24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

«Музыкант перестает зарабатывать концертами». Большой разговор с певицей Palina

Текст: Шилак Ольга, 4 мая 2021

Андеграундную сцену Беларуси невозможно представить без певицы Palina, которую многие помнят как Полину Республику. Ее проникновенные лирические песни c электронным звучанием штурмуют чарты, используются в сериалах, а клипы набирают миллионы просмотров на YouTube. Она завсегдатай фестивалей в Беларуси, Украине, России и Европе. 6 мая у Palina будет концерт в Минске.

Мы встретились с Полиной и поговорили о том, как пандемия расширила географию выступлений, с помощью чего артистка восстанавливает ресурсы и дает ли ощутимую пользу участие в шоу.

«В пандемию выбросила свой ежедневник с планами»

— Прошел год с начала пандемии, как изменилась твоя музыкальная жизнь?

— Я, как и все музыканты, перешла в онлайн. Самый положительный момент в пандемии — она сделала более востребованными онлайн-концерты, что существенно расширило географию выступлений. Своим ходом мы до этого дошли бы лет через пять, и то нехотя. За этот год у меня были выступления, которые бы не состоялись в силу географических обстоятельств, например, в Калифорнии. Или концерт в Санкт-Петербурге — там была zoom- конференция, и зрители вместо своих лиц показывали котов. Получается, выступала перед котиками (улыбается).

— Я не смогла «подсадить» себя на онлайн-концерты. Понимаю: это лучше, чем ничего, но все равно не то. А как со стороны музыканта?

— Психологически сложно, конечно. Но мы делаем zoom-конференции, чтобы можно было общаться с публикой. Есть музыканты, которые и онлайн-концерт проводят на сцене. Я же играю их дома, получается онлайн-квартирник, и в этом есть свой шарм. По энергетике не сравнится с концертами, но — что имеем. Зато теперь мы больше ценим живое общение, выступления.

— Кстати, много живых выступлений отменилось?

— В 2020-м у меня было все расписано с марта до середины июля, практически каждый день какие-то мероприятия. Планировались концерты, выступления на фестивалях в России, Польше, Америке. Я должна была сыграть роль в спектакле в рамках театральной лаборатории ОК16. Но все отменилось. Тогда у меня появился блок на планирование. Я выбросила свой ежедневник с планами. Живешь по принципу: сегодня что-то хорошее случилось — отлично, но планировать дальше — нет. Было в диковинку делать переносы концертов. Я никогда не планировала свои выступления на год вперед. А тут мне нужно в марте 2020-го придумать, что я буду делать в апреле 2021-го, еще и дату выбрать. Так странно.

— Онлайн-концерты прибыльны по сравнению с живыми выступлениями?

— Сейчас музыкант перестает зарабатывать концертами. Это очень эмоциональное мероприятие, но больших денег не приносит. Плюс люди боятся покупать билеты, не верят, что событие состоится. Концерты, которые у меня сейчас запланированы, просели на 50-60% по сравнению с продажами в прошлом году.

Поэтому я бы сказала, что больший доход для музыканта сейчас — это стриминг. Поскольку песня «работает» на тебя не только на концерте, но и каждый день. У меня доход от стриминга увеличился как раз в начале пандемии. Честно говоря, без этого не знаю, что бы я делала.

— Твой запланированный на 6 мая концерт не переносится?

— Концерт будет. Помимо Минска, у меня в планах концерты в Санкт-Петербурге и в Москве. Это будут сольные выступления, на которых я, наконец, презентую альбом (новый альбом «Кремень-динамит» — прим. ред.) и спою обо всем, что болит и греет.

Я также очень надеюсь на лето, поскольку после мая концертный сезон заканчивается, дальше — фестивали. У меня запланированы выступления на фестивалях в Беларуси, России, Украине. Хотя сложно сказать, состоится ли все вообще, учитывая непредсказуемую эпидемиологическую обстановку как у нас, так и в других странах.

«40 минут на беговой дорожке убивают любую депрессию»

— С точки зрения создания песен оказаться запертым дома — продуктивно или наоборот?

— Скажу честно, почти весь год я заставляла себя что-то делать — все было не по желанию, а потому что надо. В марте этого года я смогла себе признаться, что находилась в нересурсном состоянии. Еще я заболела ковидом, три недели принудительного лежания дома дали о себе знать: все дни слились в один. Но после этого я восстановилась, почувствовала желание что-то делать, писать, учиться. Постепенно наш стресс конвертируется в опыт, который и помогает справляться.

