24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

«Продукты не должны попадать в мусорку». Минчанка запустила сервис по продаже остатков еды из ресторанов

Текст: Таразевич Мария, 16 ноября 2019

Всего за пару дней проект Ольги Гриневой поддержали более 13 000 человек. Они подписались на канал в Telegram, который работает в поддержку нового сервиса «Смачнаежка». Ольга шутит, что ее проект поможет каждому желающему «спасти булочку». Но в этой истории практически нет коммерческого подтекста. Идея в таком простом и пока еще не каждому понятном принципе экологичности.  

Это кажется странным, но любой продукт или идея с пометкой «экологично» — практически синоним слову «трендово». Становится модным использовать экосумку в супермаркете, но большинство из нас продолжают брать кофе навынос в пластиковом стаканчике. Понимание приходит. Но не всегда оно сопоставимо с возможностями. Ольга пока не живет в стиле zero waste, но уверенно делает первые шаги. 

В чем суть проекта? 

«Смачнаежка» — сервис, который продает остатки еды из минских ресторанов, кафе и пекарен. Цену на блюдо формирует заведение, скидка может достигать 75%. Например, вчера тартар из говядины в Ayahuasca Social Club можно было купить за 10, а не за 15 рублей.   

Работает это просто. Вы подписываетесь на Telegram-канал, откуда можно узнавать о блюдах в наличии. Оплатить еду нужно на сайте. Получаете электронный чек и в течение 1 часа забираете еду в заведении. Сейчас к сервису подключены 9 заведений: 

  • «Хинкальня»
  • «Грузин.by»
  • Brioche
  • BonGenie 
  • «Пекарня Дражина»
  • Ayahuasca Social Club 
  • «Винный шкаф»
  • «Пересмешник»
  • «Клумба»

Что за еда выставляется на продажу? 

— Самый популярный вопрос о сервисе: «Почему в данный момент нет никакого предложения от заведений?». Но его механика в другом. Мы не сервис скидок мы спасаем еду! У меня нет цели делать публикации в канале каждый час, хотя подписчики ждут. Мы только стартуем, и вместе с ростом числа партнеров будет расти и количество блюд. 

Блюда могут попадать в наш сервис по разным причинам. Например, официант перепутал заказ. Или приехала доставка еды, а человека нет дома. Актуальная проблема — остатки еды после меню завтраков и бизнес-ланчей. Никто же не варит в обед, условно, одну тарелку супа. 

Это ни в коем случае не просроченная еда и уж тем более не та, которую кто-то не доел. Абсолютно нормальные блюда, которые по объективным причинам не попали на стол гостям. Их можно спасти от утилизации. 

Сервис будет актуален и для кулинарий в супермаркетах, и для отелей, которые выбрасывают остатки со шведского стола. Присоединиться могут все, кто готовит и производит еду. 

Что такое фудсейвинг? 

Частично «Смачнаежка» поддерживает идею фудсейвинга. По данным ООН, каждый год в мусорном баке оказываются 1,3 млрд тонн пищевой продукции. Это почти треть от всего производства. Зачастую на помойку отправляется пища хорошего качества, которая по каким-то причинам не может быть съедена или продана. Исправить эту ситуацию пытаются фудсейверы «спасатели еды».

Откуда идея?  

— Все началось с моего другого бизнеса, PR-студии Sette. Весь этот год команда работала над экологическими проектами. С нашим партнером, оператором вторичных ресурсов, мы сделали несколько крупных пиар-кампаний по отказу от полиэтиленовых пакетов и пластика. Был автобус с пластиковыми бутылками на Октябрьской, экскурсии на полигон и мусороперерабатывающий завод. На последнем даже организовывали модный показ, который пропагандировал использование многоразовых сумок — авосек и экоторб. Также мы выводили на рынок пакеты из кукурузного крахмала. Они сейчас продаются в некоторых торговых сетях. 

Да, звучит избито. Но тема экологии сейчас актуальна как никогда. Общество на той грани, когда мы либо будем жить среди мусора, либо начнем разумно потреблять. 

Чем глубже я погружалась в эти проекты, тем ярче видела масштаб бедствия. За этот год я очень сильно изменила собственный подход. Сортирую мусор, использую щетки из бамбука, всегда ношу с собой экоторбу. Мне далеко до образа жизни zero waste, но это самые простые решения, которые может поддержать абсолютно каждый, они не требуют больших денежных вложений. 

Потом случилась моя поездка в Норвегию, которая стала главным толчком к созданию «Смачнаежка». Там невероятно популярно приложение Too Good To Go, где можно заказать блюда, которые рестораны, кафе и пекарни собираются выбросить. Вообще, сама идея родилась несколько лет назад, сейчас она очень популярна не только в Скандинавии, но и во всей Европе. 

Справка Relax.by 

Lunchie и Too Good To Go скандинавские приложения, которые борются с выбросом неиспользованной еды в ресторанах. Их создатели призывают людей помочь «в войне с пищевыми отходами». Приложение было запущено в Дании зимой 2015 года. Сейчас оно доступно в нескольких странах: Норвегии, Швейцарии, Англии и Северной Ирландии. 

Сервис Lunchie был разработан и запущен весной 2016 года. Он охватывает 300 ресторанов в Финляндии, в день они продают по 300 блюд. Начиная с этой осени, Lunchie запустят в Голландии, Германии, Швеции и Эстонии.


