24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

«Хочу, чтобы все в сфере стали смелее». Интервью с Вадимом Астори

Текст: Таразевич Мария, 22 июля 2019

Вадим Астори один из немногих поваров, которые не боятся открыто критиковать коллег. Нет, он не считает себя круче других. Но и замалчивать проблемы в сфере HoReCa — не в его характере. Запускаем серию интервью с шеф-поварами и рестораторами, которым есть, что сказать. 

Еще четыре года назад Вадим неплохо зарабатывал, сидя в офисном кресле. И вроде как все устраивало: престижная должность, хорошие деньги. Пока эта иллюзия не «сломалась». Пришлось искать себя заново. 

Начало

— Вадим, как ты пришел в еду? 

Случайно. После школы не поступил в Академию управления при Президенте на юрфак и решил год поработать у дяди на киностудии. Потом был склад ЦУМа, и тут вдруг предложение от товарища: «Открываю логистический центр приходи ко мне». Так от кладовщика дорос до заместителя директора. В финансовом плане это было хорошее время: тогда я мало в чем себе отказывал. Но компания закрылась, и жизнь кинула меня вниз. История с едой началась, когда я в очередной раз остался без работы. Моя девушка посоветовала: «Готовь! У тебя получится». 

Не скажу, что это было страстью, но готовить любил всегда. Смотрел видео на YouTube, шоу Джейми Оливера. Мне казалось, что еда это мое, потому что хорошо получалось. А когда получается вдохновляешься. Тогда я не задавался вопросами: «Почему именно этот продукт», «Почему именно столько времени». Углубляться стал позже. 

— Когда в первый раз приготовил для публики? 

— На Freaky Summer Party. До сих пор в городе меня ассоциируют с бургерами. С высоты нынешнего опыта вспоминаю и понимаю — это было ужасно. Но тогда зашло. Это было начало «бургерной волны». Я ни в коем случае не скажу, что она началась с меня. Но и не буду отрицать: если я что-то делаю, то через год это становится популярным. Назовем это профессиональной интуицией. Слежу за тем, как работают в Европе, в Москве. В плане трендов всегда смотрю дальше Беларуси. 

— Пару лет назад ты стал узнаваем. Как сейчас модно говорить, работал над личным брендом? 

— Не люблю фразу «личный бренд» — звучит бредово. На самом деле хорошо сработали соцсети и маркетинг я активно сотрудничал с блогерами. 

Если ты умеешь себя подать и продать, то никогда не будешь нуждаться в деньгах. Но ты должен пахать. 

Было сложно поначалу. Первое место работы, куда я пришел как повар, — теперь уже закрывшийся бар Martlet на Зыбицкой. Еще недавно ты зарабатывал несколько тысяч долларов, а сейчас получаешь 500 и пашешь сутками. Сам себе шеф, сам себе заготовщик, сам себе технолог… Сейчас я чувствую себя комфортно. Смог купить квартиру это была одна из целей. А личный бренд ужасная фигня, мне очень не нравится эта фраза. 

Конкуренция

— В заведения Минска редко ходят «на повара». Как можно изменить ситуацию? 

Ходят на картинку интерьер. Это огромная проблема. Бывает, видишь красивый зал. А потом смотришь фото блюд там опоздание лет на 10 и по вкусу, и по подаче. В какой-то степени я могу это понять. Если ты обычный повар, который часами стоит на процессе, у тебя просто нет времени развиваться. Работодатель требует от тебя все: создать новое ланч-меню, проверить продукты, сделать заготовки... И так 6 дней в неделю по 14 часов. Когда развиваться? А развитие это ведь не только обучение в Беларуси. Нужно путешествовать. И я не про хамон и дешевое вино в Испании, а про изучение новых технологий, подходов. 

— На мой взгляд, в HoReCa почти нет конкуренции среди шеф-поваров. Они чувствуют себя востребованными, а это расслабляет.   

Конкуренция есть. Но не такая большая, как хотелось бы. Если ты толковый, тебя хантят. Как и в любом бизнесе, где хантят топ-менеджеров, управленцев. Я по такой схеме стараюсь не работать. А вообще все просто: человеку нужно предложить больше, чем он зарабатывает. Я не из тех людей, которые считают, что не в деньгах счастье. Деньги это однозначная составляющая счастья. Завидую людям, которые за 100 евро могут объездить пол-Европы. Я так не умею. 

Деньги

— Сколько получает шеф-повар в Минске? 

2000 рублей это то, с чего, как правило, можно начинать разговор. Недавно читал на каком-то портале, что шефы-«звезды» получают  около 4000 рублей. Но давай по-честному, «звезды» это кто? Каких минских шефов ты знаешь? 

— Немирович, Каленик, Ракецкий, Бражников… 

Относительно известных поваров можно пересчитать по пальцам одной руки. Немировича, кстати, вычеркиваем из этого списка: он перешел в ранг повыше открыл свое заведение. Сделал то, к чему стремится любой шеф-повар.  

— Планируешь открыть свое заведение? 

