Минский ресторатор и совладелец мужских парикмахерских Firm и Cut Алексей Садовой рассказал Relax.by, как прошел первый День барбера в Минске. О том, почему барбершопов стало слишком много и как между ними кочуют «мастера».
— Вы устроили первый в Беларуси Happy Barber's Day. Как это было?
— Давайте начнем с того, что 13 сентября никто не отменял, как и парикмахерскую «Восход». Просто мы решили сделать приятным днем и поводом для выходного еще один день в году.
25 февраля мужской парикмахерской Firm исполнилось 4 года. Отпраздновали мы это событие в баре MADMEN на Интернациональной, 25а. Место выбрано неслучайно: бар нравится нам атмосферностью и кулуарностью, принадлежит нашим друзьям и партнерам. В то же время он довольно претенциозный, чтобы был повод надеть вечерние платья и лучшие бейсболки. Мы сделали праздник для своих, но позвали гостей и любимых клиентов.
Рассчитывали, что это будет возможность для мастера и гостя пообщаться в неформальной обстановке, выпить рюмку и, наконец, заговорить о чем-то более сакральном, чем погода, политика или футбол. У нас были диджеи из Москвы, Вильнюса, пара подарков и, конечно, много алкоголя.
— Барбершопов в Минске много. Почему Happy Barber's Day запустили именно вы?
— Firm был первым открытым в Минске барбершопом. И сеть до сих пор остается одной из самых масштабных и востребованных (Chain, прости, нас 14). Наши мастера хоть и получили несколько значков на погоны и памятных рамок, но лучшим показателем для нас все же остаются лояльность и количество постоянных гостей.
Если коротко, то: нас много, мы в «тельняшках» и «кто, если не мы».
— Почему День барбера вообще нужен?
— Хочется сделать профессиональный праздник для той индустрии, которая у нас в последние годы активно развивается. Сейчас только в Минске 36 барбершопов, и больше половины из них открылись за последние год-полтора.
Нас в буквальном смысле спрашивают: зачем вы все прете в эту индустрию? Зачем нам столько барбершопов? И меня, честно говоря, тоже интересует данный вопрос. Сейчас заработать в этом бизнесе крайне сложно, а люди открывают новые, не думая об экономике. Недостаточно хорошей локации. Недостаточно черно-белой плитки шашечкой. Недостаточно вывески «Барбершоп».
— И почему, по-вашему, барбершопов становится все больше?
— Я считаю, что так происходит из-за недорогих франшиз. Конечно, люди думают: о, порог входа всего лишь пара десятков тысяч и у меня будет готовый модный бизнес — надо брать! Но, к сожалению, не все учитывают значимые факторы. И самый главный из них — мастера.
Мало профессионалов. Переманивать у конкурентов? Вы не предложите лучших условий, я вас уверяю. Воспитывать и обучать? Но даже на самого упорного и талантливого ученика нужно потратить минимум 3-4 месяца, чтобы подпустить к гостю. Это лично наш опыт и критерии. Хотя знаю, где работают те, кто не «прошел» у нас.
Так можно испортить впечатление в целом обо всей индустрии, о ее философии, о подходах. Раньше ведь как было: спустился из своей квартиры, зашел в ближайшую парикмахерскую, отсидел в живой очереди и за три рубля постригся. Причем за 40 минут успеют подстричь четырех человек. И никто не думал, что есть в этом какой-то подвох. А у нас только на бороду обычно уходит по 30-40 минут, не говоря уже про стрижку.
Когда эти «игроки» только слышали звон, то обречены не только они, но и тот гость, кто в первый свой раз попался в их сети. И за это обидно.
Конечно, мы постоянно слышим фразы от новичков рынка: «Мы будем первыми. Мы будем настоящими». Ну вот пусть и они услышат, что мы знаем о таком их самомнении, но, если откровенно, говорить можно что угодно, даже красиво говорить, но люди ведь голосуют ногами. И пока у барбершопа 3,5 гостя в день, нечего комментировать… Они убыточны, они еще потерпят полгода, дотируя из карманов учредителей-айтишников и других честных бизнесменов, а потом сдадутся, попытаются продаться, отдать в управление, потом перепрофилироваться и открыть магазин разливного пива…
Амбициозные люди — это, конечно, хорошо. Они должны появляться и громко о себе заявлять. Это классно. И мы хотим находить с такими общий язык, дружить и, возможно, делиться опытом. Нам тоже есть у кого и чему поучиться. Мы открыты. И, надеюсь, этот день единения для ребят даст повод как минимум для общения. Если проще, мы предлагаем всем профессионалам вместе расти и отстаивать свои позиции.
— Как думаете, будет ли отклик?
— Мы понимаем, что в нас может прилететь немало камней и помидоров. Будут, наверное, говорить: «Что они о себе возомнили?». И именно для того, чтобы не наломать дров, мы начинаем тихо — со своих. Мы просто хотим рассказать, что барберов в Минске много и часто — хороших. А нашим коллегам — намекнуть, что мы хотим дружить.
У меня есть страхи, что кто-то будет издеваться над этой идеей. Нашу неблагодарную публику, комментаторов мы уже знаем не понаслышке. Ну, а кто, если не мы?!
— Какими могут быть следующие Дни барбера?
— На следующий год хотим праздновать со всеми коллегами по цеху в формате городского события на гораздо более масштабной площадке и с видным хедлайнером. Надеюсь, получится небольшой фест с мастер-классами и спонсорами.
Мы бы точно хотели, чтобы с нами праздновали этот День ребята из Chop-Chop — их очень любим и уважаем за позицию, Gents — амбициозные молодые ребята, El Cartel — наши соседи, CHAIN — о них много слышали, Trueman постарались с дизайном, а также Firma, «Доберман», «Чекист», «Синдикат», «Андеркат», TOPGUN, Brock, Gentelmen's club, Esquire, By Beard club, Niki Sova и все-все-все.
— Вы хотите собирать мастеров из разных барбершопов. Зачем?
— Сила профессионалов в масштабе рынка только в том, чтобы консолидироваться, объединиться. Например, давно уже стоит вопрос создания белорусской косметики для барбершопов. Мы не претендуем на собственный бренд, но хотим поработать с местными производителями, хотя бы подкинуть им эту идею.
Должна появиться площадка, на которой мастера смогут нормально общаться, а не бездумно копировать и беспочвенно декламировать. И надеемся, что единение принесет результаты как для мастеров, так и для владельцев.
Фото: Дмитрий Рыщук.
Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Telegram-канал и Viber-чат!