Я была удивлена,  что в Норвегии это приложение невероятно популярно. Люди внимательно следят за обновлениями и активно делают заказы. В нашем сервисе пока 9 партнеров, но до конца года я поставила себе условный KPI — подключить до 50 заведений. 

Проблема пищевых отходов в Беларуси как будто замалчивается. Но она есть, и ее масштаб немалый. Даже странно, что никто до меня не запустил проект по спасению еды — идея лежала на поверхности. 

 

Когда вернулась из Норвегии, начала общаться с партнерами: большинство рестораторов открыты для сотрудничества, они искренне заинтересовались проектом. 

Но были и те заведения, в которых нас не поняли. Некоторые просто не готовы признать, что у них есть пищевые отходы. Думаю, рано или поздно они все-таки более осознанно подойдут к проблеме. 

Кому это выгодно? 

Плюсов для ресторанов масса. Первый и самый главный для меня экологическая инициатива. Второй плюс покрытие издержек. Они не выбросят блюдо, а продадут его. Пусть и не за полную стоимость, но основные расходы эта сумма точно покроет. Третий плюс — новые клиенты. Люди будут пробовать и, возможно, возвращаться в кафе или ресторан. 

В первый день работы сервиса мы выставили брускетты с паштетом из «Винного шкафа» по 4 рубля вместо 7. Одну из порций купила моя приятельница и дала мне обратную связь: «Я столько лет хожу в это заведение и ни разу не заказывала паштет! А зря, очень вкусно»

Для меня это пока голая инициатива, про финансовую составляющую говорить не приходится. В выигрыше в большей степени гость, ресторан и природа. Ведь еда не ушла в мусорку, а все же нашла своего обладателя. 

Что говорят в заведениях


Антонина
менеджер по PR

Кристина
управляющая баром «Винный шкаф»

Мы с удовольствием поддерживаем мировые тренды, которые приходят в Беларусь. Нам интересно посмотреть, как это будет работать. Наш бар нечасто сталкивается с проблемой остатков еды, но это бывает, поэтому сервис «Смачнаежка» поможет максимально минимизировать затраты. Еда имеет тот же внешний вид, вкус, подачу. Просто, например, просчитались и приготовили больше, чем смогли продать. И, конечно, это не только выгодно, но и очень экологично! «Винный Шкаф» стремится быть первооткрывателем во всем, поэтому мы одно из первых заведений, которое присоединилось к сервису.

Анастасия Островская
коммерческий директор ООО «Куртье», Галерея десертов BonGenie 

— Присоединиться к сервису решили по разным причинам. Мне приятно даже само белорусскоязычное название, звучит по-родному и вкусно.

Даже когда готовишь дома, не всегда можешь верно рассчитать количество продуктов или порций. Что уж говорить о крупных объектах в HoReCa: в небольших объемах издержки есть везде, в том числе и в нашей Галерее десертов BonGenie. Это может быть десерт макарон или кусочек торта «Наполеон». Спрос зависит даже от погоды. Холод после жары — и пожалуйста, продажи мороженого резко падают. И таких ситуаций порой невозможно избежать даже при самом грамотном планировании.

Используем платформу в следующих случаях. Если срок реализации пирожного макарон пять суток, то на четвертые сутки мы выставляем его на продажу. Если пирожное должно реализоваться за сутки, то мы предлагаем его купить за 3-4 часа до конца смены. Для создания наших пирожных используется ручной труд, каждый десерт — маленький шедевр кондитера. Безусловно, нам безумно жаль выбрасывать десерты, если заканчивается срок их реализации! 

Мы за то, чтобы не выбрасывать еду. Эта философия мне очень близка. В первый раз глубоко задумалась об этой теме, когда посмотрела фильм «Поиски Алена Дюкасса». Этот всемирно известный мишленовский шеф-повар активно поддерживает идею безотходного производства в ресторанах. И в целом глобальные вопросы экологии: использование полиэтилена и пластика, раздельный сбор мусора… Однажды на тренинге Аркадия Цукера я услышала, что в мире выбрасывается 80% лекарств и более 40% еды. Это впечатляет. Поэтому первая цель подключения к сервису — спасение еды. 

Если у платформы будут хейтеры, то я могу сказать им одно: сдвиньтесь с места и сделайте что-то хорошее сами. Люди, которые не хотят изменить мир к лучшему, не могут двигаться вперед.  

Сервис работает с 10:00 до 22:00. Если блюдо появилось в 22:00, то забрать его можно будет до 23:00.   

Фото: Дмитрий Рыщук 

Следите за нами в InstagramFacebook и ВКонтакте

Food-эксперимент на Октябрьской. Минские шефы показывают, что можно приготовить из тыквы Где отпраздновать новогоднюю вечеринку? «Последний вагон» для тех, кто еще не определился
Обработка файлов cookie
Наш сайт использует файлы cookie для обеспечения удобства пользователей сайта, его улучшения, сбора статистики и предоставления персонализированных рекомендаций.

Вы можете настроить параметры использования файлов cookie или изменить свое согласие в более позднее время. Для получения дополнительной информации о целях, сроках и порядке использования файлов cookie вы можете ознакомиться с нашей Политикой обработки файлов cookie
Персональные настройки Cookie