Начиная с конца марта запланированные концерты, спектакли и фестивали отменяются один за другим. Но некоторые упорно держатся и не теряют оптимизма. Среди них — организаторы фестиваля Viva Braslav Open Air Олег и Евгений Лабути. Масштабный оупен-эйр, запланированный на 24-25 июля, уже объявил всех хедлайнеров, и отменять его никто не собирается.
Кроме фестиваля, братья Лабути развивают в Браславе еще и собственный гастробар «На грани». Мы решили поговорить с ними о том, как сегодня обстоят дела в ивент-сфере и каково это — делать бизнес в регионе, да еще в период пандемии.
Справка Relax.by
Viva Braslav Open Air — ежегодный спортивно-музыкальный фестиваль, который проводится на берегу Браславских озер. Первый оупен-эйр прошел в 2013 году, его подготовили за неделю. По словам организаторов, это был формат большой дискотеки на свежем воздухе: о масштабности речи и не шло. Однако 2 000 посетителей заставили братьев задуматься о чем-то большем. Людям понравилось!
Сегодня Viva Braslav Open Air — один из крупнейших фестивалей в стране, который посещает около 26 000 человек.
— Крупные оупен-эйры привычны нашим соседям. А как сочетаются белорусы и «движ»?
Евгений: C каждым годом качественные характеристики этого сочетания только улучшаются. Развитие ивент-индустрии и событийного туризма заметно невооруженным глазом. И в этом есть заслуга как организаторов, так и гостей мероприятий — все взаимосвязано. Увеличивается конкуренция, поток людей и их требования, поэтому растет уровень сервиса. Я думаю, что мы в Беларуси по некоторым позициям даже опережаем наших ближайших соседей.
Олег: Мы как-то случайно увидели интервью с латышскими организаторами региональных мероприятий. Там нас ставили в пример, как можно проводить и развивать масштабные ивенты в регионах.
— Какие изменения претерпел сам Браслав в связи с ежегодным проведением фестиваля?
Олег: Сложно сказать, благодаря нам или нет, но инфраструктура города заметно развивается. На мой взгляд, популяризация бренда «Браславские озера», его узнаваемость и привлечение туристов в регион возрастают благодаря фестивалю. Также в этот период активизируется и предпринимательская деятельность. Люди понимают, что есть возможность заработать. И успешно это делают.
По собственным наблюдениям, у белорусов Браслав сегодня ассоциируется не только с озерами, но и с фестивалем. Интерес к нему растет, гости приезжают. А это, в свою очередь, развивает район и его экономику.
— Людям всегда нужны были хлеб и зрелища. Со зрелищами все понятно, а что касается хлеба… Расскажите о своем рестобаре «На грани». Почему вы решили его открыть?
Евгений: Действительно, в 2018 году, помимо зрелищ, мы занялись и первым пунктом. Но это стало как раз результатом деятельности в фестивальной сфере. По меркам курортного города в Браславе недостаточно заведений, однако по сравнению с другими районами мы в лидерах. После общения с местными властями было определено: нужно открывать общепит. Совместно с нашим товарищем и партнером мы взялись за это сложное дело.
Изначально хотели углубиться в качественный фастфуд и остановиться на этом. Но мы понимаем: в Браславе невозможно оставаться узкоспециализированными. Поэтому стараемся «прирастать» в других направлениях: перед началом пандемии к бургерам и шаурме удачно добавили пиццу, не отменяя и понятной всем классики — драников, картошки, котлет и так далее.
— В чем заключаются основные сложности ведения ресторанного и ивент-бизнеса в регионе?
Олег: Если говорить об ивент-бизнесе в маленьком городе, то организация крупного мероприятия сталкивается с проблемами логистики и неготовностью инфраструктуры. На сферу же общепита сильное влияние оказывает сезонность. Трафик, который мы имеем с июня по август, никак нельзя сравнить с трафиком в осеннее либо зимнее время. Выход здесь один: максимальное снижение затрат не в ущерб качеству. В «несезон» стараемся держаться на плаву и выживать, а в активное время года — выходить на полные мощности, совершенствоваться и зарабатывать.
— Сейчас корабль HoReCa терпит бедствие. Где-то уже образовались повреждения, несовместимые с дальнейшей деятельностью. Как пандемия отразилась на вашем заведении и планах на проведение фестиваля?
Евгений: К сожалению, оба наших направления оказались «на передовой» последствий коронавируса. Однако стоит отметить, что речь идет про регион — в данном случае позитива чуть больше. Люди приезжают сюда из городов с целью изоляции, заселяются в усадьбы. У нас действует доставка, поэтому как-то крутиться можно. Плюс, все случилось до начала туристического сезона. К лету мы ожидаем выравнивания ситуации, чтобы можно было стабильно работать в нормальном режиме. Сейчас время работы гастробара ограничено из-за пандемии: в 22-23 часа заведение закрывается.
