24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

«Костюм, сделанный на заказ, живет в унисон с человеком». Репортаж с производства, где костюмы шьют вручную

Текст: Марданова Александра, 22 февраля 2020

Как изготавливаются костюмы вручную «с нуля»? Как долго длится этот процесс и сколько человек вовлечены в него? Мы отправились в студию Дмитрия Заболотного, чтобы показать вам «закулисье» производственного процесса. А также поговорить с модельером и основателем ателье о конкуренции с масс-маркетом, экологичности производства и ценах на ручной труд премиум-класса. 

Дмитрий Заболотный

Дмитрий Заболотный — модельер и портной с 25-летним стажем. И уже десять лет он специализируется на пошиве мужских костюмов.

— Я все время работал один. Пока в 2009-м мы не решили организовать ателье, — рассказывает собеседник. — Начал учиться взаимодействовать с людьми, выстраивать профессиональные отношения. Сюда можно отнести и доверие, и умение делегировать обязанности. В общем, все то, чему меня не учили как профессионала.

В 1997 году Дмитрий выпустил одежду под своим именем. Для стран СНГ это было чем-то новым.

— Кому-то это вообще могло показаться наглостью! Но я пришивал этикетки, заказанные в экспериментальном цеху белорусского предприятия, без стеснения. Это было стартом бренда Dmitry Zabolotny, — вспоминает он.

Сегодня об ателье Дмитрия Заболотного знают не только в Беларуси. География достаточно широка: Украина, Россия, Испания, Италия, Германия, Литва, Эстония, Канада и др.

— Но основная аудитория, конечно, местная. И это хорошо.

«Что касается лично меня, то как бы амбиции в Италию ни тянули — я не итальянец. И без ложного патриотизма могу сказать: где родился, там и пригодился», — говорит модельер.

Однако качество костюмов под этикеткой бренда сравнимо с итальянскими премиумами Canali и Corneliani.

— Осталось доработать до Brioni. Все возможно, — улыбается Дмитрий.

В студии есть более 100 каталогов тканей от мировых производителей: шерсть, кашемир, лен, шелк — на любой вкус и цвет. Кстати, с выбора ткани и начинается масштабный процесс работы над костюмом. 

Сперва проходит встреча с клиентом. Дмитрию важно узнать о человеке практически все: какой образ жизни он ведет, какие у него увлечения. После этого выясняется, какой костюм нужен — для свадьбы, работы или отдыха. Складывая все эти факторы с фигурой и внешностью заказчика, модельер уже может порекомендовать стиль и ткань будущего костюма. Как только все согласовано, можно снимать мерки и рисовать эскиз. 

— Порой бывает, что человек приходит твердо уверенным в том, что ему подходит только классика. И на другое он не соглашается, — рассказывают в ателье. — Тогда Дмитрий постепенно начинает менять клиенту стиль, и уже через год мы видим этого же человека в пиджаке в клетку, белых брюках и рубашке в цветочек. Человек прислушался к профессионалу, осмелел и понял: так тоже может быть комфортно.

При выборе ткани обращают внимание и на рисунок. Кстати, каталоги в студии постоянно обновляются, а определенные из них можно и вовсе увидеть только в этом ателье.

— Это действительно так благодаря тому, что с некоторыми поставщиками у нас эксклюзивные договоренности, — добавляет собеседник.

Библиотека каталогов

По завершении организационного этапа ткань поступает в производство. За дело берется конструктор. Зная параметры, размеры и особенности фигуры заказчика, он начинает создавать конструкцию. Попросту говоря, на большом листе крафтовой бумаги чертятся лекала (шаблоны), по которым будут выкраиваться на ткани элементы изделия. В нашем случае — пиджака.

За дело берется конструктор

Кстати, лекала всех клиентов хранятся в ателье. А если человек, например, прибавил в весе или похудел, то в бумажные шаблоны вносятся соответствующие правки.

Самое сложное в построении конструкции, по словам профессионалов, — математические просчеты, максимальная концентрация и... ткань в клетку.

Последнее объясняется тем, что узор должен совпадать на всех швах рукавов и карманов. 

Важно заранее просчитать и тот факт, что после влажно-тепловой обработки ткань деформируется и пиджак «сядет». Поэтому специалисты делают лекала также с учетом этой особенности.

Далее конструкция выкладывается на выбранную ткань — делается выкройка. Если в проекте дорогое изделие (например, шелковый смокинг), то макет кроится на дешевой ткани. И только после примерки — на оригинальной.

