Пандемия — не самое дружественное для бизнеса время. Однако некоторые предприниматели доказывают обратное. Вместе с первым лицензированным онлайн-казино в Беларуси Parimatch («Париматч») поговорили с тремя героями, которые рискнули и начали развивать свое дело в разгар коронавируса.
«К такому количеству посетителей
мы не были готовы»
Тунг (слева) и Нам (справа)
владельцы Lotus Bubble Tea («Лотус Бабл Ти»)
На первом этаже ТРЦ Green City расположился островок с вывеской Lotus. Молодые ребята Нам и Тунг запустили нечто новое для Беларуси: точку по продаже холодного молочного чая с тапиокой (органическая добавка в виде шариков).
Сегодня в ассортименте есть классический молочный чай, фруктовый, карамельный молочный и молочный чай с матчей. Также популярностью пользуется чай Таро (вид тропической картошки). Ее сладковатый вкус кому-то может напомнить печенье, кому-то — попкорн.
— Фишка в том, что ты одновременно пьешь напиток и ешь десерт, — рассказывает Нам. — Этот тренд родился в Тайване, но уже широко распространился в США и Европе. В Беларуси эта ниша была свободна. К тому же, мы понимали: «тягаться» с таким продуктом, как кофе, будет тяжело и банально. В какой ТЦ ни зайди — везде есть крупные игроки вроде «Тьерри» и Paul.
Открылась чайная лавка 14 мая. Но было ли так задумано изначально?
Когда мы в феврале планировали проект, думали, что пандемия не дойдет до нас вообще. А если дойдет, то к маю уже все угаснет.
— Нам и так торговый центр дал отсрочку по открытию, поэтому нужно было соблюдать обязательства и запускаться. Но спасибо за то, что на период пандемии у нас есть скидка на аренду, — объясняет собеседник.
Нам признается: сомнения одолевали.
— Изначально мы хотели открыться на месяц позже, в середине июня. Когда пришлось сделать это в мае, было непонятно, будут ходить люди или нет. Однако трафик у нас есть. Процентов 60 — из нашего Instagram, оставшиеся 40 — посетители торгового центра. Поток есть, люди уже устали от пандемии. Если честно, к такому количеству посетителей мы даже не были готовы.
Конечно, задумываемся о том, что будет, когда новый
на сегодня продукт распробуют. Вдруг получится так,
что хайп утихнет?
Но к нам возвращаются, это хороший знак. Плюс, мы планируем добавлять новые вкусы и запускать доставку через агрегаторы — выйдем на полную мощность и посмотрим, как пойдет.
«Мы делаем это для людей»
Екатерина
управляющая кафе «Культура еды»
Идея открыть кафе быстрого обслуживания родилась в конце 2019 года. Однако на тот момент казалось, что это так и останется лишь идеей.
— Довольно часто мы выходим куда-то на завтрак, обед или ужин. Со временем пришло понимание, что в Минске негде купить вкусную, полезную еду по доступной цене, не ожидая, пока ее приготовят, — рассказывает Екатерина. — Поэтому концепция take away с такими блюдами показалась интересной. К тому же было ясно, сколько сил и времени уходит на домашнюю готовку и как тяжело стоять у плиты вечером после работы. Особенно если перед этим нужно зайти в магазин за продуктами. Так начали продумывать детали, и все стало складываться само собой. Не понадобилось почти никаких усилий.
Как итог — заведение, где приготовлена и заранее упакована полезная и вкусная еда. Каждый, у кого нет времени на полноценный прием пищи, может зайти, заказать что-то на свой вкус и оплатить это любым удобным способом.
Подготовка к открытию «Культуры еды» началась довольно давно, поэтому запуск в пандемию — 15 мая — по словам собеседницы, — чистая случайность.
Многие отнеслись к этому скептически, но мы продолжим делать то, что задумали. И ничего не бояться.
— Потому что мы уверенно занимаем свою позицию и считаем, что создали нечто новое. Все остальное — дело времени и слаженная работа коллектива.
Екатерина отмечает: кафе будет развиваться постепенно, не спеша.
— Мы продумываем все детали и доводим их до идеала. Потому что для нас важно то, чем мы занимаемся: мы делаем это для людей. Ошибиться не хочется, поэтому стараемся идти по нарастающей. Планы у нас грандиозные!
Такая концепция, а также специфика места, работают: у заведения уже начали появляться постоянные гости.
— Мы те, кто может облегчить быт, работу, прогулку, свидание, пикник и жизнь, — улыбается Екатерина. — Важно, что у нас — собственное производство. Вся еда готовится и упаковывается с утра, а вчерашние блюда не продаются. Ежедневно в меню — пять видов салатов, супов, горячих блюд плюс собственная выпечка. Все сделано с любовью и заботой.
