В августе в Минске появились официальные магазины крупных испанских брендов модной одежды — Zara, Bershka, Massimo Dutti, Stradivarius и не только. Однако любителей заграничного шопинга это не остановило — они продолжают ездить в Европу на «закупы». Ко Всемирному дню шопинга Relax.by выяснил, почему белорусы предпочитают покупать вещи за рубежом и чем их не устраивает белорусский масс-маркет.
Александра Тылец,
редактор, предпочитает покупать одежду в Италии и странах Балтии
Почему покупаю за границей? Выбор больше, цены ниже, скидки чаще. Да и всегда приятно привезти из путешествия вещь и, надев ее хмурым днем, мысленно возвращаться в воспоминаниях на ее родину. Например, как-то по пути во флорентийскую базилику я забежала в Zara и купила там себе чудесную тюлевую юбку за €5,99 (обожаю эти сезонные скидки по 70-90%). Теперь, когда ее ношу, вспоминаю об итальянской колыбели Ренессанса. А из Берлина привезла чудесную шерстяную шляпу за €5.
Раньше много заказывала в интернете, была довольна и друзьям советовала, но после введения лимита в €22 стало неинтересно. Друзей прошу купить мне что-то в единичных случаях вроде «нашла платье, моего размера нет, кто поедет в Европу, гляньте в местных магазинах «эсочку», пожалуйста». Шопиться люблю, но именно ради шопинга обычно не езжу: на первом месте у меня всегда культурная программа, а покупки — приятный бонус. Изучаю возможность делать их везде, куда направляюсь (в основном, это европейские страны). Обращаю внимание и на масс-маркет (H&M, Zara и т.п.), и на местные бренды.
Удачный шопинг возможен всюду, если подходить к нему с умом, заранее «гуглить», в каких торговых центрах есть интересующие тебя бренды, и знать, когда распродажи (а бывают они почти круглогодично).
Помимо одежды, покупаю косметику, которой нет в Беларуси, и какие-нибудь вкусности типа коричневого сахара Мусковадо, цельнозерновых макарон или вяленых томатов. Думаю, что появление у нас именитых брендов одежды не остановит поток людей, ездящих «на закупы» в Польшу и Литву. У кого были желание и возможность, будут ездить и дальше.
Белорусские цены на одежду и ее выбор не радуют, как и отсутствие таких масштабных сезонных распродаж, как в Европе. У нашей же одежды качество чаще неплохое, зато модели — страх и ужас. А если что-то симпатичное и из хорошей ткани, то цена, как правило, заоблачная.
Фаина Наконечная,
студентка, предпочитает покупать одежду в Вильнюсе, Киеве, Ереване
В Беларуси любая вещь (даже подделка под Gucci) стоит в три или даже пять раз дороже. И вопрос в качестве: я не располагаю большими финансами, поэтому покупаю вещи, которые гарантированно смогу носить минимум пять лет, а может, и больше, если речь об обуви.
Одежду делового стиля дешевле приобретать в Армении. Туда многие брендовые вещи попадают напрямую из Турции: себестоимость ниже, качество достаточно высокое — хлопок, шерсть, кашемир. Джинсы и базовую одежду покупаю в Берлине и Стокгольме: в столицах часто бывают распродажи до 90%, где я могу позволить себе вещи многих брендов средней цены.
Дорогие вещи приобретаю в литовских секонд-хендах (только там лучшая одежда не разбирается работниками). В Вильнюсе можно побродить по городу и наткнуться на распродажу «все по €2». Так я однажды купила в подарок свадебное платье с более чем столетней историей. Верхнюю одежду (и шапки/шарфики/перчатки) привожу из Киева: в местных элитных магазинах часто распродают аксессуары по сниженной цене.
Особенно дорогие бренды можно найти дешевле в Грузии. Например, в Тбилиси я купила брендовую английскую шапку за €10 (в Минске такая стоит около €100).
Я думаю, вся Гродненская и Брестская области ездят в Польшу на «закупы» и не прекратят этого делать и сейчас. А Минск будет продолжать делать это в Вильнюсе. Почему нет, если качество бренда то же, а цена ниже? Деньги на дорогу вполне окупаются.
В белорусской одежде я люблю качество тканей: пять лет назад покупала хлопковые с добавлением шерсти платье и жилет и ношу их до сих пор. За €45 каждый в «Детском мире», представьте себе. Цены в соотношении с известностью местных брендов и дизайном их вещей откровенно завышены.
