Как изготавливаются костюмы вручную «с нуля»? Как долго длится этот процесс и сколько человек вовлечены в него? Мы отправились в студию Дмитрия Заболотного, чтобы показать вам «закулисье» производственного процесса. А также поговорить с модельером и основателем ателье о конкуренции с масс-маркетом, экологичности производства и ценах на ручной труд премиум-класса.
Дмитрий Заболотный — модельер и портной с 25-летним стажем. И уже десять лет он специализируется на пошиве мужских костюмов.
— Я все время работал один. Пока в 2009-м мы не решили организовать ателье, — рассказывает собеседник. — Начал учиться взаимодействовать с людьми, выстраивать профессиональные отношения. Сюда можно отнести и доверие, и умение делегировать обязанности. В общем, все то, чему меня не учили как профессионала.
В 1997 году Дмитрий выпустил одежду под своим именем. Для стран СНГ это было чем-то новым.
— Кому-то это вообще могло показаться наглостью! Но я пришивал этикетки, заказанные в экспериментальном цеху белорусского предприятия, без стеснения. Это было стартом бренда Dmitry Zabolotny, — вспоминает он.
Сегодня об ателье Дмитрия Заболотного знают не только в Беларуси. География достаточно широка: Украина, Россия, Испания, Италия, Германия, Литва, Эстония, Канада и др.
— Но основная аудитория, конечно, местная. И это хорошо.
«Что касается лично меня, то как бы амбиции в Италию ни тянули — я не итальянец. И без ложного патриотизма могу сказать: где родился, там и пригодился», — говорит модельер.
Однако качество костюмов под этикеткой бренда сравнимо с итальянскими премиумами Canali и Corneliani.
— Осталось доработать до Brioni. Все возможно, — улыбается Дмитрий.
В студии есть более 100 каталогов тканей от мировых производителей: шерсть, кашемир, лен, шелк — на любой вкус и цвет. Кстати, с выбора ткани и начинается масштабный процесс работы над костюмом.
Сперва проходит встреча с клиентом. Дмитрию важно узнать о человеке практически все: какой образ жизни он ведет, какие у него увлечения. После этого выясняется, какой костюм нужен — для свадьбы, работы или отдыха. Складывая все эти факторы с фигурой и внешностью заказчика, модельер уже может порекомендовать стиль и ткань будущего костюма. Как только все согласовано, можно снимать мерки и рисовать эскиз.
— Порой бывает, что человек приходит твердо уверенным в том, что ему подходит только классика. И на другое он не соглашается, — рассказывают в ателье. — Тогда Дмитрий постепенно начинает менять клиенту стиль, и уже через год мы видим этого же человека в пиджаке в клетку, белых брюках и рубашке в цветочек. Человек прислушался к профессионалу, осмелел и понял: так тоже может быть комфортно.
При выборе ткани обращают внимание и на рисунок. Кстати, каталоги в студии постоянно обновляются, а определенные из них можно и вовсе увидеть только в этом ателье.
— Это действительно так благодаря тому, что с некоторыми поставщиками у нас эксклюзивные договоренности, — добавляет собеседник.
По завершении организационного этапа ткань поступает в производство. За дело берется конструктор. Зная параметры, размеры и особенности фигуры заказчика, он начинает создавать конструкцию. Попросту говоря, на большом листе крафтовой бумаги чертятся лекала (шаблоны), по которым будут выкраиваться на ткани элементы изделия. В нашем случае — пиджака.
Кстати, лекала всех клиентов хранятся в ателье. А если человек, например, прибавил в весе или похудел, то в бумажные шаблоны вносятся соответствующие правки.
Самое сложное в построении конструкции, по словам профессионалов, — математические просчеты, максимальная концентрация и... ткань в клетку.
Последнее объясняется тем, что узор должен совпадать на всех швах рукавов и карманов.
Важно заранее просчитать и тот факт, что после влажно-тепловой обработки ткань деформируется и пиджак «сядет». Поэтому специалисты делают лекала также с учетом этой особенности.