В меню «Культуры еды» — пять кухонь: русско-белорусская, грузинская, сербская, украинская и итальянская.
— Каждую неделю — новая кухня, чтобы клиентам не надоедало, — объясняет собеседница. — И каждый раз — загадка, какие блюда будут представлены на следующей неделе.
«Многие блогеры просто отказывают мне в рекламе»
Лера
Основательница «Школы Любви к себе»
— Любовь к себе — тема номер один в моей жизни в течение последних лет. И «Школа» стала логичным продолжением моих интересов, деятельности и проектов, — рассказывает основательница Лера Авсеева. — Я веду блог о принятии себя. В какой-то момент тема стала находить большой отклик, каждый день в директ «пачками» приходили письма с личными историями девушек. Темы щепетильные. Сложно было дать полноценный и качественный фидбек для каждой из них. Поэтому я стала разбирать темы по отдельности, но уже в оффлайн-режиме. Так появился проект «Завтраки о теле».
Встречи проходили с приглашенными специалистами в сфере познания себя, тела и его возможностей. На завтраках выступали психолог, сексолог, кинезиолог, нутрициолог и другие гости.
— Проект быстро набрал обороты, запись на встречи закрывалась за два часа, — рассказывает Лера. — Все это и преобразовалось в «Школу Любви к себе».
Школа Любви к себе — это курсы и лекции от профессионалов и практиков о том, как жить в гармонии с собой, своим телом и окружающим миром.
Девушка уверена: любить и знать себя — два главных навыка, которым, к сожалению, не учат в обычных школах.
— Здесь мы как раз помогаем поверить в себя и обрести гармонию, — делится она. — Есть базовый курс под названием Self Love. Уже проведено два потока для тридцати человек. В ближайшее время мы запустим циклы лекций «Уверенный голос», «Отношения с деньгами» и «Женское здоровье».
Мысль о том, что пора масштабировать встречи, пришла к собеседнице в сентябре.
— Уже тогда я продумывала структуру, анализировала рынок, готовила продукты, договаривалась со спикерами и набиралась смелости. Официально запустилась 3 апреля, что совпало с разгаром пандемии. Я мало учитывала этот факт: думала, что окажусь вне контекста и на мне это никак не отразится. Тем более все как раз «ломанулись» в онлайн, стали говорить о том, что сейчас лучшее время заняться собой.
Однако, по словам собеседницы, несмотря на то, что тема любви к себе сегодня популярна, ее непросто продавать.
— Я вижу это по приросту в блоге после рекламных кампаний. У блогов, где рассказывают о рецептах, отношениях, похудении, косметике, скандалах, путешествиях и быстром успехе, прирост ощутимее.
Многие блогеры просто отказывают мне в рекламе, потому что знают: придет мало подписчиков (часто — в десятки раз меньше привычного).
Девушка видит три причины этому.
— Первая — непонятный результат. Любовь к себе — что-то абстрактное. Это не «Купи курс по похудению и через месяц ты избавишься от 30 кг» или «Сходи к косметологу и он уберет отечность с лица». Эдакая любимая всеми формула «проблема — решение», где, чем сильнее «вау»-результат, тем проще продавать, — объясняет она. — С любовью к себе все не совсем на поверхности. Да, она меняет жизнь круче, чем похудение или отсутствие отечности на лице, но здесь сложно кичиться громкими обещаниями.
Вторая причина — новизна продукта. А человек всегда противится новому. Мы уже поверили в онлайн-обучение, но пока сложно принять факт, что так можно получать не только новые профессии, но и менять себя.
И, наконец, третий пункт. Любовь к себе — это про работу над собой. То есть нужно взять ответственность за свою жизнь и заняться ей. Потратить время на обучение, на обдумывание и анализ, на внедрение полученной информации в повседневность.
В общем, это история не про волшебную таблетку, в которую, к сожалению, многие до сих пор верят.
На вопрос о том, как выстоять в пандемию бизнесу, собеседница отвечает кратко и емко.
— Одно я знаю точно: если хочешь жить, нужно быть гибким. Быстро подхватывать все, что происходит в мире, и подстраиваться под него.
Parimatch — первое лицензированное онлайн-казино в Беларуси. Виртуальное заведение создано по всем канонам классического: крупье в белых перчатках, зеленое сукно на столах, атмосфера накала страстей. Здесь даже карты игрокам раскладывает дилер, а не бездушная машина. За его действиями можно наблюдать с помощью веб-камеры. Одно лишь отличие — вы находитесь дома. Играть можно как с компьютера, так и с мобильного приложения на iOS или Android.
Фото: Дмитрий Рыщук
Следите за нами в Facebook, ВКонтакте, Instagram и Яндекс Дзен, подписывайтесь на наш Telegram-канал!