Говорят, что желание клиента — закон. Но ведь мастеру виднее? Relax.by расспросил бьюти-мастеров о том, какие просьбы клиентов для них табу, и почему репутация порой дороже денег.
Анна
мастер по маникюру
— Никогда не сделаю маникюр с дизайном, где рисунок изображает мужской или женский образ в неглиже, где преобладает пошлость, нецензурные надписи. В общем все то, что выходит за границы морали.
Серьезные конфликты интересов и вкусов в моей практике не случались. Были, конечно, ситуации, когда для меня был непонятен выбор клиента, но обыграть и добавить своих ноток в маникюр ведь можно всегда. А если добавить своего видения в дизайн, значит можно и чуть-чуть изменить его. Тогда и находится компромисс. Но переубеждений с моей стороны не было никогда. Ведь главное не переубедить, а направить.
Задача мастера — объяснить, какие тенденции сейчас актуальны в сфере маникюра. Всегда можно предложить пару-тройку вариантов, чтобы обыграть до этого не совсем удачный дизайн, но оставить саму суть, с которой пришел клиент. Чуть более мягкие, яркие цвета могут абсолютно изменить картину. Также огромную роль играет знание психологического портрета клиента. Все всегда решаемо.
Самая необычная и, так скажем, сложная задача передо мной стоял, когда нужно было сочетать несочетаемое: цвета, дизайн. Пришлось подумать, как правильно сочетать и яркость цветов, и декор: блестки,стразы, ручная роспись. Все должно было получится гармонично и со вкусом.
— Я выполняю много креативных и иногда даже откровенно рискованных стрижек, окрашиваний и плетений. Но даже у меня есть свои границы — вернее, один момент. Я уж точно отказался бы делать осветление на уже полностью «убитые» волосы.
Причем очень часто приходят осветляться с волосами, которым катастрофически необходимо восстановление. Наш народ любит самодеятельность, когда за дешево или бесплатно покрасит соседка или студент. К сожалению, многих парикмахеров так и учат «убивать» волосы 9% и 12% окислителя, в то время как можно и при 3% выжать максимум пигмента из волоса. Достаточно просто завернуть пряди в фольгу и подождать чуть дольше обычного. Но время – деньги, и на волосы клиента многим просто наплевать. А вот что мне потом делать с такими волосами? Это головоломка.
С одной стороны, я могу рискнуть и постараться достичь того результата, который нужен клиенту, но в этом случае я буквально перекладываю всю ответственность на клиента, включая вероятность потери волос и денег. С другой стороны, я могу предложить иные варианты окрашивания, а они всегда найдутся. Но если клиент на контакт не идет, то я просто отказываюсь выполнять эту работу. Мне не сложно и не жалко. Я уже давно понял, что работать лучше на качество.
Хотя бывали и чудеса в моей долгой практике — когда, казалось бы, уже нет шанса, но клиент настаивал на осветлении, и все получилось. Но после одной печальной истории я четко уяснил, что больше не стоит играть с огнем. Уже около четырех лет ко мне приходит краситься девушка. У нее очень длинные густые волосы, но последние окрашивания были изматывающими: нижняя прядь на затылке была окрашена в черный, ее нужно было осветлить и окрасить в красный. Через полгода она пришла снова примерно с таким же запросом: эта прядь была снова окрашена в черный, пришлось снова осветлять и снова окрашивать. И недавно она пришла в третий раз, снова с черной нижней прядью на затылке. Я засомневался, выдержат ли волосы, но девушка была уверена – мол, мои волосы выдержат все. На 3% я осветлил эту прядь, и в процессе мытья волос обнаружилось, что волосы отваливаются. В процессе сушки девушка потеряла половину длины этой пряди, но прядь осветлилась очень чисто, практически до белого цвета. Я сообщил эту новость ей, на что она ответила: давай мы ее коротко пострижем. Я предложил покрасить прядь в синий цвет. Клиентка осталась довольна, даже заплатила 10 рублей сверху. Но у меня остался неприятный осадок, так как за 7лет практики у меня впервые произошло такое.
Есть надежный способ оценить состояние волос и понять, выдержат ли они осветление. Для начала я спрашиваю клиента об истории окрашиваний за последнее время – какой именно срок, зависит от длины волос. Затем я беру один волос, зажимаю пальцами, оставляя примерно 2-3 сантиметра расстояния между ними, рву и смотрю, что стало с волосом. Если он остался прямым, то полностью здоров. Если появилась легкая волна, то состояние терпимое, волос все еще можно осветлять. Если сильная волна, то я оцениваю волосы в целом, сопоставляя с историей окрашиваний, густотой, легкостью расчесывания, и только после этого думаю, как могу осветлить такие волосы. Возможно, это будет максимально щадящее декапирование (или смывка), а возможно, придется и отказаться работать с такими волосами. Ну и самый безнадежный случай, когда волос превращается в зигзаг, пружинку. Тогда волосы, скорее всего, не вынесут осветления, даже самого щадящего. Такой тест провожу минимум три раза, чтобы быть уверенным.
Если прямо и честно, максимально простым и понятным языком рассказать человеку о том, как всё работает, привести несколько ярких примеров из своей практики, не используя непонятных для него терминов, то тебе обязательно поверят и сделают другую процедуру. Люди ценят честность, потому что из-за постоянной гонки за наживой и бесконечной рекламы начинаешь теряться и сомневаться в профессионализме мастеров.
Больше всего я люблю свою работу за довольные лица, громкий визг радости. А если человек уходит недовольным, пусть даже и не говорит этого, я потом могу неделями загоняться и считать себя полным дном. На этом и построились мои выводы о том, что работа должна приносить радость.
