работали на перспективу, чтобы создать аудиторию истинных поклонников фестиваля, которые вне зависимости от ситуаций, приглашенных артистов, будут его поддерживать. После объявления о переносе люди стали покупать билеты на фестиваль на следующий год. Благодаря такой поддержке гостей и партнеров сейчас мы более уверенно себя чувствуем и понимаем, что можем провести этот фестиваль. 

— Как вам кажется, почему у вас это получилось?

— Мы делаем отличный продукт, я бы сам потусил на своем фестивале (смеется). Обсуждая какие-то вопросы по организации вместе с командой, мы все примеряем на себя. Купил бы я билет на такой фестиваль, интересно было бы мне такое нововведение? Думаю, в этом секрет. Наш продукт сложный и затратный: организация приезда всех артистов, подрядчиков, выстраивание инфраструктуры в чистом поле.

Основная локация выстраивается за 1,5 недели, но, например, у нас есть партнерская сцена из деревянных поддонов, которая строится за месяц/полтора. В Минске бы ни одна площадка не дала разрешение допустить у себя какое-то строительство за месяц до мероприятия. В этом плане локация позволяет сделать активности, которые сложно представить в столице.

«Продажи билетов сейчас, как в 2019 году»

— Сколько готовится фестиваль такого масштаба?

— Подготовка идет непрерывно. Нет такого, что мы отдыхаем несколько месяцев. Зачастую еще не успели провести фестиваль в этом году, а уже думаем про следующий. И делаем подготовительные шаги: обсуждаем артистов, дополнения по площадке и т.д. В том числе мыслим на перспективу нескольких лет, например, продлить время проведения фестиваля, изменить локацию.

— Мне казалось, одна из ваших фишек — как раз локация. На берегу Браславских озер, такие просторы…

— Локация интересная, но в то же время и сложная. Плотно прилегает к городу, возникают трудности, например, с перекрытием дорог и созданием объездных путей. Также из-за увеличения масштабов мероприятия нам просто не хватает места. Мы проводим фестиваль, который в 2019 году посетило 26 тыс. человек в городе с населением 9,5 тыс. И в первую очередь есть вопросы о расширении кемпинга. Если посмотреть на карту европейских фестивалей, вы увидите, что кемпинг занимает больше места, чем фестивальная площадка. Нам есть куда расти.

Viva Braslav Open Air 2017

— На кемпинг быстро разбираются билеты, а цену на аренду квартиры в Браславе на время фестиваля поднимают втридорога. Как будет решаться ситуация в этом году?

— Отелей не настроим, однако постараемся предусмотреть дополнительные места для размещения. Будет функционировать наш большой кемпинг. И мы будем следить за ситуацией, анализировать продажи и подстраиваться. Есть резерв для увеличения площади кемпинга на 20-40%. При необходимости организуем дополнительную локацию для размещения посетителей. Она будет находиться чуть дальше от фестиваля, однако также с инфраструктурой. Но, разумеется, лучше позаботиться о билетах и размещении заранее.

— Как идут продажи билетов сейчас: люди опасаются покупать или наоборот?

— Точных цифр не скажу, но примерно, как в 2019 году в это же время. При подготовке мы ориентируемся на цифры прошлого фестиваля. Волна отмен и переносов концертов, конечно, влияет на решение посетителей покупать билет или нет. Но многие планируют провести отпуск в Беларуси, поэтому рассматривают наш фестиваль как вариант для этого. Плюс люди соскучились по мероприятиям, вырос спрос на выездные активности. Хочется на свежий воздух, отдыхать и тусоваться.

— Какие меры безопасности будете принимать?

— Мы будем размещать антисептики, раздавать при необходимости маски, нанесем разметку, чтобы, где это возможно, избежать скоплений людей. Опять же надо понимать, что безопасность людей на мероприятии — это совместная работа посетителей и организаторов. Хочется обратиться к посетителям и попросить, чтобы они были сознательными, соблюдали все меры и при плохом самочувствии оставались дома и не подвергали опасности других гостей фестиваля.

«2020 год отбросил нас назад»

— С удивлением обнаружила, что Viva Braslav проходит с 2013 года. Вы в каком-то смысле «старички» фестивальной индустрии. Как считаете, насколько ее изменил 2020 год?

— Самое смешное, что в 2013 году не было такого понятия «фестиваль». Мой брат Евгений работал в отделе спорта и туризма Браславского райисполкома и решил организовать пляжные спортивные соревнования. Позвонил мне и предложил после соревнований сделать дискотеку на стадионе для молодежи. В первый же год туда пришло 2000 человек, хотя мы ожидали 500. Но это было локальное мероприятие, не было смысла вкладываться в рекламную кампанию в Минске, когда там уйма своих мероприятий с более серьезными артистами. Никто бы не поехал в Браслав на малоизвестных диджеев.