Татьяна Курбат,
пиар-менеджер, предпочитает покупать одежду в Литве, Италии, Беларуси
Я стараюсь совмещать покупки с путешествием — это тоже элемент приключения, когда ты параллельно с изучением достопримечательностей красивого европейского города еще несколько часов тратишь на то, чтобы пробежаться по магазинам. В этом плане мне нравятся Литва, Франция, Испания, Италия.
В этом году ездили с подругой на сезонную распродажу в Рим. Это было, конечно, потрясающе с точки зрения цен, но достаточно затруднительно из-за трафика покупателей. Пока это мой единственный опыт целенаправленного шопинг-тура.
Недавно задавалась вопросом: почему зарубежный шопинг доставляет удовольствие, а в Минске, несмотря на то, что появляются новые бренды, такого кайфа нет? Думаю, здесь несколько психологических моментов. Во-первых, совершенно по-другому воспринимаешь цены за рубежом: когда вещь стоит в эквиваленте 230 рублей, а в Европе — €100, психологически воспринимаешь ниже (хотя, если пересчитать потом, цены окажутся примерно одинаковыми). Во-вторых, у нас пока нет ни одного ТЦ, куда можно прийти и купить за раз все, что необходимо (хотя я вижу, что ситуация меняется к лучшему). В-третьих, у нас пока нет такой культуры шопинга, как в соседних европейских столицах (но и тут наблюдается приятная тенденция к потеплению).
Не так давно я была в Барселоне, где одежда Mango, Zara, Massimo Dutti и Women’s Secret ощутимо дешевле (и неудивительно: Испания — родина этих брендов). К тому же там совершенно другой ассортимент: есть линейки одежды, которые к нам не поступают. Да и когда приезжаешь в тот же Вильнюс, понимаешь, что, дальше одного крупного ТЦ — Europa, Panorama или того же Akropolis — не нужно больше никуда идти: в одном месте сконцентрированы все сильные бренды, а значит можно закрыть все сезонные «хотелки» в плане обуви, аксессуаров и одежды.
Я искренне верю, что и в Минске когда-то будет так, и мы не будем за Zara ехать в Dana Mall, а за New Balance — в «Замок». Хотя прекрасно понимаю, что таким образом столичные торговые центры формируют свою уникальную привлекательность.
Пока же покупателю, чтобы купить любимые колготки Calzedonia, ультрамодную «заровскую» вещь, что-нибудь приятное из Massimo Dutti и сдобрить это хорошей обувью, нужно «убить» целый день, объехать весь город (и, может быть, повезет). В то время как в любой европейской столице есть огромный ТЦ или главная торговая улица, где собраны все необходимые магазины.
При этом меня искренне радует то, что ассортимент брендов в Беларуси расширяется. Так что, чтобы приобрести точечную сезонную вещь (пусть и чуть дороже), монобрендовые магазины Беларуси отлично подходят, но для основательного шопинга все же я вряд ли выберу Минск. К примеру, недавно вернулась из Литвы, где закрыла все потребности по зимнему гардеробу буквально за пару часов. А на Tax Free еще и пара обуви получится.
Марина Овсянникова,
менеджер, предпочитает покупать в Польше и Литве
Мой выбор места покупок не имеет отношения к странам: он связан с конкретными брендами, которые мне нравятся. Например, продукция Mohito и H&M не продается в Беларуси, так что я приобретаю ее за границей. А Pietro Filipi или Zara можно найти и здесь. Я люблю шопиться, но мне неинтересно тратить на примерку и поиски одежды целый день и тем более выходные. Поэтому забегаю в магазины во время поездок, если нахожу свободное время (обычно это Польша и страны Балтии).
На мой взгляд, проблема одежды белорусского масс-маркета — не качество, а дизайн. Иногда кажется, что дизайнер компании хочет показать все, что знает и умеет, на примере одного платья. В то же время появляется все больше белорусских дизайнеров, одежду которых хочется носить. Мне понравились коллекции весна/лето 2018, которые недавно представили Ольга Новик и Светлана Тодорская. Это не масс-маркет, такая одежда стоит недешево.
Появление крупных брендов не остановит белорусов, которые едут на шопинг в Вильнюс: для многих решающим фактором покупки является цена. В Европе акции, хорошие скидки да и просто приятные цены встречаются гораздо чаще, чем в Беларуси. Я, например, не так давно купила шелковое платье итальянского дизайнера всего за $30.
Текст: Тарас Тарналицкий
Новости Relax.by в твоей ленте и в телефоне! Следите за нами в Facebook и ВКонтакте, подписывайтесь на наш Viber-чат!