Пандемия коронавируса затронула практически все сферы экономики. Одна из самых пострадавших — туризм. Кому-то пришлось возвращать клиентов из-за границы в экстренном порядке, кому-то — аннулировать еще не состоявшиеся выезды.
Мы поговорили с руководителями белорусских туристических компаний United Travel и Sunny Days. Узнали, как обстоят дела на рынке сегодня, какие перспективы ждут в обозримом будущем, а также поинтересовались, какую помощь турбизнесу может оказать государство.
Павел Реут,
директор United Travel
На вопрос о том, был ли готов туризм к такому резкому повороту событий, Павел отвечает однозначно.
— Мне кажется, что ни туристический, ни любой другой бизнес именно к такому развитию ситуации готов не был. Изначально, на мой взгляд, коронавирус воспринимался исключительно как китайская инфекция. И даже когда начали происходить отмены чартеров в Китай, как таковой реакции туроператоров не последовало, — рассказывает он.
А вот когда стали поступать серьезные известия из Италии, Испании, Франции, туристическая сфера начала всерьез воспринимать опасность ситуации
По мнению собеседника, удар нанесен всем направлениям бизнеса, но больше всего страдает авиаотрасль.
— Причина проста. Траты на содержание и обслуживание самолетов несоизмеримы с теми же автобусами, например. Как и с прочими тратами, — рассуждает специалист.
Пандемия вмешалась и в работу компании.
— У нас есть туристы, на которых отразилось закрытие российской границы. Кто-то уже дома, кто-то еще находится в Индии и Таиланде, — делится Павел. — Однако многие наши туристические сообщества, организации и объединения туроператоров плодотворно сотрудничают с Министерством иностранных дел Беларуси, а также с Министерством спорта и туризма. И делают многое для того, чтобы вернуть всех наших людей.
Также 20 марта вышло постановление о том, чтобы Российская Федерация пускала на свою территорию прилетающих граждан и они могли проследовать в свою страну.
— Мы в любом случае всегда на связи с туристами, которые находятся за границей. И прикладываем все усилия, чтобы помочь им вернуться в Беларусь.
Несмотря на трудности, прогнозы на ближайшее будущее у Павла оптимистичные.
— Конечно, не приходится ожидать, что этот сезон будет таким же, как прошлогодний. Хотя надежда есть всегда, — улыбается он. — Понятно, что туристов в нынешнем году будет меньше. Но при этом я считаю, что их будет достаточно. Предположительно с середины апреля начнет восстанавливаться авиасообщение. К тому же есть такие страны, как Египет. Его экономика на 70-80% зависит от туризма, поэтому в их же интересах открывать границы и принимать людей.
Да, туристическая сфера нашей страны также теряет деньги. Чтобы выйти на объемы 2019-го и восстановиться, может понадобиться около года
Как известно, во многих странах Европы, а также в США правительства приняли меры по поддержке страдающих от пандемии бизнесов. А как могло бы помочь туротрасли наше государство?
— Большой список вопросов и предложений уже был отправлен как в Министерство спорта и туризма, так и в Министерство финансов. Мы просили о следующем: налоговые каникулы для туристической сферы (то есть освобождение от уплаты квартальных налогов до трех месяцев), освободить либо уменьшить арендную плату на государственных площадях от 2 до 4 месяцев, снизить либо отсрочить выплаты по кредитам, овердрафтам, не начислять пеню за просрочки и временно освободить от уплаты взносов в ФСЗН за сотрудников, — перечисляет собеседник.
Что делать туристам, у которых выезды сорвались либо находятся под угрозой отмены?
— Во-первых, стоит сразу сказать: брони просто так не «слетают». Да, многие туроператоры до конца марта-середины апреля сняли свои чартерные полетные программы. Но начиная с мая все туры состоятся, — уверяет специалист. — Что касается туристов, чьи туры отменились, операторы предлагают перенести даты отдыха на любые другие (вплоть до декабря 2021 года). Если ваш выезд сейчас отменен, это вовсе не означает, что про отдых или деньги можно забыть.
Часть туристов решила не дожидаться улучшения эпидемиологической ситуации и все-таки отправилась на отдых. Как быть с ними?