— В декабре у тебя вышел альбом «Кремень-динамит». Можно сказать, что он выстраданный?

— Очень тяжело давался альбом, я его называю сборником тревожных историй. Музыканты меня поймут: написать песню и выпустить альбом — две разные задачи. Когда пишешь трек, ты находишься в состоянии потока сознания, эйфории. Затем нужно поток додумать и обработать. Для одного трека может быть 45 разных дорожек, партий, из которых в итоге останется только пять. Приходится что-то «убивать», оставлять лучшее. И это тяжелый, интеллектуальный, кропотливый труд. Когда пишу музыку, голова кипит страшно. У меня обостряется слух, а остальные чувства отходят на второй план. В такое время я предпочитаю не выходить на улицу, потому что внимание смещено, я становлюсь рассеянной, могу не заметить машину, например.

— А как вообще восстанавливаешь ресурсы?

— Для меня важно быть в хорошей форме. Спорт и физические нагрузки разгружают голову. Если мне плохо, я иду на беговую дорожку. 40 минут на дорожке убивают любую депрессию.

— Большинство твоих песен кажутся такими грустными, почему?

— Не считаю, что мои песни грустные, не очень нравится такая характеристика. Да, я работаю в этом жанре, поскольку сложные эмоции имеют больший диапазон звучания. Но я бы не стала категоризировать музыку: эта веселая, а эта грустная. Все это разный эмоциональный опыт. Можно послушать меня, и в каждой песне чувствовать себя по-разному. Как раз создание уникального опыта меня привлекает больше всего. Это сложнее, чем сублимация. По опыту скажу, когда в порыве эмоций хочешь высказаться, тебе хорошо в процессе, но из этого не получается дельного творческого произведения. Ты выплеснул эмоции, тебе стало легче, и все. Это психотерапия, а не создание музыки.

— Читала, что недавно ты обратилась к психологу. Это помогает справляться со стрессом?

— Год был сложный во многих обстоятельствах, вдобавок ко всему у меня произошел развод. Все это нужно было проработать. Самый главный совет от психолога — обозначить место, которое можно назвать домом, своим островком безопасности. Я жила во многих местах, но не было ни одного, который бы могла таковым назвать. И это вопрос не в физическом месте, а именно в голове. У меня было много мыслей и сомнений, оставаться ли в стране. Когда появилась договоренность с собой, что у меня есть конкретный дом, якорь, который помогает заземлиться, меня немного отпустило.

«Для шоу ты такой же расходный материал, как стул»

— Будучи еще Полиной Республикой, ты начинала с лирических песен под гитару. Позже случился переход в сторону электронного звучания. Как это произошло?

— В какой-то момент я призналась себе, что хочу быть музыкантом. До этого я воспринимала музыку как хобби. Я писала ее довольно примитивно в формате мелодии из простых аккордов. Не хватало навыков сделать ее интереснее и лучше. А уже с 2015 года я стала развивать способности. И музыка, которая была до этого, немного не моя. Честно, я не думала про переход в сторону электронного звучания, просто стала изучать программы для создания музыки. На это меня вдохновил мой преподаватель. Мне нравится, что в электронной музыке ты можешь самостоятельно выполнять большинство функций.

Уже под псевдонимом Palina ты участвовала в украинском X-факторе в 2018 году. Что там было самым сложным для тебя?

— Так совпало, что меня пригласили на кастинг во время моих концертов в Украине. Не думала, что пройду и зависну на полгода. Было сложно там находиться, потому что для шоу ты — кусочек мяса, такой же расходник, как стул. Был парень, который монтировал все сюжеты со мной, для этого перечитал все мои интервью, посты в соцсетях. А я с ним познакомилась только на каком-то финальном мероприятии. Это было странно.

Но вообще интересный опыт. Например, я сделала трек за ночь в каком-то подвале тренировочного лагеря, не имея ресурсов и условий. Это был кавер на украинскую песню, которую я смогла послушать раза 4, потому что там не было интернета. И то, что я справилась, вселило уверенность, что все возможно.

— А какие-то более ощутимые результаты шоу принесло? Просмотры, заполняемость концертов?