Постепенно мы развивались, в 2016 году уже с более серьезными привозами стали работать на Минск. И в 2018 году был пик фестивалей, иногда даже были совпадения по датам, люди не могли выбрать, куда же им пойти.

2020 год, безусловно, «отбросил» нас на несколько лет назад. Идеи и планы, рассчитанные на перспективу, отложились, и это негативный фактор. В целом, я думаю, выстоят сильнейшие. Те, кто успел наработать аудиторию, готовую поддерживать мероприятие, несмотря ни на что.

— Топ-3 нареканий на все фестивали: очереди на входе, за едой и в туалет, а также отклонение от тайминга выступления артистов. Как вы с этим будете справляться?

— Из всего вышеперечисленного у нас возникали вопросы только по очереди на вход. Переломным был 2018 год, когда фестиваль стал двухдневным. И мы не ожидали большого потока людей в пятницу, рассчитывали, что приедет в этот день 30% посетителей, а получилось 70%. И сейчас тенденция такова, что люди берут отпуска и выходные на дни фестиваля. Это специфика нашего мероприятия: люди готовятся к нему заранее. Ведь добраться до Браслава за 240 км от Минска — это не из дома на фестиваль прогуляться. А более 50% нашей аудитории — из Минска. Сейчас мы выработали максимально быструю систему пропуска, сделали дополнительные потоки, чтобы разграничивать людей. Будем стараться, чтобы люди не стояли долго в очереди.

Viva Braslav Open Air 2017

«По деньгам нам выгодно набрать кучу рэперов, но мы не будем этого делать, потому что так сузим нашу аудиторию»

— О музыке. Вот есть фестиваль «Рок за бобров» — это поп и рок, Sprava — фолк, инди, The Veska — больше про рэп и хип-хоп. А Viva Braslav про что?

— Мы про винегрет. Исторически так сложилось, что начинали с диджеев, и мы сохранили эту традицию, сейчас часть программы на главной сцене — это DJ-сеты. Также есть три дополнительных сцены для электронной музыки. Вторая — поп, рок, хип-хоп. Мы понимаем, что у нас разношерстная аудитория, и стараемся лайнап подбирать так, чтобы каждый человек нашел для себя что-то. Как отбираем? Мы используем все каналы, у нас в команде люди разных возрастов: от 18 до 40 лет.  На общих собраниях предлагаем варианты, собираем информацию, затем, исходя из бюджета, решаем, кого выбрать.

Мы понимаем, что по деньгам нам выгодно набрать кучу рэперов, но мы не будем этого делать, потому что так сузим нашу аудиторию. Например, у нас выступает в этом году Monatik — универсальный артист с широкой публикой. В то же время мы пригласили молодой минский дуэт saypink!, популярный у молодежи.

— Самый дорогой привоз?

— Если считать с техническими и бытовыми затратами, то Скриптонит. У него сложный технический райдер. Из России ехал отдельный бус с оборудованием.

— В программе заявлены артисты из Нидерландов, Канады. Как все-таки будете решать вопрос с их приездом?

— Все артисты в курсе ситуации, нас поддержали, ни у кого не было претензий. Весь лайнап, заявленный в 2020 году, мы перенесли на 2021 год. У наших европейских артистов есть опасения по поводу логистики, особенно на фоне информационной повестки. Это для них новая страна, новый организатор, с которыми они ранее не работали, разумеется, у турменеджеров возникают вопросы. Но мы сейчас на стадии переговоров, поддерживаем связь. И сделаем все возможное, чтобы они к нам доехали.

— В отличие от большинства фестивалей, у вас программа не заканчивается в 23.00. Люди гуляют до утра. Для организатора это, наверное, головная боль?

— Расходы увеличиваются в геометрической прогрессии: служба безопасности, освещение (генераторы, лампочки, проводка). Это очень дорого. Но мы решили, что в наших условиях организовывать мероприятие до 23.00 нет смысла. Ведь люди остаются на площадке, что им потом делать? Поэтому мы лучше возьмем дополнительные траты и организуем для них классный отдых.

— Планируете в этом году повторить прошлый рекорд, когда фестиваль посетило 26 тыс. человек?

— У нас цель в этом году — не поставить рекорды, а провести мероприятие. И неважно, сколько будет посетителей. Мы видим, что люди хотят приехать, и прикладываем все усилия, чтобы все прошло отлично.

Музыкальный фестиваль Viva Braslav Open Air пройдет 23-24 июля. Больше подробностей тут.

Viva Braslav Open Air 2017

Фото: relax.by, Анна Занкович

Следите за нами в Facebook, ВКонтакте, Instagram и Яндекс Дзен, подписывайтесь на наш Telegram-канал!

Что попробовать на Gastrofest.Vegan? Показываем сеты по 18 рублей от заведений-участников 10 летних террас, на которых вам понравится. Часть 3
Этот сайт использует cookies
Понятно