— С планированием у меня не очень — я спонтанный. Но в этом вопросе могу пообещать в первую очередь себе: свой проект открою лет через 5. 

Новые заведения

— Ты часто «ставишь кухню» в новых заведениях. 

— Да, таких проектов много. Иногда нужно только составить меню, а иногда зовут на стадии стройки. И здесь самое сложное: ты нанимаешь персонал, заказываешь оборудование, обучаешь, контролируешь процессы… Примерно так мы открывали Osteria La Bruscetta на Комсомольской, 9. 

Сейчас я в «свободном плавании» — могу сам выбирать проекты, над которыми буду работать. В какой-то степени я дирижер. Как в фильме про Стива Джобса с Майклом Фассбендером. Когда Возняк ему говорит: «Ты ничего не сделал сам в своей жизни» — «Но я крутой дирижер. А ты лучшая скрипка, но сидишь внизу, в оркестровой яме». Я прекрасно понимаю, что не знаю многих вещей. Но! Во-первых, учусь. Во-вторых, у меня хорошая профессиональная интуиция. А это уже много. 

— Не боишься растиражировать свое имя? 

— Я не всем разрешаю им пользоваться. Есть проекты, где ресторатор настаивает на своем, хотя я говорю: «Это не будет работать!». Потом не удивляюсь, когда заведение закрывается через три месяца. А еще в ресторанном бизнесе очень многое делается на словах. Два года я помогал открывать бистро людям, которые не знали, чего хотят. В итоге от проекта отказался. Тяжело биться головой о стену. 

Еще ненавижу тестовый режим. Что это значит: ресторатор тренируется на гостях? Открой на пару дней заведение для друзей. Потом закройся и исправь ошибки. Почему гость должен за это платить? 

— Что скажешь о рестораторах-новичках? 

— Чаще всего это выглядит так: люди, у которых есть деньги, говорят: «Ой, все плохо. Вот я смогу, сделаю заведение с душой!». А потом приходишь к ним: «Так а где душа, ребята?»

И рестораторы в конце концов видят пустой зал. Понимают, что ожидаемые деньги не приходят. И тут ставится точка невозврата повышение цен на еду. Все. Остается лишь считать месяцы до закрытия. 

Или еще хуже:  «У моего дядьки есть кафеха в Заславле, я знаю, как нужно». Часто такие персонажи не хотят слушать советы компетентных людей. Можно же заплатить за консультацию у нас есть крутые специалисты: Леша Садовой, Сергей Заблоцкий. Платишь деньги или даешь долю в бизнесе на выходе получаешь удачный проект.

Но не все так плохо, есть и толковые ребята. Молодые, которые отлично чувствуют город. Назову того, кого знают все, Влад Луневич. Он — генератор крутейших идей. В его проектах сильный сервис и винная часть, но лично у меня есть вопросы по кухне.

Критика

— В соцсетях ты довольно откровенен — смело критикуешь коллег. 

Я не самый любимый персонаж в HoReCa. Не боюсь говорить правду. Но сейчас во многом сдерживаю себя. Я хочу создавать не хайп, а профессиональное комьюнити. И не вокруг себя, а вокруг сферы. Теперь фильтрую то, что говорю. Но раньше если что-то мне не нравилось, говорил откровенно: «Это полное г…». 

А вообще мне часто пишут в личку с закрытых аккаунтов. Почему не подойти и не сказать в лицо? Все в сфере здороваются, улыбаются. А за спиной обсуждают. Меня это раздражает, я ни о ком не говорю в кулуарах все открыто. 

Когда раньше критиковал коллег, не понимал одной вещи не всегда повар делает то, что хочет. Часто он подчиняется ресторатору, который настаивает: «Не нужны твои идеи, готовим «Цезарь», потому что его покупают». Инициативу давят. 

Я буду все равно долбить свою точку зрения. И буду бесконечно менять места работы, если буду не согласен. Пока не открою свой ресторан или не найду ресторатора, с которым мы окажемся на одной волне. 

Вдохновение

— Есть в Минске проекты, которые тебя вдохновляют? 

Мало. Мне нравятся лаконичные заведения, а у нас заморачиваются на интерьерах. Бывает, заходишь в заведение, тебя встречает один человек, который отведет к другому человеку, который посадит тебя за стол. Ты уже чувствуешь неловкость. А тут еще помпезная люстра, дорогие ковры… Зачем? Ты пришел всего лишь поесть! 

Рестораторы создают помпезные интерьеры, а потом удивляются, почему к ним приходят сфотографироваться, а не поесть. 

Мне нравится в Svobody.4: серые стены и яркая еда. Так нужно делать везде.  

— Если бы к тебе пришел ресторатор и сказал: «Есть деньги. Делай, как считаешь нужным»...

Это было бы нео-бистро. Такой формат зародился во Франции, когда многие повара мишленовских ресторанов устали от помпезности, белых перчаток и накрахмаленных скатертей. Сделали ставку на простую, понятную еду. Проще говоря, нео-бистро это когда известный шеф открывает простое место с адекватными ценами. Адекватной ценой я считаю маржу в 150%, а не в 200-300%, как в большинстве мест Минска. 