— Ничего. Более того, ребята из других шоу, например, «Голос» подтверждают, что им тоже это ничего не дало. Потому что вокалисты после шоу особо никому не нужны. Даже концертов в Украине участие в X-факторе не прибавило. После шоу у меня был перезапуск проекта, я стала выступать спустя год тишины. Ко мне на концерт в Минске пришло примерно на 300 человек больше, чем обычно. Глобально участие в шоу дало опыт и понимание, как работает телевидение, что нет ничего невозможного. Я не выходила за рамки того, чем занимаюсь, я осталась при своих песнях.

— Расскажи, чем закончилась история с шоу «Маски», где певец Анатолий Цой исполнил кавер на песню Аллы Пугачевой «Позови меня с собой», сильно похожий на твою версию этой песни.

— Это была моя любимая песня в детстве, и родилась идея записать кавер. Минут за 10 до выступления в «Меломанах» (концерт Полины был летом 2019-го — прим. ред.) появился этот трек. Он всем очень понравился, поэтому мы решили снять домашний клип, просто чтобы выложить в Instagram. А потом я увидела, что мой кавер использовали в шоу, и со мной никто по этому поводу не связывался.

— А выходила ли ты сама на них?

— Согласно российскому законодательству, чтобы сделать кавер, должно быть разрешение на переработку от правообладателя. Мне помогли с связаться владельцами прав на трек, но в какой-то момент переписки они перестали отвечать без объяснения причин. Поэтому трека в моем исполнении на стриминговых платформах нет. В то же время мой кавер продолжают использовать без согласования, например, в шоу «Ледниковый период».

«Появилось понимание, что мы беларусы!»

— Твои треки часто появляются в российских сериалах, например, «Содержанки», «Хороший человек». Как это происходит?

— Со мной связываются представители канала, который выпускает сериал, и делают заказ. Высылают презентацию проекта, я ее внимательно изучаю, чтобы понимать, как будет использована моя музыка. Например, когда обратились представители сериала «Содержанки» (там используется трек «Дёготь» — прим. ред.), я отсмотрела материал и согласилась еще и потому, что режиссером был Константин Богомолов, которого я уважаю.

— А что насчет гонораров?

— Гонорары разные. Я могу и бесплатно предоставить музыку, например, для авторского кино. Недавно ко мне обратились ребята, которые делают украинско-французский фильм. Я согласилась дать свой трек бесплатно, потому что мне понравились кадры, идея. Самая крупная сумма получилась за проект «Хороший человек», потому что это был заказной трек, который я сделала в короткий срок 5 дней. Я его писала в августе прошлого года, успела отправить до того, как в Беларуси пропал интернет.

— Заметила ли ты, что после лета 2020 стало больше внимания к беларусской музыке?

Мне кажется, даже не к музыке, а в целом появилось понимание, что мы беларусы! Поменялось отношение к самим себе, мы с гордостью говорим о нас, о нашей стране. Очень правильно подметила Светлана Алексиевич: это революция достоинства. Я с ней согласна.

— Летом ты перевыпустила песню «Як ты», которую написала в 2011 году. Она стала актуальной в новых обстоятельствах?

— Эту песню я написала в школе, когда делала работу по беларусскому театру. И песня стала по-разному раскрываться. Для кого-то она про эмиграцию и ностальгические чувства о стране, для кого-то она про разлуку с парнем-военным.  Спустя время мне было сложно ее петь, поскольку я переставала в нее верить. Сейчас она вновь стала актуальной, хотя хочется, чтобы она перестала таковой быть…

— К слову, про эмиграцию. А ты не планируешь уезжать из страны?

— Буду лукавить, если скажу, что не думаю об этом, но пока остаюсь здесь. Я понимаю, что переезд для меня будет большим стрессом, попыткой выживания. Я не смогу продолжать создавать музыку. Поэтому на данном этапе выбираю развивать себя внутри, мне это больше нравится, не хочу распыляться на внешние задачи. Но два чемодана у меня стоят…

Фото: Дмитрий Рыщук

Следите за нами в Facebook, ВКонтакте, Instagram и Яндекс Дзен, подписывайтесь на наш Telegram-канал!

Семейный ресторан или банкетный комплекс? 7 мест для свадьбы на 100 и более гостей Готовимся к свадьбе: салоны, в которых помогут создать идеальный образ невесты
Обработка файлов cookie
Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения, сбора статистики и предоставления персонализированных рекомендаций.

Вы можете настроить параметры использования файлов cookie или изменить свое согласие в более позднее время. Для получения дополнительной информации о целях, сроках и порядке использования файлов cookie вы можете ознакомиться с нашей Политикой обработки файлов cookie
Персональные настройки Cookie