Когда знаешь о заведениях Минска все и даже чуть больше, однажды душа начинает требовать свой собственный проект. О сложностях, конкуренции и о том, как Instagram-аккаунт помогает продвигать бизнес, поговорили с двумя фуд-блогерами: совладельцем кафе «Мука» Григорием и соучредителем фуд-трака More Less Татьяной.
Бортовой журнал о городе М.
Еда, досуг, места, события, слухи и никакой шаурмы
— Про общепит я пишу уже больше шести лет. До блога «Где Ходил» были и другие. Но главной целью я всегда ставил желание разобраться, как устроен общепит, и открыть свое заведение.
Сейчас «Мука» — не единственный мой проект. В этом году в планах дать старт еще двум идеям.
Формат
Почему пельмени? Это старое доброе и любимое многими блюдо. А если рассматривать его еще и как стрит-фуд, то альтернатива кебабам, шаурме, которые, как мне кажется, портят гастрономическую атмосферу города. Вообще, я считаю, что пельмени должны быть представлены в заведениях как монопродукт.
Монопродукты в скором времени станут трендом в Беларуси. И это хорошо: ты занимаешься чем-то одним и «одно» получается у тебя круто
Еще один тренд сейчас, бесспорно, — локальные продукты. Идея пришла к нам из России, где из-за санкций вынуждены были искать новые пути и возможности. Так, например, для своих пельменей мы используем только белорусское мясо. Пробовали новозеландские бараньи окороки, но это не совсем то.
Старт
Ремонт в «Муке» делали сами. Здесь еще шли работы, а мы изолированно от шума и пыли вместе с бренд-шефом Артемом Ракецким прорабатывали кухню. Самым главным условием было то, что работать в пельменной будем и мы, владельцы, сами. Во многих европейских городах это практикуется уже давно. Учредитель работает на кухне, сам встречает гостей. В этом плане мне очень близок формат траттории — семейного ресторана.
Когда мы только начали работать над проектом, у нас не было даже бизнес-плана. Мне кажется, если вы творческий человек, он вам не нужен
Мы все делали по ходу. Была команда, был список оборудования, были те, кто помог проработать бренд, — и всего за пару месяцев после того, как нашли помещение, «Мука» открылась.
У нас есть постоянные гости, и мы этим гордимся. Потому как далеко не в каждом минском кафе вы услышите фразу: «Вам как обычно?». Сегодня в «Муке» можно встретить и хипстеров, и айтишников, и бабушку с внуками, и компанию друзей, которая отдыхает после работы, играя в «настолки». Пельменная — это формат «для всех».
Сложности
«Муку» я открывал вместе с двумя близкими друзьями — Сергеем и Олей. В одиночку это сделать практически нереально. Вообще, скажу так: в Минске очень сложно открыть заведение. Сложнее, чем в Вильнюсе или Париже. Почему? Во-первых, из-за высокой арендной ставки, которая постоянно растет. Арендодатели как будто не заинтересованы в том, чтобы человек, который снимает помещение, задержался там надолго. Вот уже почти год я ищу место для своего второго проекта. И пока вариантов по адекватной арендной ставке нет.
Вторая проблема — у нас очень мало интересных помещений. Многое было разрушено во время войны. Да, можно арендовать место в новостройке, но лично для меня это уже не то. Я сторонник ретростиля. Мне нравится атмосфера прошлого, ностальгия, которую оно навевает. Тот дом, где сейчас находится «Мука», довоенный, 1937 года постройки. То, что я и искал.
Третье, с чем пришлось столкнуться, пока строилось наше кафе: в Беларуси, — очень жесткие санитарные нормы. Это, конечно, неплохо. Но у новичка, который открывает свое первое заведение, может отбить всякое желание.
Четвертая проблема — бизнесмены, которые, не имея никакого креатива, не проработав кухню, детали, запускают проекты в сфере общепита без души, исключительно ради денег. Они работают пару месяцев и уходят с рынка. Но при этом успевают создать конкуренцию.
Самоокупаемость и конкуренция
Прошло два года с того момента, как мы открыли «Муку». Это срок, который понадобился, чтобы окупить проект.
