24afisha_logo_yellow-black backgroundLayer 1 Layer 1 Скачать из Windows Phone Store
a a a a a a a

«Выглядеть стильно белорусам мешает лень». Fashion-блогеры о том, есть ли у нас в стране индустрия моды

Текст: Богино Анна, 14 сентября 2018

Есть ли в Беларуси мода, способна ли она сама диктовать тенденции или только «подсматривает» их у других, и можно ли заработать на fashion-блоге?

Татьяна Щербакова

— Модная индустрия в нашей стране есть, это совершенно точно. И развивается она, на мой взгляд, довольно успешно. Взять хотя бы тот факт, что первая Неделя моды в Беларуси была организована в 2010 году и проходит регулярно уже восемь лет.

С каждым годом у нас в стране появляется все больше новых дизайнеров, открываются шоу-румы. Наши бренды идут вперед, развиваются, и это заметно. В обществе зарождается культ носить дизайнерскую одежду: все больше людей отдают предпочтение уникальности, нежели масс-маркету.

Диктуют ли наши дизайнеры тренды? Скажу, что в большинстве своем нет. Скорее, они «подсматривают» за зарубежными коллегами. Но я не считаю, что это плохо. Есть четыре недели моды: в Лондоне, Милане, Париже, Нью-Йорке. И именно на них известные дизайнеры и великие модные дома формируют тенденции. У нас же в Беларуси многие изначально создают то, что будет покупаться, учитывая вкусы и предпочтения целевой аудитории. Дизайнеры боятся, что многое могут не понять и не принять, и вгоняют себя в рамки.

Что же касается работы модных блогеров в Беларуси и их заработка: у нас на постсоветском пространстве нет четких границ и ясного понимания, кто эти люди и за что им нужно платить. За рубежом fashion-блогеры действительно живут только за счет того, что они делают. Однако радует, что сейчас наши бренды потихоньку начинают понимать, почему они должны звать на свои показы и мероприятия известных блогеров и инфлюенсеров.

Блогерство — это такая же профессия, как и прочие: учитель, строитель, фотограф. И на этом можно зарабатывать, но не все компании, к сожалению, готовы платить.

Чаще всего разговор идет о бартере. Но в том, что им не платят, виноваты сами блогеры. Их не так много в Беларуси (я имею в виду не тех, у кого есть Instagram и кто считает себя при этом блогером, а тех, кто реально работает), и иногда они готовы сотрудничать просто за рекламу. В этом и заключается главная ошибка. А еще в блогерстве и выбранной области нужно постоянно развиваться, а не сидеть и ждать, пока кто-нибудь предложит тебе работу. Бренды не обращаются к тому, кто делает некачественный продукт. Но если вы будете относиться к работе серьезно, уважать то, что делаете, вас непременно заметят и вам заплатят.

 

Наталья Лапина

— Отрицать наличие модной индустрии в стране, я думаю, сегодня не осмелится уже даже принципиальный скептик. Другое дело, что масштабы всего этого процесса меньше, чем мы привыкли себе представлять.

По стечению профессиональных обстоятельств, в 90% случаев работаю с продуктами модной индустрии на стороне потребителя, поэтому оценивать плюсы и минусы мне тоже проще с покупательской точки зрения. И здесь я очень четко вижу разделение моды в стране на производственную — «для всех» — и дизайнерскую — «кулуарную». Речь даже не о ценовой разнице, а о вовлеченности покупателей в процессы внутри этих двух групп.

Если фабричные вещи проверенных белорусских производителей — это гарантированное отражение актуальных модных тенденций, предсказуемый ассортимент и логичная смена сезонных коллекций, то с дизайнерским сегментом в этом плане гораздо больше неожиданностей. Еще раз повторю, что я сейчас размышляю с точки зрения потребителя и его будничных ожиданий от модной индустрии. Именно поэтому в большинстве гардеробов, если собирать их исключительно из продуктов нашей модной индустрии, будет такая расстановка сил: покупать и обновлять базовые стилистически нейтральные вещи проще у фабричных производителей, а дополнять шкаф вещами-акцентами — с помощью дизайнерских марок. Да, базовые вещи наши дизайнеры тоже делают, но для потребителя в этом вопросе важно постоянство ассортимента. Это когда я знаю, что за водолазкой к сезону всегда можно зайти в «Полесье», а актуальный пуховик гарантированно будет в Lakbi. В нашем дизайнерском сегменте таких примеров, на мой взгляд, мало. Сумки Panaskin, базовый трикотаж Ton-in-Ton — это то, что приходит на ум сразу.

Отсюда и взаимоотношения с мировыми тенденциями. Массовые производители в большей степени подсматривают и адаптируют. Закрытые дизайнерские бренды работают строго в своей нише и с ходу «прочитать» в их вещах острые тренды иногда довольно сложно. Либо наоборот — это будет тренд в концентрированном виде, адаптировать который под обычную «немодную» будничную жизнь тоже бывает непросто.

 

Дмитрий Бычик

— У белорусов есть стиль и есть мода на что-то «свое», например, на футболки с национальным орнаментом. Но моды в привычном понимании, когда бренды сами диктуют какие-то тенденции, нет.