— В этом случае нужно понимать, когда и куда туристы вылетали. Если в период, когда проблемы с возвращением обратно уже начинались, это, конечно, нехорошо. Они должны были осознавать, что с ними могут произойти неприятности. Но, если вылет был в конце февраля или начале марта, обвинять людей, на мой взгляд, не стоит. Туроператоры давали разрешение летать — так почему не летать? — рассуждает Павел. — На тот момент не было ни отмен полетных программ, ни закрытия границ. Поэтому, откажись турист от путевки, пришлось бы выплачивать понесенные туроператором расходы и штрафы. А это никому неинтересно.
Пока международный туризм на паузе, можно восполнить пробелы в знаниях о родной стране.
— Сегодня некоторые туроператоры на время переквалифицировались и стали продавать путевки в санатории. Закрытые границы — хорошая возможность для белорусов посмотреть родину, побывать в городах, где никогда бывать не планировали, — продолжает Павел. — У нас действительно много мест, где можно хорошо провести время.
Если подытожить, то стоит сказать, что на сферу туризма периодически влияют разные факторы и события. Рынок должен быть гибким, чтобы иметь возможность переориентироваться.
Вирусы, катаклизмы с курсом валют — все было. Но все проходит
А туристический бизнес после таких перепадов не просто выходит на прежние объемы, но и увеличивает их. Все плохое рано или поздно заканчивается. Поэтому у нас все будет хорошо.
Артем Костюк,
директор Sunny Days
Руководитель компании тоже с ходу отмечает: к глобальному повороту событий, связанных с пандемией, готовности не было.
— Конечно, опасения насчет того, что нас это коснется, в воздухе витали. Это туризм, работа которого тесно связана с работой границ, — рассказывает Артем. — Но почему-то все произошло очень быстро. Буквально два-три дня — и границы закрыты.
Иначе как коллапсом это не назовешь
Собеседник уверен: ситуация больно ударила по всем направлениям сферы, однако существует множество тонкостей.
— Пострадали все. Но если учесть, что маржинальность у авианаправлений больше, то и убытки больше, на мой взгляд, — рассуждает он. — С другой стороны, основное направление автобусных туров — Европа, где динамика пока тоже не очень хорошая.
Если так будет продолжаться, то «автобусникам » в этом году будет грустно
— Авиа выиграет хотя бы тем, что сообщение может частично возобновиться, как только откроет границы Россия.
Самым болезненным вопросом для компании стал возврат людей из-за границы.
— Но нам повезло: мы успели оперативно всех вернуть из Индии, из Таиланда, со Шри-Ланки, — перечисляет собеседник. — Некоторые наши туристы должны были вылетать в даты, когда закрытие границ еще только предполагалось (речь идет о ситуации с Россией). Но, обсудив все со мной и менеджерами, люди принимали решение не лететь. И, в принципе, они угадали.
Несмотря на то, что сезон раннего бронирования в этом году оказался полностью проваленным, Артем не теряет оптимизма.
— Границы долго быть закрытыми не могут, уже есть нехорошие явления. Мне кажется, что это все протянется еще максимум месяц, — рассуждает руководитель.
Если говорить про сезон, то в любом случае будут работать Турция, Черногория, может, даже Болгария — и люди полетят туда.
— Возможно, будет упор на российские курорты. По моим прогнозам, лето состояться должно. Да, не такое активное, как прошлое, но определенный поток туристов будет.
Пока на будущее загадывать сложно, навстречу бизнесу может пойти государство. Какую помощь хотелось бы получить от него?
— Нам вовсе не нужны суперльготы. Мы уже написали обращение от союза турфирм, где попросили о налоговых каникулах до двух месяцев. Ведь сейчас нет абсолютно никаких денежных поступлений, плюс к этому мы еще должны деньги отдавать туристам, — объясняет Артем. — Здесь тоже встает серьезный вопрос. По законодательству агентство отвечает перед туристом на все сто процентов. У туроператоров сегодня финансововое положение тяжелое. Соответственно, они готовы возвращать деньги, но в срок до сорока дней. То есть в течение этого времени операторы возвращают средства нам, а мы — людям. А закон дает нам на возврат денег только семь банковских дней.
Компания-посредник попадает в ситуацию: туроператор деньги не возвращает, но туристам должны вернуть их мы. Средний чек путевки — полторы тысячи долларов, таких путевок сейчас около двадцати. Почти 30 000 долларов нет ни у меня, ни на балансе компании. Поэтому хотелось бы, чтобы срок возврата средств пересмотрели и временно увеличили.
Фото: архив героев, из открытых источников
Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне. Следите за нами в Instagram, Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Telegram-канал!