Белорусские реалии таковы: на фуд-корте, если у вас хороший проект, вы окупитесь за год, если это формат кафе, понадобится два-три года
Раньше было иначе: фуд-корт — три-четыре месяца, кафе — год. Почему сроки так изменились? Стало открываться гораздо больше заведений, выросла конкуренция. Но тут мы не рассматриваем питейные заведения. У баров все устроено иначе, и они могут окупиться довольно быстро. Например, как «На пляже» или «Банки-Бутылки».
Сейчас мы продвигаем проект с помощью Instagram, в том числе и моего личного аккаунта. Что касается конкурентов... Они есть, но это не пугает. Наоборот: мотивирует.
Несмотря на то, что в планах у меня еще пара идей, это заведение мы будем продолжать развивать. Я верю, что «Мука» будет тем местом, куда однажды придут мои дети и дети моих партнеров.
Еда, завтраки, путешествия, обзоры.
Бонус — рецепт бананового хлеба, за который вы точно скажете «спасибо»
— История моего блогерства началась примерно в 2012 году. Тогда появился интерес к кулинарным передачам, я начала ходить по заведениям и в Беларуси, и за ее пределами и пробовать что-то новое. Примерно в то же время у меня появилась камера. Я стала снимать еду, зарегистрировалась в Instagram. Словом, все звезды сошлись. Чуть позже друзья начали просить рецепты того, что я выкладывала, и для удобства я завела ЖЖ, а спустя время — блог-сайт.
Если честно, я никогда не причисляла себя к блогерам. То, что я делаю, было и остается хобби. Основная моя работа — специалист по тестированию в IT-компании Godel Technologies. Но летом 2018 года в голову словно выстрелила мысль о том, что нужно развивать блог. Но не ради денег. А чтобы донести до людей, что можно вкусно, быстро и красиво питаться дома. Ну, и начать потихоньку прививать окружающим культуру еды и питья.
Формат
Друзья давно говорили мне о том, что нужно что-то открывать. Конечно, я задумывалась о своем заведении. Но это слишком большие вложения, слишком много сил и нервов, слишком много времени. Думаю, пришлось бы уйти с основной работы.
Идея More Less была почти мгновенной. Как вспышка, как выстрел, когда понимаешь: да, нужно делать!
Мой друг и соучредитель More Less Роман Сиверцев как-то за чашечкой кофе сказал: «А может, сделаем фуд-трак?». Я ответила: «А давай!». Вот так все и началось. Меню было тоже придумано мгновенно. В голове очень быстро нарисовалась картинка, оставалось найти и купить машину.
Старт
Как такового стартового капитала у нас не было. Да мы и не знали особо, во сколько нам это обойдется. Предполагали, но предполагали неверно. Раза в два неверно.
До запуска проекта я очень хорошо разогрела свою аудиторию, рассказывая о том, что работаю над секретным проектом, но не называя его. Конечно, не обошлось и без рекламы в Instagram.
Сложности
Сейчас я все еще думаю, что самое сложное — это было найти машину под трак. Недорогую, в более-менее нормальном состоянии, на ходу. На поиски ушло около полугода. В итоге подходящий вариант подвернулся даже не в Минске, а в Гродно.
Второй проблемой стали бухгалтерия и налоги. Но не в плане того, что это все очень сложно. Скорее, с точки зрения, что, во-первых, на это нет времени, во-вторых, программа для налоговой, в которой нужно фиксировать все доходы, заполнять декларации и т. д. — написана под Windows и работает только в Internet Explorer. Но все сложности решаемы, будем нанимать бухгалтера.
Самоокупаемость и конкуренция
На старте у нас были деньги на машину — $1,500. А дальше мы решали финансовые вопросы по мере их поступления. Через сколько это окупится? Предполагаем, что через год-полтора.
Есть ли конкуренция? Да, есть. Вот сколько фуд-траков сейчас. Но это прекрасно! Конкуренция — это круто. Это толчок к развитию. Это движение. Это не про то, как ставить друг другу палки в колеса, а наоборот — история про сотрудничество, помощь, поддержку.
Будет ли в скором времени что-то еще, есть ли планы? Скажем так: есть концепты и наполовину продуманные идеи.
«Скоро?» — спросите вы.
«Скоро!» — отвечаем мы.
Фото: Дмитрий Рыщук
Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebookи ВКонтакте, подписывайтесь на наш Telegram-канал и Viber-чат!