Люди достают себе желаемые вещи через десятки человек и потратив на это месяцы. За уникальностью еще, конечно, можно отправиться в секонд-хенд, но тут как повезет. И не каждый захочет покупать вещи там. Так что же нам мешает одеваться стильно? В первую очередь, лень. Нам лень искать одежду и переплачивать за доставленную вещь 30%. А если она есть в Беларуси, то продавцы накручивают иногда даже не 30%, а все 100%. Мешает также отсутствие всех возможных масс-маркетов, не говоря уже о премиум-магазинах. Но это останавливает только тех, кто не особенно хочет стараться. Тот, кто желает выглядеть стильно (не модно, так как я все-таки больше вещаю в Instagram про индивидуальный стиль), всегда найдет способ достать вещи и источники вдохновения, где можно посмотреть, что и как носить и сочетать. Вообще, я ориентируюсь только на Запад и у меня вся аудитория в большинстве своем оттуда. У нас же, если одеваешься интересно, то ты «выпендриваешься, кичишься вещами или просто избалованный». Суть моего блога — показать, как круто сочетать те или иные вещи друг с другом и делать это не за огромные деньги.

Если говорить о том, можно ли, будучи модным блогером, на этом зарабатывать, то мне кажется, это ни в России, ни тем более в Беларуси брендам не нужно. Они не хотят платить.

За все время, что я занимаюсь блогерством, сотрудничал с 1-3 белорусскими брендами. Скажу, что они качественные, но тенденции и актуальность отстают от мира моды. Недавно открыл для себя крутые сумки из бумажной кожи VOODOО. Есть хорошие магазины-посредники, например, кроссовок — HAPSHOP — или просто магазин собранных брендов, как ADEPT. Какие-то отдельные белорусские бренды, в которых можно выглядеть действительно круто, не назову. Может, я запущу в скором времени свой и сделаю все, чтобы он был интересен аудитории.

 

Илья Трифоненков

— Беларусь только начинает открывать для себя модную индустрию. Если брать другие страны, то мы, конечно, довольно сильно от них отстаем. С другой же стороны, за последние пять лет мода в нашей стране сделала большой скачок как в развитии Belarus Fashion Week, так и в иных мероприятиях.

Я видел Rome Fashion Week, и это, честно признаюсь, в десятки раз хуже. Бренды пытаются привнести что-то новое в свои коллекции: где-то копируют Запад, а где-то — свою же старую одежду. Мероприятия стараются держать планку, делают красивую картинку, но упускают мелочи, на которых строится индустрия. Считаю, что пытаться мало, нужны бюджеты. Есть те, кто может что-то сделать, но их ограничивают. Ограничивают те же бренды, ведь сделать красиво и качественно — затратно. С другой стороны, если получается сделать хорошо, вечеринку или мероприятие могут испортить посетители: элементарно не соблюсти дресс-код.

Дизайнеры и бренды, которые шьют одежду в Беларуси, — отдельный разговор. Во-первых, это небюджетно, во-вторых, не всегда со вкусом, в-третьих, сложно конкурировать с масс-маркетом и на фоне его бешеной популярности пытаться продавать одежду. Есть те, у кого это получается хорошо, а есть те, кто шьет одежду, не понимая, кому они ее продают. Также не стоит забывать о платежеспособности населения.

Сколько мы ни пытаемся приучать людей к белорусским дизайнерам — при помощи фестивалей, маркетов, — все равно это не входит в массы. С мужской одеждой, например, в нашей стране дела обстоят вообще плачевно. Поэтому развиваться есть кому и куда.

Конечно, ведя блог в Беларуси, можно зарабатывать: без разницы, модный он или, например, про еду. Все зависит от автора, самого блогера, его позиционирования, качества контента. Но стоит понимать, если мы говорим про Беларусь, то множества заказов из нашей страны ждать не стоит. Большинство проектов и рекламы будут из России или Европы. Особенно те, которые хорошо оплачиваются. Модный блогер не совсем профессия. Почти каждый блогер после того, как начинает зарабатывать деньги, предпочитает называть себя как-нибудь по-другому.

 

Яна Войтеховская

— Безусловно, мода в Беларуси есть, о чем свидетельствует не только проведение специализированных fashion-мероприятий (Belarus Fashion Week, Brands Fashion Show, «Мельница моды», fashion-маркеты), но и, собственно, деятельность дизайнеров. И хотя местами наша модная индустрия проигрывает странам-соседям, по моему мнению, за последние годы она пережила ряд значительных событий, благодаря которым смогла выйти на новый уровень международной модной арены.

Думаю, у нас в стране можно заработать на блоге любой направленности, было бы желание. Но, насколько я знаю, ни один из моих коллег по блогерскому цеху не зарабатывает на жизнь сугубо своей платформой, однако профессиональная деятельность некоторых из них в той или иной мере связана с модой: в пример могу привести Таню Щербакову — автора популярного fashion-блога, которая нашла свое призвание в профессии стилиста.

Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Telegram-канал и Viber-чат!

Опять купила не то. 10 ошибок шопинга, которые мешают стильно одеваться Топ-20 вещей, которые можно купить на Большом модном маркете в эти выходные
Этот сайт использует cookies
Понятно