Лекала на ткани

Кстати, над одним костюмом трудятся пять человек: Дмитрий, закройщик, портной, брючник и швея-ручница. Работа идет от 65 до 85 часов в зависимости от ткани, сложностей фигуры и прочих особенностей. Но все это время разделяется между сотрудниками, поэтому процессы идут параллельно.

— Костюм можно сделать и за неделю, если это срочно необходимо, — отмечает Дмитрий Заболотный. — У меня есть история, когда клиент предупредил в субботу о том, что приедет. В воскресенье мы встретились, сняли мерки и подобрали ткань, а уже в четверг он улетел в новом пиджаке. 

На первую примерку готовится не только выкройка, но и бортовка.

Справка Relax.by
Бортовка ткань, играющая основную роль в точности посадки на фигуру и четкости силуэта классического костюма или пальто.

Так выглядит бортовка из конского волоса
Приметанная бортовка

Бортовка, которую показывают нам, изготовлена из конского волоса. Наметывается она вручную. Важно, чтобы этот слой пиджака «гулял» — двигался вместе с телом человека, но при этом и держал форму изделия.

После первой примерки отрезается все лишнее, подколотое иголочками. Уже определено место для карманов, также можно изготавливать воротник. Наступает время и для наметывания подкладки. Разумеется, ручным способом. Равно как петли, петлицы, отделка (все индивидуально выбирается клиентом) и внутренние швы.

Варианты подкладок
Так выглядит пиджак перед второй примеркой

Дмитрий подчеркивает: костюм, сделанный по индивидуальному заказу, живет в унисон с человеком.

— У кого-то есть животик, у кого-то — проблемы с осанкой. На манекене такой костюм смотреться не будет, но как только его надевает заказчик — все становится на свои места.

Это отличает кастомный продукт от того, что предлагает масс-маркет. 

— Давайте возьмем тот же H&M или Zara. Сотни коллекций в год под разные страны, культурные особенности. Огромное количество магазинов — не представляю возможности, как конкурировать с ними. Да и нужно ли? — резонно замечает собеседник. — Тут же появляется и вопрос экологичности. Почему масс-маркет радует ценами? Это экономия на сырье. Но даже в потреблении одежды нужно развивать экологичность сознания.

Лучше иметь в гардеробе два хороших костюма из натуральной ткани, пару брюк, десяток рубашек из натурального хлопка и носить все это несколько лет подряд. Чем каждые два-три месяца менять одежду из полиэстера лишь потому, что она теряет вид.

Однако Дмитрий не навязывает такую точку зрения всем и каждому.

— Каждый потребитель выбирает сам доступный уровень цены и качества. Просто я знаю и могу рассказать, как сделать так, чтобы гардероб отрабатывал деньги. Кто-то скажет, что костюм по индивидуальному заказу за 1000 евро (около 2400 BYN) — чрезмерная трата. Но, опять же, можно взять Hugo Boss за 800 (около 1900 BYN) евро, и это будет качество Zara с перешитой этикеткой, — пожимает плечами собеседник. — Каждая цена сопоставима со стоимостью бренда. Разница лишь в том, что мы делаем это в единичном экземпляре. Они — фабричным способом. И каждый человек решает, что ему важно: получить фабричный премиум или же премиум ручной работы примерно за ту же стоимость.

Видна ручная работа
Подкладки с авиатехникой и черепами — на любой вкус

Модельер также отмечает: исключительно высокий ценовой сегмент — не их история.

— Создание только супердорогих костюмов автоматически «отбрасывает» запросы более молодого поколения, тех, кто пока не имеет сверхдоходов, — объясняет Дмитрий. — Но, чтобы снизить стоимость костюма, я с удовольствием использую ткани нашего камвольного комбината. Они довольно хорошего качества. И это все не исключает той же тщательной работы над изделиями и проработки деталей, внимания к ним.

Неудивительно, что сейчас интерес к кастомному продукту активно растет. 

— Самовыражение через внешние атрибуты так или иначе будет прогрессировать, — уверяет собеседник. — И эстетика все равно возьмет свое.

Фото: Дмитрий Рыщук

Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне. Следите за нами в InstagramFacebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Telegram-канал и Viber-чат

9 блюд и гастрономических традиций, которые охраняет ЮНЕСКО. Где попробовать в Минске? Перезимовали! 23 косметических средства, которые помогут встретить весну во всеоружии
Этот сайт использует cookies
Понятно