24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

«Сегодня клиент уходит быстро». Шеф-редактор модного журнала «ЭШ» — о том, как индустрия моды выживает в кризис

Текст: Марданова Александра, 24 февраля 2021 2

Пандемия и экономический кризис испытали на прочность бизнесы из всех сфер. Индустрия моды тоже попала под «горячую руку»: отмена показов, закрытые границы, падение продаж... Каким для беларусского фэшн-мира станет 2021 год? О планах, переживаниях, проблемах индустрии и их решении мы поговорили с шеф-редактором модного журнала «ЭШ» Александрой Бушма.

Александра Бушма

— Каким стал предыдущий год для беларусской модной сферы?

— Полной неожиданностью и, не побоюсь этого слова, катастрофой. В индустрии случилось затишье, и лишь сейчас дизайнеры стали активно работать, готовиться к весне. Уже хочется настроения и для себя, и для окружающих. Поэтому сезонные коллекции в разработке полным ходом, а сами ребята смотрят в ближайшее будущее оптимистично.

Многие дизайнеры уехали, кто-то остался, некоторые работают из-за границы удаленно, потому что не закрывали здесь ни юрлица, ни шоурумы. Оставшиеся бренды всеми силами старались держаться на плаву. Мы им активно помогаем и продолжим это делать, независимо от кризисных ситуаций.

— Как обстоят дела у мировой индустрии?

— Она пострадала больше, чем беларусская. У нас есть то, что помогло удержаться: взаимопомощь. Люди видели, что без них бренд не выживет, и оказывали всевозможную поддержку. Поэтому бренды, которые повели себя лояльно, остались даже в плюсе. Ну и, конечно, бесценна обратная связь и вдохновение, которое дарит аудитория. Многие дизайнеры, почувствовав поддержку, стали трудиться активнее.

— В чем проявилась лояльность брендов?

— Сперва стоит отметить, что сегодня клиент уходит очень быстро: кто-то перерастает дизайнера, у кого-то меняются вкусы, фигура, стиль... Пандемия внесла свои коррективы в актуальность определенной одежды. Бренды, которые успели за повесткой, смогли сохранить покупателя. В определенный момент клиент стал приходить к тем брендам, где есть худи, байки, «треники» и так далее. Но, думаю, это ненадолго.

Сегодня, чтобы привлечь внимание новых людей, нужно постоянно что-то изобретать, удивлять, зацепить человека и показать, что в этих вещах он будет уникален.

— Кто смог пройти коронакризис с минимальными потерями?

Бренды, которые еще до первой волны запустили доставку, у которых уже был интернет-магазин. Им не нужно было резко переключаться на режим онлайн, торопиться, переоформлять документы. Но я уверена, что в индустрии все быстро нормализуется: мы прошли пик с небольшими потерями, да и сейчас все смотрят в будущее с оптимизмом.

— Дизайнеры — творческие люди, которые остро пропускают через себя все события. Как в фэшн-среде отреагировали на беларусский август?

— Очень тяжело. Но, стоит сказать, что все мировые прорывы и открытия происходили в моменты острого кризиса. Для творческого человека подобные всплески отзываются иначе: все откликается и реализуется в креативе. Они находят в этом вдохновение.

— Насколько большой шаг назад сделал модный мир Беларуси? И как долго придется все возвращать обратно?

— Действительно, возникает вопрос: мы десять лет боролись за свое место под солнцем, а теперь должны по-новому завоевывать свой же рынок? Однозначного ответа нет. Возможно, необходимо консолидироваться, оказывать юридическую помощь дизайнерам. У нас, к сожалению, плохо обстоят дела с общностью: все работают по группкам, нет органа, который мог бы объединить специалистов, выстраивал бы отношения (что очень важно) со смежными специальностями — визажистами, стилистами, фотографами. Отсутствие взаимопонимания между командами приводит к тому, что молодому специалисту в нашей отрасли тяжело найти дружественную атмосферу. У нас даже многие дизайнеры не знаю друг друга в лицо!

Чтобы развивать индустрию внутри страны, нужен сильный стержень — например, ассоциация. У нас такого стержня нет.

— Как можно изменить ситуацию?

— Считаю, что это пока никому не под силу. Начинать необходимо с более высоких позиций: скорее всего, этим должно заниматься министерство. Поддержкой, модернизацией рабочих мест, предоставлением льгот — ведь дизайнер сегодня продал вещь, завтра — нет. Все зависит от клиента. А если у него нет денег, то и у дизайнера, соответственно, тоже.

Наши ребята постоянно пытаются выжить: например, организовывают распродажи. Со стороны это смотрится круто, а по факту — хоть какая-то попытка привлечь клиента.

— Какие тренды будут с нами в этом году?

— С прошлого года изменилось немногое. Остаются рукава-буфы, «фонарики», крупные аксессуары (смесь серебра и золота). На витринах все чаще появляются романтичные отложные воротнички, перчатки. Дуэт классики и готики также весьма актуален.

Трендовым цветом года в соответствии с Pantone стал желтый, но беларусы стесняются носить кричащие, яркие цвета. Поэтому, думаю, у нас будет преобладать зеленый — цвет спокойного настроения.

— Каков ваш прогноз на наступающий модный сезон?

— Думаю, что к весне/лету начнем оживать, проводить мероприятия и вместе с этим не забудем о безопасности — это с нами навсегда. Что будет актуальным в мировой фэшн-индустрии? Дождемся окончания весны и будем следить за крупными блогерами. Они своего рода законодатели моды, на них ориентируются и крупные бренды.

— А как прошел весь этот путь «ЭШ»?

— На полтора года мы исчезли из поля зрения читателя. Некоторые думали, что журнал закрылся навсегда. Тяжело было возвращать аудиторию. Но вот уже год развиваемся в новом направлении: мы изменили концепцию и теперь рассказываем только о беларусах (как проживающих здесь, так и за границей). Наша позиция заключается в том, что мы должны развивать национальную модную сферу, давать читателям информацию, которую он не найдет в интернете: делать интервью с дизайнерами, рассказывать о наших производителях, о людях искусства. Мы ушли от информации, которой хватает в интернете, — подаем читателю только эксклюзивный материал.

— Почему вы не перешли в онлайн?

— Я считаю, что интернет сегодня — это сплошная реклама, и поиск нужной, точной информации стал затруднительным: чтобы получить что-то ценное, небходимо открыть 10-15 страниц. И это с учетом того, что ты знаешь, кого и/или что искать. Мы же можем дать человеку то, что он нигде больше не найдет и не прочтет.

Фото: Дмитрий Рыщук

Следите за нами в Facebook, ВКонтакте, Instagram и Яндекс Дзен, подписывайтесь на наш Telegram-канал!

Пройди тест и узнай, какой супергерой твой мужчина Комплименты от заведений, джаз и праздничное меню. Рассказываем, где отметить 8 Марта
Этот сайт использует cookies
Понятно