— Чего сейчас не хватает Минску? 

Никто не делает пастрами: было бы круто открыть нью-йоркское дели. В Москве работает похожее заведение «Юность». В Минске нужно идти к тому, чтобы шефы больше продуктов делали самостоятельно. В Копенгагене есть заведение, где для пиццы итальянские деликатесы делают из датских местных продуктов. Из фермерского молока готовят свою моцареллу, буратту… В Москве важную роль сыграло продовольственное эмбарго. Они начали вялить свои окороки, делать сыры, активизировали животноводство, фермерство. Все зашевелились. У нас такого толчка не было. Шеф-повара часто лукавят, говоря: «Мы готовим из локальных продуктов».  

— Какая ресторанная концепция в Минске точно бы не прижилась? 

— Монопроект. В Москве это работает, а у нас нет. Можно, например, открыть хот-дожную. Но все равно придется добавлять в меню дополнительные блюда — салаты, закуски. Вспомни брассерию «Эркюль» на Интернациональной, где подавали котелки с мидиями. Не проработали и года. 

Еда

— Как ты придумываешь блюда? 

Раньше переделывал классику на свой лад. Допустим, брал «Цезарь»: менял курицу на индейку, вместо сухарей готовил крошку из чиабатты с оливковым маслом и розмарином… Сейчас делаю ставку на сезон. На моих шеф-ужинах в LEØNE это грибы. Первым курсом подаем молодой сыр с жареными грибами. Прямо у гостя на столе добавляем в молоко стартер для ферментации. За 10 минут молоко превратится в консистенцию, похожую на желе. Сверху выложим жареные грибы и присыплем блюдо еловой пылью. Это история про аромат леса, про воспоминания из детства. У каждого блюда должна быть история, а не механическое описание ингредиентов в составе. 

Перепелов подаю с лапкой. Для меня важно, чтобы гость понимал: еда была живая. Это уважение к продукту. Ты не должен закрывать глаза на то, что это когда-то бегало и отдало свою жизнь, чтобы оказаться на твоей тарелке.

— Как работаешь над подачей блюда? 

Это очень интуитивная вещь. Я делаю ставку на минимализм в подаче. Не люблю аляпистость в тарелке. В моих блюдах всегда 2-3 главных ингредиента. Не люблю микрозелень, которая не несет никакой смысловой нагрузки. С какой целью ты добавляешь на тарелку тот или иной продукт? Если идеи нет, то твоя еда неживая. Из минских шеф-поваров мне нравится подача Андрея Карповича из DOM.

Блогеры

— За какими food-блогерами следишь? 

Подписан-то на многих, но считаю, что у нас нет блогосферы. В Минске очень узкая тусовка. Хожу на разные мероприятия, а там одни и те же люди. 

О какой блогосфере можем говорить, если некоторые блогеры тусуются за бесплатную еду и игристое? Это игристое стоит 10 долларов в магазине купи и не позорься. 

Личное

— Детская болезнь сильно повлияла на твой характер? 

Максимально. Сейчас я боюсь смерти. А раньше этот инстинкт отсутствовал напрочь. В 6 лет меня сбила «Волга» на скорости 70 км в час, а потом я заболел раком. После такого немногие выживают. В юности я решил: что еще может убить, если не убило это? И со спокойной душой курил, выпивал в любых количествах, ввязывался в драки. Но сейчас очень боюсь смерти. Даже перестал летать. Запомнил, как про аэрофобию сказал Артемий Лебедев в интервью Дудю: «Я люблю летать в хвосте самолета. За доли секунды перед смертью я хотя бы увижу шоу». 

Ошибки

— За какие профессиональные ошибки тебе стыдно? 

— Не то что стыдно... Но я часто зря доверял людям, поэтому пару раз не получал деньги за проделанную работу. Еще одна ошибка — чрезмерная самоуверенность. Иногда говорил, что сделаю круто, а делал не очень. 

— Ты строгий руководитель? 

Я вспыльчивый. Быстро загораюсь, ору матом, а потом мгновенно потухаю. Были случаи, когда я ругал сотрудников прилюдно. Когда нужно было отвести в сторону и спокойно поговорить тет-а-тет. 

По городу ходит молва, что со мной сложно работать. В юности я был буйным: видишь шрам — в драке мне разбили бутылку об голову. Думаю, Вадим Прокопьев никогда не возьмет меня на работу из-за репутации (смеется). А если серьезно, то это в прошлом. Все просто — я повзрослел.  

Вы шеф-повар или ресторатор, неравнодушный к проблемам в HoReCa? Пишите на m.tarazevich@relax.by и станьте героем нашей статьи. 

Фото: Дмитрий Рыщук

Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

«Не можем научить любить людей, но можем научить о них заботиться». Каково работать администратором в минском кафе? Не бойтесь силиконов и консервантов. Почему корейская косметика так популярна, и есть ли альтернативы?
Этот сайт использует cookies
Понятно