Далее конструкция выкладывается на выбранную ткань — делается выкройка. Если в проекте дорогое изделие (например, шелковый смокинг), то макет кроится на дешевой ткани. И только после примерки — на оригинальной.
Кстати, над одним костюмом трудятся пять человек: Дмитрий, закройщик, портной, брючник и швея-ручница. Работа идет от 65 до 85 часов в зависимости от ткани, сложностей фигуры и прочих особенностей. Но все это время разделяется между сотрудниками, поэтому процессы идут параллельно.
— Костюм можно сделать и за неделю, если это срочно необходимо, — отмечает Дмитрий Заболотный. — У меня есть история, когда клиент предупредил в субботу о том, что приедет. В воскресенье мы встретились, сняли мерки и подобрали ткань, а уже в четверг он улетел в новом пиджаке.
На первую примерку готовится не только выкройка, но и бортовка.
Справка Relax.by
Бортовка — ткань, играющая основную роль в точности посадки на фигуру и четкости силуэта классического костюма или пальто.
Бортовка, которую показывают нам, изготовлена из конского волоса. Наметывается она вручную. Важно, чтобы этот слой пиджака «гулял» — двигался вместе с телом человека, но при этом и держал форму изделия.
После первой примерки отрезается все лишнее, подколотое иголочками. Уже определено место для карманов, также можно изготавливать воротник. Наступает время и для наметывания подкладки. Разумеется, ручным способом. Равно как петли, петлицы, отделка (все индивидуально выбирается клиентом) и внутренние швы.
Дмитрий подчеркивает: костюм, сделанный по индивидуальному заказу, живет в унисон с человеком.
— У кого-то есть животик, у кого-то — проблемы с осанкой. На манекене такой костюм смотреться не будет, но как только его надевает заказчик — все становится на свои места.
Это отличает кастомный продукт от того, что предлагает масс-маркет.
— Давайте возьмем тот же H&M или Zara. Сотни коллекций в год под разные страны, культурные особенности. Огромное количество магазинов — не представляю возможности, как конкурировать с ними. Да и нужно ли? — резонно замечает собеседник. — Тут же появляется и вопрос экологичности. Почему масс-маркет радует ценами? Это экономия на сырье. Но даже в потреблении одежды нужно развивать экологичность сознания.
Лучше иметь в гардеробе два хороших костюма из натуральной ткани, пару брюк, десяток рубашек из натурального хлопка и носить все это несколько лет подряд. Чем каждые два-три месяца менять одежду из полиэстера лишь потому, что она теряет вид.
Однако Дмитрий не навязывает такую точку зрения всем и каждому.
— Каждый потребитель выбирает сам доступный уровень цены и качества. Просто я знаю и могу рассказать, как сделать так, чтобы гардероб отрабатывал деньги. Кто-то скажет, что костюм по индивидуальному заказу за 1000 евро (около 2400 BYN) — чрезмерная трата. Но, опять же, можно взять Hugo Boss за 800 (около 1900 BYN) евро, и это будет качество Zara с перешитой этикеткой, — пожимает плечами собеседник. — Каждая цена сопоставима со стоимостью бренда. Разница лишь в том, что мы делаем это в единичном экземпляре. Они — фабричным способом. И каждый человек решает, что ему важно: получить фабричный премиум или же премиум ручной работы примерно за ту же стоимость.
Модельер также отмечает: исключительно высокий ценовой сегмент — не их история.
— Создание только супердорогих костюмов автоматически «отбрасывает» запросы более молодого поколения, тех, кто пока не имеет сверхдоходов, — объясняет Дмитрий. — Но, чтобы снизить стоимость костюма, я с удовольствием использую ткани нашего камвольного комбината. Они довольно хорошего качества. И это все не исключает той же тщательной работы над изделиями и проработки деталей, внимания к ним.
Неудивительно, что сейчас интерес к кастомному продукту активно растет.
— Самовыражение через внешние атрибуты так или иначе будет прогрессировать, — уверяет собеседник. — И эстетика все равно возьмет свое.
Фото: Дмитрий Рыщук
Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне. Следите за нами в Instagram, Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Telegram-канал и Viber-чат