Театральная жизнь в Беларуси словно поставлена на паузу. Отменяются проектные спектакли, пустуют площадки вроде ОК16, от репертуара Купаловского, откуда в августе в знак солидарности ушла почти вся труппа, осталось две постановки. Но все же движение есть: уволившиеся купаловцы развивают свой онлайн-проект, некоторые популярные спектакли все еще можно увидеть, планируются весенние премьеры.
В преддверии Дня театра, который отмечается 27 марта, мы попросили театрального критика Алексея Стрельникова сделать подборку обязательных к посещению спектаклей. Что из этого вышло — в нашем материале.
«Пансион Бельведер»
Бессловесный спектакль итальянского режиссера Маттео Спьяцци, который столичным театралам известен по яркой постановке Viva Commedia! в театре Горького. Эстетику дель арте, то есть комедии масок, он привнес и в «Пансион Бельведер». Специально для этого спектакля художница Татьяна Нерсисян создала совершенно новые маски.
— К сожалению, в сознании многих театр кукол не воспринимается как театр для взрослых. И очень зря. В спектакле поднимаются серьезные темы: старость, родственность, смерть. Однако они звучат так, что вдохновляют на легкое отношение к этому. В нем есть заряд итальянского юмора по отношению к жизни и самому себе. Очень напоминает старые комедии Роберто Бениньи, — объясняет Алексей Стрельников. — Также отмечу блестящую работу актеров, они показывают настоящий мастер-класс существования на сцене. Они должны были в краткие сроки освоить новую и непривычную эстетику. Получился один из самых необычных и позитивных спектаклей.
Ближайшие показы: 9, 30 апреля
Где: Белорусский государственный театр кукол (Энгельса, 20)
Стоимость: от 15 руб.
«Паляванне на сябе»
Обычный человек Зилов с обычной фамилией и обычной женой вдруг получает квартиру… Так начинается спектакль украинского режиссера Станислава Жиркова, поставленный в театре белорусской драматургии. С легкой руки мастера на сцене оживает одна из самых примечательных русских пьес XX века — «Утиная Охота» Александра Вампилова.
— У многих возникнет ассоциация с киноверсией пьесы (фильм «Отпуск в сентябре», — прим. ред.) и Олегом Далем в главной роли. Картина являлась символом застоя общества. В этом спектакле режиссер, на удивление, находит такие слова, звуки и краски, которые осовременивают пьесу. Получается настоящая драма современного офисного работника, хотя кажется, что ей нет места в таких обстоятельствах. Во время спектакля ощущается экзистенция бытия, свежесть прочтения добавляет актуальности. Это современная агрессивная европейская режиссура. Также вас удивит, как здорово и необычно играют актеры!
Ближайшие показы: 24 апреля
Где: Республиканский театр белорусской драматургии (Кропоткина, 44)
Стоимость: от 13 руб.
Спектакль-импровизация «Гарольд»
Отличие этого спектакля от других в том, что он создается на глазах зрителя, участие которого просто необходимо. Режиссер Андрей Савченко задает лишь структуру и тему в начале постановки, затем начинается импровизация: от формы и музыки до текста и действий. Во второй части спектакля уже зритель «накидывает» темы для импровизации.
— В начале спектакля артистам задается тема эпизода — это может быть слово или фраза. Импровизируя, они постепенно развивают это в полноценную историю. Само пространство театра очень маленькое, происходит более тесное общение актеров со зрителями. И это своеобразный тест для зрителей: готовы ли они участвовать в спектакле, или занимают позицию «развлекайте меня». Вторая, пассивная роль для этого спектакля не подойдет. А вот если выбрать первый вариант, можно ощутить настоящий азарт, как от просмотра спортивных соревнований. По опыту могу сказать, что зрители пока стесняются таких возможностей, но и это нормально. Надеюсь, со временем такие импровизационные работы станут традиционными.
Также критик отмечает, что во время спектакля интересно наблюдать за взаимодействием артистов. Ведь основу труппы театра составляют студенты, но вместе с ними на сцене работают профессиональные актеры, например Елена Зуй-Войтеховская из Молодежного театра, Николай Воробей из ТЮЗа и другие.
— В таких спектаклях невозможно сыграть в одиночку, артисты должны работать друг на друга, помогать. Очень интересный и специфический опыт. Я бы посоветовал этот спектакль тем, кто только знакомится с театром, или тем, кто хорошо знает артистов и готов на них посмотреть в других, более необычных обстоятельствах.
«Синдром Медеи»
Спектакль поставлен по пьесе Юлии Чернявской, где воссоздаются события из трагедии древнегреческого драматурга Еврипида. Несмотря на то, что герои перенесены в наше время, а обстоятельства осовременены, их главные трагедии остаются неизменными.
— Юлия Чернявская многими воспринимается только как публицист и культуролог, однако она также автор пьес, по которым поставлены спектакли в Театре белорусской драматургии, Могилевском театре. «Синдром Медеи» — спектакль по мотивам истории о женщине, которая убила своих детей. Он рассказывает о том, что происходит с женщиной, оставшейся в чужой стране, где она чувствует давление общества и отсутствие поддержки. Спектакль отсылает нас к тому, для чего вообще нужен театр. Ведь история, рассказанная в нем, настолько будоражащая, что вне театральных стен говорить о ней спокойно невозможно. Театр предоставляет пространство для обсуждения, дает слова всем сторонам, создает объективную картину происшествия. Режиссер Екатерина Аверкова — одна из самых талантливых мастеров нового поколения — отлично работает с выразительными сценами. В спектакле появляется хор (как и в трагедии Еврипида — прим. ред.), интересные художественные решения придуманы для трагического момента пьесы.
По словам критика, в Беларуси редко появляются спектакли на сложные и серьезные темы.
— К сожалению, у нас популярны легкие решения. Театр небольшой, и в масштабах страны квота на серьезные постановки с полноценным трагическим пафосом оказывается совсем маленькой. Их можно по пальцам пересчитать. Поэтому «Синдром Медеи» — уникальный случай познакомиться с такими работами поближе.
Ближайшие показы: 20 апреля
Где: Республиканский театр белорусской драматургии (Кропоткина, 44)
Стоимость: от 15 руб.
«Записки юного врача»
Завершаем подборку must visit спектаклей премьерой. Речь об авторской постановке известного режиссера и хореографа Евгения Корняга «Записки юного врача» . Его предыдущие работы — «Интервью с ведьмами», «Бетон» — вызвали большой ажиотаж у зрителей и снискали похвалу критиков. В основе сюжета нового спектакля — цикл рассказов Михаила Булгакова о врачебной практике.
— Евгений Корняга известен в Беларуси и за рубежом своей режиссерской манерой: как работает с текстом, как актеры двигаются в его спектаклях. За этим очень интересно наблюдать. Он один из лучших режиссеров Беларуси прямо сейчас. И все его спектакли всегда вызывают интерес и ажиотаж. До сих пор он почти не делал спектаклей-инсценировок. Он вдохновляется текстами-источниками и делает сценическую версию, передающую атмосферу, боль, шум и ярость, которые заложены в тексте.
Ближайшие показы: 22 и 23 апреля
Где: Белорусский государственный театр кукол (ул. Энгельса, 20)
Стоимость: от 12 руб.
Фото: Васіль Кузьмічкін, rtbd.by, puppet-minsk.com, unsplash.com
Следите за нами в Facebook, ВКонтакте, Instagram и Яндекс Дзен, подписывайтесь на наш Telegram-канал!