Олег: В марте и апреле был период, когда мы ввели посменную работу для поваров, барменов и официантов. Таким образом, количество рабочих часов сократилось более чем в два раза. Сегодня мы практически вернулись к стандартному расписанию, не работают только кальянщики (из-за ограничений Минздрава).
Евгений: Что касается фестиваля, тут тоже не обошлось без минусов. Подготовка усложняется непредсказуемостью ситуации, которая меняется каждый день. С утра приходится «ломать» все, что было запланировано днем ранее. И так ежедневно.
Но мы стараемся сохранить все в нужном виде, держим руку на пульсе и надеемся провести Viva Braslav Open Air не хуже, чем планировалось изначально.
— В связи с влиянием пандемии появились ли у вас какие-то страхи и/или новые риски?
Олег: Появилось и то, и другое. Но, если ты идешь в бизнес, риски есть всегда. Говоря конкретно про влияние коронавируса, ты боишься понести убытки и оказаться банкротом. Помимо финансовых вопросов, есть большие переживания за людей, с которыми работаешь. Не хочется потерять хорошую команду, которую ты кропотливо подбирал годами. Также боишься разочаровать своего клиента…
Как показывает практика, многие делают серьезные ошибки во время форс-мажорных ситуаций, совершают импульсивные поступки. Мы стараемся взвешенно подходить к проблемным вопросам и их разрешению. В критические моменты важно не поддаваться панике и сохранять здравый ум.
Да, страхов и рисков много. Но это чуть ли не ежедневная атмосфера, в которой живет предприниматель. Просто коронавирус сильно обострил эти чувства.
— Можете ли вы спрогнозировать дальнейшее развитие событий? Какие пути выхода видите из сложившейся ситуации?
Евгений: Сегодня никто не может ничего спрогнозировать. Это будет больше похоже на фантазерство или подмену реального будущего своим желаемым. Никто не знает, как будет.
Пути выхода у каждого очень индивидуальны: все зависит от того, в каком состоянии тот или иной бизнес вошел в пандемию. Нашей главной задачей остается не подвести гостей фестиваля и заведения, не испортить свой продукт в стремлении выжить любой ценой. Это путь в никуда.
Если говорить о гастробаре, то мы «поджали» те бюджеты, которые не сказываются на качестве обслуживания, стали уделять больше времени доставке. Важно и то, что у нас нет огромной арендной платы, так как здание принадлежит нам. Например, некоторые минские цены на аренду в этих условиях — смерти подобное явление.
— Мы затронули тему городской аренды. Считаете ли вы, что в нынешних условиях заведению проще выстоять в регионе?
Олег: На мой взгляд, сложности есть везде. Немаловажно, в каком именно регионе ты находишься. Для нас плюс в том, что бизнес сосредоточен в туристическом районе. Также в регионе меньше издержек: затратная часть в крупном городе значительно выше.
Однако решающим фактором все равно будет мобильность и умение оперативно принимать решения, делать рокировки в бизнесе.
Выиграют те, кто умеет оперативно подстраиваться под внешние факторы, которых сейчас очень много и которые определяют успешность ведения бизнеса.
— Есть ли опасения, что кто-то из хедлайнеров Viva Braslav Open Air-2020 не доедет из-за закрытых границ?
Евгений: Мы делаем все, чтобы максимально сохранить высокий уровень оупен-эйра в этом году. Сейчас у нас остается чуть больше двух месяцев, и каждый день подготовки приносит самые разные новости. Из-за них что-то приходится менять, что-то дорабатывать, от чего-то и вовсе отказываться.
Если говорить о хедлайнерах, то риски есть всегда, даже без пандемии. Артист может просто заболеть (и необязательно коронавирусом)! Понятное дело, ни у одного фестиваля нет запасных хедлайнеров, поэтому мы будем обсуждать разные варианты развития событий с представителями артистов и органами власти. А уже на основании этого принимать какие-либо решения.
— Опишите лучший и худший сценарии для ивент- и ресторанной сферы, на ваш взгляд.
Олег: Лучший сценарий предвидится в случае, если пандемия пойдет на спад в ближайший месяц. Если к середине июля-августу мы выйдем на высокую посещаемость и выручку — это будет просто отлично. Худшее же развитие событий зависит от психологического и финансового положения людей.
Как бы там ни было с отступающим вирусом, моральное состояние окончательно восстановится тогда, когда в общем доступе будет вакцина. И все мы будем жить счастливо.
Евгений: Тяжело рассуждать о всей сфере в Беларуси. Если говорить о Браславском регионе, то что может быть хуже закрытия? Не справиться финансово и разбежаться. Но есть надежда, что этот сценарий маловероятен. Да, прогноз сделать невозможно, но хочется, чтобы пандемия немного помогла летнему сезону. Ехать на отдых куда-то далеко пока не получится из-за закрытых границ, из-за страха за здоровье — свое и близких. Финансовое благосостояние также немаловажно… Поэтому Welcome to Braslav! А мы постараемся вас приятно удивить.
Следите за нами в Facebook, ВКонтакте, Instagram и Яндекс Дзен, подписывайтесь на наш Telegram-канал!