Прежде, чем браться за сложные работы, лучше всего обсудить с клиентом все возможные исходы и предложить обходные пути. У меня не было гонки за репутацией, я особо нигде не рекламируюсь, но я веду небольшую статистику, спрашиваю людей, как они обо мне узнали - и самый частый ответ: мне тебя посоветовали. Это мне о многом говорит, например, о том, что я нахожусь на своем месте и о том, что я все еще развиваюсь, а не деградирую.
Анна
парикмахер-стилист
— Для меня табу — делать прическу, которая человеку совершенно точно не пойдет. Перед стрижкой я постараюсь его как можно убедительнее отговорить и предложить альтернативные варианты. При этом у меня нет каких-то предубеждений. На моем опыте есть и очень экстремальные яркие окрашивания, и даже стрижка для девушки налысо.
Конечно, бывали случаи, когда клиент не соглашался отступать ни за что. Однажды одна девушка пришла на стрижку. Изначальным желанием был “каскад чуть покороче, чем есть”. Я посмотрела на нее и поняла, что ее типажу просто безумно подошла бы стрижка пикси. Начала уговаривать, а она ни в какую: боялась кардинальных перемен. Мы долго спорили, она упиралась, но прислушалась. В итоге осталась очень довольна.
Светлана
мастер по перманентному макияжу и татуировке
— Считать в перманентном макияже что-то неприемлемым не в моих правилах. Каждая техника — татуаж, микропигментирование, микроблейдинг — имеет право на существование. Обычный маркетинговый ход: на рынке появляется новое название, все вроде как новое привлекает внимание, а смысл не меняется. Самое главное — подобрать подходящий вариант для каждого клиента, тогда и конфликтов на выходе не будет.
Прежде чем приступать к работе, нужно выслушать мнение клиента, но не всегда оно совпадает с моим. Моя задача — пояснить, показать и рассказать все плюсы и минусы, чтобы он сделал правильный выбор. Ведь не каждая девушка владеет полной информацией о том, как оно должно быть на самом деле.
Что касается формы, на мой взгляд, природа дает человеку ту форму, которая лучше всего подходит к его лицу, будь то брови или губы, а с помощью перманентного макияжа можно внести коррективы, так сказать, незначительный тюнинг.
При выборе техники перманентного макияжа в первую очередь я опираюсь на тип кожи: если кожа сухая, можно выбрать ту, которая нравится больше всего: волосковая, растушевка (напыление). Если жирная либо комбинированная, то только растушевку, здесь без вариантов. Изначально красивая работа с тоненькими аккуратненькими волосочками после заживления вас не порадует. В лучшем случае останется мало тона, в худшем — волосок станет "бревнышком".
Ситуаций, когда клиента хотел одного, а мне приходилось его “притормозить”, было очень много. К примеру, клиентка хочет стрелку с растушевкой, показывает работу мастера «Х», которую увидела и загорелась. Первое, что я делаю, предлагаю у этого мастера найти зажившую работу. Пусть не ту же, но хотя бы похожую, выполненную в этой технике. Находим: она нам не нравится. Вместо растушевки два «фингала», пиксельное напыление слито в один сине-серый фон.
Вроде работа хорошая сразу после процедуры, а на выходе — печалька. Основной мой совет всем девочкам — смотрите фото заживших работ. Если вас все устроило в зажившем варианте, делать я бы не отказалась, почему нет. Моя главная задача — предупредить, все пояснить и все показать .
Каждый клиент, прежде чем записаться на процедуру к мастеру, изучает его портфолио. И только в том случае, если его все устраивает, он приходит добровольно на сеанс. Мастер вам может что-то порекомендовать, но ничего не станет навязывать.
Хотите брови на лбу? Не вопрос, только давайте попробуем их немножечко опустить к тому месту, где им будет комфортнее. Вдруг вам понравится. Хотите стрелки , как у Клеопатры? Без проблем, только давайте их сделаем немножечко меньше, вы походите до коррекции, если все-таки, захочется увеличить — увеличим. Ведь добавить проще, чем убрать.
Что бы я и мастера нашей студии не делали бы в тату? Чаще всего клиенты обращаются к нам уже с заранее обдуманной идеей, эскизом. Прежде чем приступить к работе, мастер обсудит с клиентом все нюансы. Если ему совсем ваш "чудо-эскиз" не понравится, он всеми силами будет тактично пытаться отговорить от задуманного. Но если клиент все равно будет стоять на своем, он получит именно то, что хотел. Как говорится хозяин-барин.
Конечно, у нас есть свои правила: мы не пигментируется половые органы — обращений было много, но пас. Отправляли искать мастера в других салонах, который бы набил слоника или змейку.
Сложно какую то из своих работ назвать необычной, странной. Дело в том, что для кого-то она будет нормой, а кто-то не поймет. Для кого-то — дикость, а для кого-то - самое, что ни есть прекрасное. Норм и правил в художественной татуировке не существует, также не существует понятия качества. Это как черный квадрат Малевича: для кого-то произведение искусства , кто-то в нем видит в нем круг или крест, а кто-то смеется, что его годовалый ребенок также сможет нарисовать.
Ольга
визажист
— Я, наверное, страшный человек, но для меня единственное табу — это когда очень уж ярко. Правда, в силу специфики своего позиционирования уже несколько лет с такими заказами не пересекалась. Нет у меня скандалов, интриг и расследований.
Принципиально ни с кем не спорю. Могу что-то предложить, но понимаю, что работаю в сфере услуг: зачем пытаться навязать то, что не нравится клиенту? Главное чтобы все были счастливы.
Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Viber-чат!